От этого дня ждали многого. Политическое противостояние в Москве осенью 1993 года принимало все более драматические формы. Переговоры между представителями Президента и Парламента России в Свято-Даниловом монастыре не приносили должных результатов. И вот в субботу, второго октября 1993 г., по телевидению и радио было объявлено о решении Патриарха Московского и всея Руси Алексия II провести в Богоявленском Соборе в Москве сугубую молитву об умиротворении Отечества. Отныне эта молитва должна была совершаться каждый день, в каждом храме. Впервые за семьдесят с лишним лет было решено доставить в Богоявленский Собор из Третьяковской галереи чудотворный образ Владимирской Божией Матери...
Когда при огромном стечении народа вносили в храм великую русскую святыню, я видел на глазах пожилых людей слезы. Эти старики и старухи, которые стойко несли свет Христов через безбожные десятилетия, дождались наконец великой награды. В критический момент российской истории чудотворный образ иконы Владимирской Божией Матери вновь вернулся в храм. В этот раз всего на несколько часов. Но будем надеяться, что Святыня Земли Русской займет вскоре свое законное место в Успенском Соборе Кремля.
Как сказал в своем слове митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: «...Сегодня, как и много веков назад, повторяется судьбоносный момент, когда с надеждой взирают на Церковь и ее Предстоятеля как силу примиряющую и устраняющую смуту в земле Российской. Об этом можно сказать с уверенностью, потому что мы являемся свидетелями подлинного чуда: среди нас Владимирская икона Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, которая именно сегодня среди нас, чтобы вселить в нас уверенность, что Бог с нами и Ты, Пречистая Богородица. Мы верим, что этот день, и молимся об этом, войдет в церковный календарь как день спасения России предстательством Богоматери.
Ваше Святейшество, как человек, Вы нуждаетесь и в моральной поддержке епископата, клира и мирян. И я хотел бы сейчас от имени всех перед иконой Пресвятой Девы Марии повторить нашу архиерейскую и священническую присягу на верность Вам как Предстоятелю Русской Православной Церкви в Вашем служении правде Божией, миру и нашему Отечеству. Мы знаем, что испытания и страдания Господь посылает как очищение за грехи, беззакония, отступления, богоборчество. И это для нас сейчас самый подходящий момент, чтобы перед иконой Богоматери за все минувшие десятилетия, за Церковь, за народ, за мир грешный принести покаяние. Перед лицом смуты в России должны дрогнуть все окаменевшие сердца православных русских людей, находящихся в данный момент в расколе со Святой Церковью и со Святейшим Патриархом.
Я обращаюсь к ним, находящимся и в нашей стране, и за ее пределами. Пусть они посчитают данный момент — моментом примирения с Русской Церковью и со Святейшим Патриархом. Да поможет Вам Бог и Пресвятая Дева, Ваше Святейшество».
«...Действительно, необходимо покаяние за грехи наши, если не за наши, то наших отцов и дедов, которые разрушали святыни, налругались над ними, отступили от Бога, — произнес в ответном слове Патриарх Московский и всея Руси Алексий. — Мы должны принести покаяние, чтобы Господь сменил гнев Свой на милость.
Ведь речь идет об Отечестве нашем, о судьбе народов земли нашей. Мы должны забыть о разделениях, о расколах и смутах, объединить свою молитву ко Господу и Царице Небесной, прося Ея предстательства, молитв, заступления за нас, грешных, за Отечество наше многострадальное. Чтобы, как и прежде, в годины испытаний, когда человеческие силы были исчерпаны и, казалось, надежды нет на спасение, люди возлагали упование на молитвенную помощь и предстательство Пречистой Богоматери. И Она скрепляла, давала силы и благодатную помощь Своими молитвами перед Престолом Ея возлюбленного Сына, Господа нашего Иисуса Христа.
За семьдесят послереволюционных лет впервые мы имеем возможность молиться перед Святыней Земли Русской, чудотворным образом Владимирской Богоматери. Вознесем же наши молитвы к Ней, чтобы Она ходатайствовала о заступлении и предстательстве за нас пред Господом Богом!
