Добавлено: 12.12.2015

Надо вернуть дух державности

Печерский А.Н. Я очень рад, многоуважаемые владыки, что вы нашли возможность посетить нашу редакцию. Все мы находимся под впечатлением только что окончившегося Всемирного русского народного собора. С самого первого Собора наша газета освещает по мере своей возможности все проходившие соборы. Этот собор мне кажется одним из наиболее серьезных и важных. Хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями.

Митрополит Кирилл. Ни для кого не секрет, что Святейший Патриарх Кирилл – это гений слова и любое его выступление, особенно на таких значимых мероприятиях, это просто программная вещь, которая может определять на какой-то период времени саму жизнедеятельность человека. Думаю, что абсолютное большинство людей приходят на Соборы именно для того, чтобы слушать Святейшего Патриарха. У нас собирается много интересных людей. Сегодня мы были свидетелями разных выступлений, от разных организаций и партий и каждое было по-своему значимо и интересно. Некоторые выступления, как обычно, вызывали бурю эмоций, но речь Святейшего Патриарха всегда в точку, всегда продумано, всегда является фундаментальным отражением нынешнего взгляда на нашу жизнь.

Митрополит Даниил. Мне хочется добавить следующее. Когда читаешь текст выступления Святейшего Патриарха – это одно, когда слышишь по телевидению – это уже другое, а когда ты присутствуешь в Храме Христа Спасителя и видишь воочию, то по-настоящему чувствуешь его дух, чувствуешь, как возгорается в сердцах слушателей огонь Божественной благодати. Этому способствует и место: приходя на Собор, я не могу избавиться от мысли, что мы в том самом Храме Христа Спасителя, в возрождение и восстановление которого (по крайне мере, при нас) до конца не верили. Само место, выступление Святейшего, народный дух – во всем этом чувствуется церковность.

Церковность – это некое единство в Духе Святом всего народа, который объединен усилиями по исполнению заповедей Божиих. Если мы не будем идти в сторону исполнения заповедей Божиих, то у нас не будет этого Духа. Мы Его не почувствуем.

У нас сегодня очень трудная жизнь, потому что кругом искушения. Я вспоминаю случай, который описан в «Отечнике» святителя Игнатия (Брянчанинова), где собрано множество замечательных примеров святоотеческих высказываний. Ученик спросил своего старца: «Отче, а почему говорят, что в конце бытия этого мира народ будет жить не так, как мы живем? Они будут нерадиво жить, мало будет спасающихся?» Учитель ответил: «Потому что иссякнут благие примеры». То есть благой пример зажигает сердца. Когда мы все собираемся вместе (собор – это собрание), когда на этом собрании выступает наш Святейший, он сам проникается нашим духом, и это еще больше увеличивает то горение, которое у него есть, и он вновь возвращает его нам.

Это закон духовной жизни: каждый дает по чуть-чуть, а в ответ изливается целая река Божественной благодати. Святейший – как регент, а все мы в хоре. В хоре поют свободно? Конечно, свободно, но по определенным правилам, в определенной тональности. Святейший Патриарх задал тон, и собор прошел очень быстро, потому что все говорили в одной тональности. Когда хор поет правильно, в одной тональности, то Литургия хорошо идет. Чувствуешь, что ты молишься. Так же и здесь. Был на соборе подъем духа, горение сердца. Мы ощутили Божественную благодать от этого действа.

Действительно, Собор и должен зажигать наши сердца, чтобы каждый выходил с этого Собора, независимо от его звания, будь он митрополит, или просто священник, или мирянин: чиновник, бизнесмен, кто бы он ни был, – он должен выходить христианином. Ведь, наше призвание и заключается в том, чтобы, как пишет Николай Сербский, мы были не просто людьми: «Если ты военный, будь не просто хорошим военным, а будь святым воином. Если ты врач, то будь не просто врачом, будь святым врачом. Если ты священник, будь святым». Вот это стремление к святости у нас есть, хотя вокруг много соблазнов, и нам необходимо собираться вместе, чтобы проникаться единым духом. Как апостол пишет: «Исполняйтесь духом, духом не угашайте». Сегодня мы с вами сидим здесь и говорим об этом подъеме русского духа. Я желаю каждому из нас как можно дольше этот уголек света, тепла пронести с собой, чтобы показать другим и свет, и тепло, и святость, к которой стремилась наша Русь.