...Скорби, обрушившиеся на наше многострадальное Отечество, не отходят, но еще более умножаются. За всякими сегодняшними неурядицами скрываются величайшие духовные события. Такой подвиг нашего обращения и спасения. В этих скорбях не только наказания за наши грехи, но и милость Божия к нам, Его желание нашего вразумления и нашего покаяния. Грех, пронизывающий наше общество, расстраивает то равновесие, которое положено Творцом в основу духовного строя человека. Силы ада делают все возможное, чтобы вверглось Отечество в кровавый хаос братоубийственной войны...
Когда кажется невозможным решить человеческими слабыми силами и возможностями, Господь дает силы и мудрость и благословляет людей Своим миром в ответ на их покаяние и молитвенный вопль. В эти судьбоносные дни мы со всей нашей Церковью возносим наши молитвы о многострадальном Отечестве нашем, просим Господа, чтобы не допустил он пролития крови, чтобы не допустил он гражданской войны, разделения дальнейшего и противостояния. Покровительница града нашего святая икона Владимирской Божией Матери, перед которой мы имеем счастье сегодня молиться с вами, да ходатайствует пред возлюбленным сыном своим и Господом нашим Иисусом Христом за нас за всех, за Святую Церковь нашу, за Отечество наше, за Россию, за народы земли нашей. Да благословит Господь всех нас миром, согласием и братолюбием! Об этом наша общая церковная молитва перед Святыней Земли Русской».
Эти проникновенные слова Патриарха навсегда вошли в каждое верующее сердце. Уверен, что если бы услышали их те, кто развязал через несколько часов после молебна братоубийственную бойню, этой трагедии могло бы не случиться. Дело даже не в физическом присутствии в храме, а в том, что политические амбиции заглушили в наших ожесточившихся сердцах голос Господа Бога.
Недавно один из телекомментаторов посетовал: не помогла молитва, не помогла Божья Матерь! Должен возразить, и меня поддержат все верующие люди: сугубая молитва об умиротворении Отечества нашего помогла... предотвратить самую настоящую гражданскую войну, призраки которой уже витали в воздухе!.. Кровопролитие в Москве, каким трагическим оно бы ни было, — это гнойник, который должен был прорваться, чтобы не заразить весь организм. В этом столкновении невосполнимую утрату понесли не только родственники погибших, потеряли все мы, наше раздираемое страстями общество.
Скорбит Россия. Трагическая гибель наших соотечественников — суровое предупреждение оставшимся в живых — опомниться, осознать, наконец, смысл человеческого бытия, его божественное начало, принести покаяние. Господь Бог своим попущением в который раз дает всем нам понять: человек, ты должен остановиться, отойти от политических и национальных распрей, стать достойным своего имени! И дает всем нам надежду на спасение!
Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
ВОЗЗВАНИЕ
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Россия — на краю пропасти. Ныне мы перед выбором: или остановить безумие, или похоронить надежды на мирное будущее России. Особенно трагично то, что сегодня может распасться Российская держава. Если это произойдет, будущие поколения проклянут нас.
Противостояние на пределе нервов вокруг Белого дома в любой миг может взорваться кровавой бурей. И поэтому я слезно умоляю стороны конфликта: не допустить кровопролития! Не совершайте никаких действий, могущих разрушить донельзя хрупкий мир! Не пытайтесь решить политические проблемы силой! Не предавайтесь безумию, не переставайте уважать человеческое достоинство друг друга! Имейте мужество не поддаваться на какие угодно провокации, как бы больно они не задевали вас! Помните, что нынешней смутой могут воспользоваться экстремисты, преступники, да и просто нездоровые люди.
Всех православных христиан прошу молиться о спасении России. Пусть и те, кто ни разу в жизни не обращался к Богу, возопиют ныне к Нему. Верю: «Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром» (Пс. 28, 11)!
МОЛЬБА ПАТРИАРХА
Братья и сестры мои!
Гнев Божий пролился на Россию. По грехам нашим Господь попустил совершиться трагедии. Не послушав призыва Церкви, люди подняли руку на ближних своих. Пролилась невинная кровь.
Ныне каждый час может принести стране новые страдания. Когда совершается кровопролитие, велико искушение местью, искушению жестокостью и попранием свободы ближнего.
В этот миг молю всех, кто держит в руках оружие: будьте милосердны к ближним своим! Не позволяйте бесу ненависти и мести лишить вас разума! Не допустите смерти женщин и детей, раненых и безоружных людей, оказавшихся в зоне конфликта, всех тех, кто не причастен к насилию!
Сделайте все, что сейчас возможно, для прекращения кровопролития. Вспомните, что сказал Господь Иисус апостолу Петру, с мечом в руках решившему отстоять справедливость: «Возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).
Матерь Божия, Заступница наша! В годы нашествий иноземцев и междоусобных браней Ты никогда не оставляла России и всегда спасала народ наш. Не оставь нас и ныне. Смиренно прибегаем к Тебе: умоли Бога и Сына Твоего, да помилует и спасет Русь!
ПУТЬ К ПОКАЯНИЮ
Эта статья была опубликована во втором номере газеты «Русь Державная» в 1993 году сразу же после печально известных кровавых событий в Москве. Публикуемые фотографии также были сделаны в эти дни на панихиде, которую совершил наместник Новоспасского монастыря архимандрит Алексий (Фролов).
Произошла страшная национальная трагедия. Когда одна западная журналистка, ведущая программу СНН, после первых сообщений о сотнях и сотнях трупов, воскликнула: «Боже мой, Боже мой», у многих верующих, слушающих эту передачу, наверное, отозвалось: «Зачем Ты Меня оставил?»
В каждом катаклизме есть репетиция конца света. И сегодня уже действительно позднее, чем кажется, и каждый человек, как бы он себя ни называл, по самой сути сейчас себя обнаруживает.
Совершившиеся события для нас, христиан, — это не политика, а духовное явление. Так же как революция 1917 года была грандиозным духовным явлением.
Мы, христиане, не обязательно должны разбираться в политике. Но мы непременно — и в этом наше служение и наш долг — призваны к различению истины и лжи, добра и зла, которое имеют земные события по отношению к вечным законам, которые нам известны и согласно которым мы должны определять значение духовных ценностей нашей истории.
После отпадения от Бога в каждом человеке есть остаточный свет, благодаря которому он может различать свет от тьмы и понимать с помощью Божией Евангелие о Высшем Свете, и избирать этот Свет, и достигать его. Там, где сознательно отвергаются честность и правдивость, и справедливость, уважение к слову и свободе другого человека, невозможно понять свое отпадение от Бога.
До тех пор пока человек видит свой остаточный свет и ненавидит свой грех, даже если он не может оставить его, даже если он в грязи по уши, он еще может покаяться и, значит, может быть прощен. Но если человек снова и снова, отказываясь от Божьего водительства, от совести и разума, данных ему свыше, теряет способность узнавать добро, когда он видит его, если нравственные ценности у него перевернуты так, что зло для него добро, а добро — зло, тогда, даже встретив Христа, он не осознает грех и поэтому не может быть прощен. И это есть грех против Духа Святаго…
Самый горький и самый важный урок этих дней в том, что пока нет покаяния, диавол будет крутить, как хочет.
Что сказать в утешение? Есть ли исход на этом темном пути? Он есть, этот исход. И еще раз Церковь, молясь об упокоении погибших, говорит потрясенной душе народа, всем растерянным и рыдающим: «Не бойтесь». Ибо ереси и расколы, революции и войны, все разрушения и беззакония, которые мы наблюдаем сегодня в России и в мире, сам диавол — все происходит в той области, где осуществляется власть Бога, воля Божия, без попущения которой ничего не может произойти. Великая книга истории пишется по этой воле. Сатана может в определенные моменты взять свое гнусное перо, и надо иметь мужество видеть это и видеть зло, которое совершается как вечное зло, но надо иметь мудрость, чтобы понимать: что бы ни происходило, линия жизни, строка бытия не прекращается, продолжается Божественный текст, читаемый ангелами и святыми…
Протоиерей АЛЕКСАНДР Шаргунов
БОЛЬ РОССИИ
Эхо орудийных залпов, ночных выстрелов, криков толпы еще звучит в наших ушах. Еще не отошли сердца от пережитого смятения, страха и боли за Отечество. И не в пропаганде, но в проповеди нуждаются сейчас наши братья и сестры, христиане, и все россияне, склоняющиеся к вере, которая долгие годы была у них отнята.
Припомним детали битвы, имеющие, быть может, символическое значение: танк, стоявший на мосту! через Москва-реку, стрелял прямой наводкой в Дом Советов, детище демократии. По ту и по эту сторону реки — два противоборствующих лагеря, каждый из которых отождествлял себя с Россией, претендовал на роль выразителя ее мыслей и воли.