Печерский А.Н. Спасибо большое, владыка. Сегодня мы были свидетелями, как с высокой трибуны выступали самые разные люди, лидеры политических партий, может быть даже разных политических платформ, но всех их объединило выступление Святейшего Патриарха и сама тема. Эта тема князя Святого Владимира, об этом мы вчера говорили в Союзе писателей, хотелось бы ее продолжить. Как влияет на нас его наследие, что происходит с тем, кто открывает эту связь с нашей историей, с истоками нашей веры?

Митрополит Кирилл. Наследие князя Владимира – Киев, Ростов, Новгород, Полоцк, Туров, Чернигов – это наследие, к сожалению, сегодня нами утрачивается. Если оно не утрачено вообще, то, по крайней мере, ощущение того, что мы потеряли столь много, что может ли это быть когда-то единым целым хотя бы в духовном смысле, в идейном смысле. Сегодня это, мне кажется, самая большая наша рана на сердце, потому что если раньше тысячелетняя история созидалась всеми народами вместе, то сегодня мы понимаем, что каждый уголок, каждое место пытается создать и строить свою собственную историю, то есть мы пошли какими-то разными путями, не по-доброму. Эта составляющая, я думаю, беспокоит сегодня любого нормального человека.

Сегодня люди, которые выступают за сохранение советских названий, советских памятников, не будем брать период Великой Отечественной воны, они же не выступают конкретно за большевика-разбойника. Они выступают против того, что мы потеряли сегодня эту единую общность. В этом смысле они видят большую страну, которая была когда-то раньше. Сегодня этой страны нет. Сегодня есть только часть большой русской страны, которая по-разному называлась, но была единым мощном государством, в котором мы с вами родились, и была носителем тысячелетней культуры и истории. Сегодня мы это утрачиваем. Болезненность заключается не только в том, что мы это утрачиваем, но и в том, что мы не видим стремления к тому, чтобы это все вернуть – не в военно-политическом смысле, а в духовно-национальном смысле. Этого нет. Сейчас владыка Даниил сказал о строительстве Храма Христа Спасителя. А почему был построен Храм Христа Спасителя? Потому что была политическая воля, которая совпала с желанием людей, народа Божия, святой Церкви, и эта воля осуществилась в конкретном деле. Сегодня в своей жизни мы часто не видим этой политической воли, на что сегодня Святейший обратил свое внимание.

Да, есть русская катастрофа, она есть, она сквозит сквозь все наши слова, жизнь нашу, потому что мы и сегодня являемся самым разъединенным народом во всем мире. Но это некая данность, разъединение происходило без нас, и мы не участвовали в этом непосредственным образом. А что мешает тому, чтобы были единые учебники по истории или по русской литературе? Вот это понять сложно. Почему нужно за это бороться? Если мы живем в единой стране, мы должны мыслить глобально и воспитываться и воспитывать детей одинаково. Нет политической воли. Была бы политическая воля, многие вещи бы изменились. А сегодня многие наши слова просто уходят в воздух, не воплощаются в какое-то реальное дело. И в этом очередная многолетняя русская беда: поговорить или пошептаться о чем-то и продолжаем жить по тем законам, которые нам диктует не христианский и не славянский мир, забывая при этом и отходя от принципиальных законов нашего национального бытия.