Призывы крепить Россию, укреплять ее единство слышались с обеих берегов Москвы-реки, призывы, не могущие оставить равнодушными истинно русское, тем паче, крещеное, сердце. Но мы призваны исследовать не слова, а деяния. «По плодам их узнаете их».
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в дни событий возвратился в столицу, чтобы призвать противостоящие стороны собраться в его присутствии, не где-нибудь в тронном зале, и не за светским круглым столом, а под сенью, под княжеским плащом благоверного Даниила Московского, в обители, основанной этим печальником за русскую землю в 1300 году.
Патриарх выступил миротворцем-ходатаем, молитвенником, мудрым отцом, перед которым должны склонять главы сыны Отечества, почтенные бременем власти...
Примирения не произошло. От слов стороны перешли к действиям, пролилась кровь. Благодать Божия, видимо, утекла сквозь пальцы, не удержалась в политических ладонях. Может быть, потому, что руки еще не стали преподобными, еще не омыты покаянием, ни тайно, ни всенародно.
Распадение издревле соединенных земель, нищета, порождающая насилие, озлобление, воровство, потеря чувства личной безопасности, все это отдает души людские во власть страха, во власть злодеев и насильников, потерявших человеческий образ, не наказуемых ныне твердой рукой властителя. Власть страха над нами переиначивает слово «демократия» в слово «демонократия», власть страстей, произвола и бесов над немощной, всеми оставленной человеческой душой.
Во время смутное, время безначалия, ослабления всех и всяческих авторитетов, когда люди находятся в смятении, когда мы не знаем, что готовит нам грядущий день, в такое время сердца людские особенно жаждут Веры. Хотя, быть может, и не всегда умеют просить о Вере.
А с какой надеждой эта душа в памятный воскресный день взирала на пришествие в Патриарший Собор иконы Божией Матери Владимирской, освященной молитвами наших благочестивых предков.
Тот, кто хоть немного знает историю Отечества и чтит предания старины глубокой, знает, какое значение для Москвы и России в целом имеет эта икона — подлинная жемчужина вселенского православия.
Вспомним: перед этой иконой молились москвичи, когда не Белый дом, но белокаменные стены столицы были обложены полчищами завоевателей. Несколько веков назад Тамерлан Великий, жестокий восточный завоеватель, оставлявший за собой реки крови и горы пепла, обступивший Москву, был обращен в бегство со своим непобедимым войском явлением ему во сне Богородицы. Видение Матери Бога христианского и сонма российских святых вразумило деспота, что не покорить ему Москвы златоглавой.
А в городе тогда все от мала до велика, и простецы, и мудрецы, бояре и простолюдины коленопреклоненно молились перед иконой со слезами, возложив надежды лишь на силу Богородицы-заступницы.
Нынешней осенью те же слезы надежды и веры стояли в очах православных москвичей, встречавших в то роковое воскресенье в Патриаршем Соборе образ Царицы Небесной. И нам остается лишь сокрушаться о духе времени, что тотчас же после окончания молебствия Патриарха икона, словно пленница, под конвоем была отвезена в музей. В страшные для Отечества часы именно молитва
Божией Матери спасала русский народ от кровопролития и междоусобия. Не потому ли пролилась кровь, что не было дано иконе Божией Матери Владимирской пребывать вместе с православным народом...
Боль России не умалят ни дифирамбы в адрес демократии, ни проклятия коммунистам. Каждый православный человек в тяжелый час должен следовать велению своей совести. В наше время, когда политика является всемирной игрой, увлекшей не отдельных лидеров, борющихся за власть, но целые страны и сообщества, истинное участие в судьбах страждущего Отечества принимают христиане, берегущие сердца от страстей, живущие духовной жизнью в Боге, являющие истинную жертвенную любовь к ближним, независимо от того, близки они или далеки от Церкви.
«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Когда скрещивают мечи русские витязи, то прокалывают сердце русской земли. И смеются демоны, и рукоплещут враги истины, чужими руками загребающие жар, обращающие эту страшную схватку к иным, выгодным для них последствиям.
От нас, от глубины нашего личного покаяния зависит, дано ли будет страждущей России упокоиться под сенью осьмиконечного креста и Богом данных скипетра и державы? Долготерпеливый, сбитый с толку российский народ имеет у себя величайшее сокровище мира — Православие. И только верность Православию может возродить Россию к былой ее славе и благоденствию.
Священник
АРТЕМИЙ Владимиров
Фоторепортаж
Владислава Парадни
«Русь Державная», 1993, № 2
АРТЕМИЙ Владимиров
Фоторепортаж
Владислава Парадни
«Русь Державная», 1993, № 2
ЖЕРТВА ИХ НЕ НАПРАСНАЯ...
Еще раз об октябрьских событиях 1993 года
После моего выступления по «Радонежу» 4 и 6 октября 1993 года, которое было перепечатано рядом газет, я получил немало откликов. Тогда же еще в редакции газеты «Русь Державная» мне передали письмо Татьяны Васильевой из Челябинска. Оно, мне кажется, может представлять интерес для всех...
«Глубокоуважаемый о. Александр! — пишет Татьяна Васильева — Я прочла Вашу статью в новой газете «Русь Державная»... Я обрадовалась ее появлению. Все мы, православные, хотим видеть нашу Родину православной державой, но много ли нас теперь, могущих составить такую державу?..
Этому моему настроению способствовал также странный, загадочный сон, который я увидела вскоре после страшной октябрьской бойни. Разрешите мне рассказать Вам его, хотя говорят, пересказывать сны — это дурной тон, но все-таки выслушайте меня.
Я мучилась и скорбела в те дни, мне было страшно и стыдно. В воскресенье 10 октября днем я прилегла дома отдохнуть, и незаметно уснула. Я увидела во сне наш Свято-Троицкий храм. Как всегда в нем было много людей, но на этот раз народ был всё какой-то нецерковный, таких во множестве встречаешь на улицах, в магазинах и прочее. Они стояли, плотно прижавшись друг к другу. Я зашла в храм, видимо, во время заупокойной ектении, но странное я услышала пение, хор пел странное, необычное песнопение: «Ныне упокой, Христе Боже, нас...» Я ушам своим не поверила, что они поют? «Ныне упокой, Христе Боже, нас» — нас, поют и поют, одно и то же, да так вдохновенно, слаженно, возвышенно...
Я нахожусь в оцепенении, и понимаю, что это сон, и пытаюсь проснуться. И вот, мне кажется, что я просыпаюсь, и начинаю мучительно думать о виденном, и почему-то вспоминаю Царя Николая-мученика. И?вдруг, я вижу его (оказывается, я все еще сплю). Я вижу образ Царя высоко-высоко, над иконостасом. Это икона, но в то же время Царь — живой. Он смотрит на народ с любовью, лицо его спокойно и излучает мир. Я смотрю на него туда, вверх, и вдруг вижу, что он благословляет народ... Царь благословил отпевающий себя народ советский, который мы еще по привычке называем русским, и на этом мой сон окончился. Я проснулась окончательно, глубоко потрясенная. Быть может, этот сон — результат моего душевного состояния той недели. Я много думала о судьбе нашей, о потерянности и нераскаянности народа нашего, и вот, я увидела во сне его отпевание.
Простите за безпокойство и за попытку самонадеянно судить о вещах, понимание которых мне, должно быть, вовсе недоступно. Татьяна Васильева».
И вот мой ответ:
«Дорогая Татьяна! Большое спасибо за письмо. Мне особенно дорог каждый человек, душа которого почувствовала всю глубину совершившейся в октябре трагедии. В первые дни после этих событий, казалось, мало кто понимал, что произошло. Особенно ранило то, что многие, называющие себя христианами, не хотели вникнуть в суть случившегося. Но что удивительно — те, кто уж прочувствовали это, прочувствовали одинаково глубоко, и одинаково ужаснулись. И это одинаковое восприятие сблизило самых разных людей. Один человек сказал, что это у него вторая в жизни по силе травма — первая была смерть его матери. «Я жить не хотела после того, как это случилось, — сказала знакомая мне женщина, — у меня жизнь перевернулась». Человек, много лет живущий далеко от России, некогда известный диссидент, прошедший сталинские лагеря, сказал мне, что не мог, узнав об этом, спать несколько ночей... Многие люди проявили себя очень неожиданно, то есть они почувствовали это мистически, события проявили, у кого душа — живая.
Хочу подчеркнуть именно мистическое значение расстрела, мистическое влияние его на душу человека.