Печерский А.Н. Это, прежде всего, касается молодежи, потому что часто смотришь, идут люди мимо храма Христа Спасителя и не знают даже, многих из них еще не было тогда, когда на этом месте стоял бассейн. Я это все застал. Я вспоминаю, как в 1992 году, тогда еще в недрах газеты «Правда» я сделал специальный выпуск, который назвал «Храм Христа Спасителя». Покойный Святейший Патриарх Алексий написал к нему передовую статью, где он выразил надежду, что когда-нибудь будущие поколения построят этот храм. И через пять лет после этого храм уже стоял, то есть это реальное чудо, которому мы являемся свидетелями. Я хорошо знаю людей, которые построили рядом с бассейном часовенку, поставили икону Державной Божией Матери и дважды в неделю читали акафист. Я думаю, что молитвы Божией Матери были услышаны, и этот храм вырос из небытия. Но, мне кажется, большая часть нашей молодежи находится вне духовного православного пространства в силу этих многочисленных искушений. Я недавно был на Святой Горе Афон, и мне удалось пообщаться со старцем Иеремией, игуменом нашего Пантелеимонова монастыря. И, на что он обратил внимание – молодежь должна бросить эти свои электронные игрушки. Но как это сделать, когда реалии нашего времени этого не позволяют? Как вы считаете? Что мы можем сделать, чтобы изменить эту ситуацию, что нужно, на какие дела Господь нас благословит, чтобы мы перешли от говорения к конкретным делам? Сложный вопрос. Я не знаю ответа на него.

Митрополит Кирилл. Владыка Даниил ответил уже на эти вопросы. Он привел слова святителя Николая Сербского о том, что каждый должен быть на своем месте и делать свое дело с благоразумием и со стремлением к тому, чтобы угодить Богу. Поэтому Вы свое дело делаете – выпускаете национальное православное печатное издание, собираете интересных выступающих, ездите по стране.

Каждый должен заниматься своим делом, хотя бы так, потому что есть вещи, которых мы не изменим, как бы мы ни хотели, но если каждый из полутора тысяч собравшихся сегодня в храме Христа Спасителя (а там были абсолютно разные люди) будет стараться думать, что он может сделать для страны, то что-то начнет меняться.

И, конечно, родители должны думать, когда нужно выбирать уроки православия или не уроки православия, или основы православной культуры в школе – это тоже большой вопрос. Мне кажется, мы упускаем школьную ситуацию и у патриотически мыслящих людей нет влияния на школьную жизнь. Это тоже зависит от политической воли губернатора, главы города. Если они принимают какие-то обдуманные решения, то эта ситуация начинает меняться. А если они дают указания праздновать по всем школам хэллоуин, то это уже совсем другое. В этой ситуации живем мы и наши дети.

Митрополит Даниил. Продолжая слова владыки Кирилла, хочу сказать следующее. Сегодня шла речь о питании детей. Если питание правильное, то вырастают здоровые, сильные физически, выносливые люди. Если же питание неправильное, то люди становятся больными и обременяют собой государство. Действительно, чем мы питаем наших детей в духовном смысле, если говорить о большинстве?

В школах висят портреты разных людей с самыми разными взглядами. Это не способствует единению. Примером для детей должны быть настоящие герои, герои духа. Ведь цель человека – служение Богу и служение ближнему.
Когда человек что-то делает, например, какую-то сосуд, он делает это для того, чтобы эта вещь ему служила. Я его создал, он должен мне служить. Человек завел лошадку, лошадка должна служить хозяину. А если лошадка не служит хозяину, то хозяин от нее избавляется.