Что сказать о Вашем сне? Вы сами понимаете, что к снам надо относиться с большой осторожностью... Снам большей частью Церковь не советует доверять, но во времена потрясений, глубоких страданий, смерти родных и друзей мы естественно становимся ближе к миру невидимому, наше духовное зрение обостряется. И эта близость дается Господом в подкрепление, чтобы человек не чувствовал себя брошенным.
Не менее чем личное горе, могут сотрясать душу и события, касающиеся судеб народа. Вы — не единственная, от кого мне приходилось слышать о подобных значительных снах и знамениях даже еще накануне октябрьских событий. Одна инокиня из Дивеева написала, что в ночь с 3 на 4 октября у них на крестах и куполах был отсвет красной луны, казавшийся кровавым, и старая монахиня сказала: «В Москве пролилась христианская кровь».
Что значит это гнетущее, безнадежное отпевание в вашем сне?.. Почему самоотпевание народа, что значит оно — смерть тела или смерть души? Отпевание погибших в октябрьской бойне, призыв к тому, чтобы все участвовали в этом плаче, или хоронят весь русский народ? Вы пишете горькие слова: «народ советский, который мы еще по привычке называем русским» — то есть тот, в котором стирается, стерлось уже все его самобытное, дарованное от Бога.
Недавно в Москве было создано общество «За нравственное возрождение Отечества», в котором я принимаю участие. Мы собираем подписи под обращением к православным христианам и всем гражданам России. Один известный литератор прежде, чем поставить свое имя под этим документом, сказал: «Я со всем согласен, кроме одной формулировки — вместо «народ, потерявший свою нравственность» следует сказать «народ, теряющий свою нравственность»». Когда на нашем собрании я упомянул об этом замечании, писатель Валентин Распутин твердо возразил: «Потерявший» — и все присутствующие его поддержали. В этом не было, разумеется, окончательного приговора — потерянное еще можно вернуть, но это означало, что дело обстоит гораздо серьезнее, чем многие предполагают. Как сказал на панихиде у Белого Дома один старый человек: «Какое может быть возрождение? Что за народ! На их глазах расстреляли соотечественников, а они на следующий день, как ни в чем не бывало, потопали на работу». Мне самому пришлось услышать, как одна пожилая женщина говорила во дворе: «Подумаешь, убили! Зато теперь заживем!»
И зажили. Волна преступлений с необычайной силой обрушилась на страну именно после этих событий. Невероятное количество различных катастроф и самоубийств пришлось на этот год, как ни на какой другой. Как будто Господь хочет сказать: «За то, что вы так отнеслись к массовому убийству невинных людей, отнимаются ваши жизни». Атмосфера зла сгустилась. Люди так отупели, что самые тяжкие преступления и самые гнусные грехи стали обыденностью. Человеческая жизнь обесценилась, все преграды были сняты. Так убийство Царской семьи открыло шлюзы для потоков крови. Тайное стало явным, в людях проявилась суть — мертвые они или живые.
В первом Вашем сне, кажется, все мертвые. Но особенность Вашего сна — в том, что в нем сон во сне, то есть здесь два плана. После тягостности первого сна, который без второй половины можно было бы принять за обманчивое наваждение, утешает явление Царя-мученика. Он — икона, в напоминание, что он — святой, и он — живой, в напоминание, что он с нами. Царь имеет отношение к этим событиям. В них, как в 1917 году, обозначился новый виток «тайны беззакония». Многие ли по-настоящему отреагировали на убийство Царя? Только через годы, после великих скорбей стало очевидным для всех, что это злодеяние явилось поворотным пунктом в судьбе России. То же самое и сейчас. Но наш святой Царь — покровитель России. Россия отпевает себя и хоронит себя. Неужели всему конец? Нет, не должно быть отчаяния. Духовное Царское благословение святого Царя-мученика — на русском народе. Я думаю, что это благословение Божие дается ради новых испытаний, на страдания, на терпение...
Посмотрите на фотографии тех, кто погиб в октябрьские дни: какие хорошие, чистые лица. Кто в наше время способен рисковать своей жизнью за Россию? Это люди, которые пошли на жертву, зная, что силы неравные, как бы там ни врали средства массовой информации. И жертва их не напрасная...
(Публикуется в сокращении)
Протоиерей АЛЕКСАНДР Шаргунов
«Русь Державная», 2017, № 10
Протоиерей АЛЕКСАНДР Шаргунов
«Русь Державная», 2017, № 10