Так же и Господь избирает народ для того, чтобы тот служил своему Создателю. Иначе Он может поменять один народ на другой или же начать его «лечить». А если в лечении больного не помогает терапия, врач, чтобы спасти жизнь человека, прибегает к хирургии, нанося телу некий ущерб. Хирургия всегда болезненна. Не хочется, чтобы это произошло с нашей страной, с нашим народом, но здесь владыка Кирилл сказал абсолютно точно. Чем мы питаем людей? Владыка вспомнил про хэллоуин. У нас в Архангельской области заместитель министра образования выступила с предложением запретить празднование хэллоуина в школах, потому что он не имеет никакого отношения к образованию и расшатывает психику ребенка. И, слава Богу, школы это поддержали и праздника этого не было. У нас есть свои праздники, своя «среда питания». А на том, что нам привезли (кока-кола, чипсы и прочее) – на этом организм физически не может выжить. Он станет инвалидом. Также и с человеческой душой: она должна правильно «питаться».

Иоанн Златоуст пишет, что люди на земле делятся на две категории. Одна категория – это праведники, которые с детства сохранили в себе дар Духа Святого. Вторая категория – это все мы, которые его не сохранили. Мы оправдываемся через покаяние. Упав, мы встаем. Бог настолько любвеобилен, что говорит: «Хоть сто раз упадешь, но только вставай, я тебя омою, очищу и вознесу». Та часть, которую мы называем праведниками или святыми, очень мала. Иоанн Златоуст пишет, что их всегда немного. Но не нужно из-за этого переживать: апостолов было двенадцать, а они всю Вселенную просветили. Эти святые, продолжает Иоанн Златоуст, являются закваской. Закваска и тесто: теста много, а закваски мало, но она все поднимает. Иоанн Златоуст пишет, что злые и добрые имеют одну природу, отличаются только качеством, которое выражается в нашей ревности. В том, куда мы направим свои силы. Свои желания мы должны чуть-чуть сжать, а потом и вовсе отодвинуть и дать простор Божией благодати, то есть начать жить праведной жизнью. Вот чем отличаются праведники от грешников – усилием воли.
Сегодня мы вновь обращались к примеру князя Владимира. Он сумел направить свою волю в нужное русло. Ему было тяжело, ведь он весь был опутан грехом, но он зажег весь народ, и за какое краткое время Русь преобразилась! У нас сейчас тоже есть возможность преображения. В духовной жизни, в отличие от обычной, нет точки невозврата, в каком бы ты ни был состоянии. Во всех прочем: в экономике, политике и т.д. – можно пройти точку невозврата. В духовной жизни это невозможно, пример тому – разбойник на кресте. Пока человек живет на земле, точка эта не пройдена. Всегда можно исправиться, всегда можно обратиться в правильную сторону, и Бог поможет. И сегодня Господь Бог готов нам помогать. Главное, чтобы мы направили свои желание, решимость правильно.

Митрополит Кирилл. Сегодня в выступлении сопредседателя Всемирного Русского Народного собора Валерия Ганичева прозвучало конкретное предложение создать Золотое кольцо героев России, геройских мест: три поля Куликово, Бородинское, Прохоровское, а также Сталинград, Севастополь, еще какие-то места. Пусть Ваша газета сделает предложение ко всем, в том числе, региональным властям. У нас же есть места для социальной рекламы. В социальную рекламу нужно вернуть дух героизма, дух победы. Ныне год семидесятилетия Победы мы отмечаем еще с большим чувством, потому что многие достижения Победы были утеряны за эти годы. Нужно вернуть в народ дух геройства, победоносный дух. Как его можно вернуть? Нужно, чтобы человек, идя по улице видел, что, например, на этом месте жил полный георгиевский кавалер или герой Советского Союза, или герой последнего времени, чтобы места социальной рекламы, хотя бы заполнить носителями с краткими биографическими данными. Это не так много стоит, но уже будет приносить плоды. Сегодня у людей примитивизировалось всякое чувство. Человек сегодня мыслит картинками, перестает думать. Реклама сегодня ему говорит: вот лекарство, зачем думать, иди и покупай его.

Извлечь хотя бы из этого некую пользу – поставить картинки социальной рекламы там, где есть такая возможность. В этом году к нам привозили мощи Георгия Победоносца и мы вывесили портреты полных георгиевских кавалеров, их всего четыре оказалось рядом с Храмом-на-Крови, где мощи находились. Сколько людей останавливалось и изучало эти портреты: «Мы не знали многих из них», – говорили они. Вот пример конкретного дела.

Печерский А.Н. Мы обязательно постараемся реализовать эту идею. Хотелось бы, поскольку вы живете в том месте, где в свое время была уничтожена последняя царская семья, мне кажется, что и пример жизни царской семьи тоже нужно как можно шире показывать людям. Я помню, однажды лежал в больнице и мне друг принес книгу переписки императрицы со своим супругом. Я увидел, как эти люди по-настоящему любили друг друга, умели любить. Как ни странно, у нас очень многие понятия, слова забалтываются и их истинные значения куда-то пропадают. Мы все знаем, что такое любовь, но когда я слышу на Святой Горе от уважаемого старца греческого, что только через любовь вообще можно что-то сделать, начинаешь задумываться. Я спросил отца Гавриила о том, как помочь другим людям. Он сказал: «Ни ты, ни я не можем им помочь, а вот личным примером, можем очень много сделать. Ты покажи, как ты относишься к вере, как ты ходишь в храм, как ты причащаешься». Он оперировал, казалось бы, элементарными понятиями, но ведь действительно это так. Я могу подтвердить примерами из своей жизни. Личного примера, мне кажется, нам всем не хватает.

Митрополит Даниил. Мы сейчас сказали много, но не совсем четко сформулировали. Мы сказали, что есть высшая добродетель, без которой невозможно сделать ничего хорошего. Результата не будет. Откуда мы это знаем? 25-я глава Евангелия от Матфея, Страшный суд. Господь не будет спрашивать в первую очередь, почему ты мало постился, мало молился, почему ты мало читал Священное Писание. Главный упор он делает на дела милосердия. Что такое милосердие? Милость и милосердие – это такие понятия, которые сейчас забыли. Задаешь вопрос людям: что это такое, а они не знают, как ответить. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Милость или милосердие – это выражение деятельной любви». То есть любовь не просто живет в тебе, никак не проявляясь. Источник не может не бить. И за это проявление любви мы получаем Царствие Небесное.

Как этому научиться? Все говорят о любви, но как ее достичь? Апостол Иоанн Богослов передал замечательные слова Христа Спасителя: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня <…> Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих». То есть жить по воле Божией, по законам Божиим – это и есть стремление к любви. Как в известной песне «С чего начинается Родина?». С чего начинается любовь? У нас есть заповеди, которые каждый раз в Церкви поют на Литургии – заповеди блаженств. Человек сначала видит свою духовную нищету, начинает плакать об этом. Нищета – это смирение, это понимание: «Без Тебя, Господи, я ничего не могу сам сделать». Просто люди не видят, им кажется, что это они делают, а Господь прячется. Добродетель Божия целомудренна. Это не реклама. Господь не показывает Себя. Он помогает даже тому, кто отвергает Его, как мать помогает такому сыну, который ее ругает и даже бьет, потому что она не может иначе. Она любит его. Так и Господь нам помогает.

Через эту кротость, смирение, нищету духа, через этот плачь мы постепенно приходим к тому состоянию, которое есть любовь. И эту любовь мы и должны нести людям. Мы должны хоть чуть-чуть их зажигать. При этом нельзя любить Бога и унижать, осуждать ближнего. Вот самое главное – сочувствовать грешнику, то есть жалеть его, как пишут отцы Церкви, жалеть грешника. Конечно, мы ненавидим грех, как болезнь, а человека-больного мы должны жалеть. И когда мы начинаем жалеть его, переживать за него, молиться: «Помоги ему, Господи», – тогда, действительно, наша любовь превращается в то, что мы называем милость, милосердие, сострадание, и человечество постепенно начинает меняться.

Наша точка отсчета – это наше сердце. Правильно вы сказали, когда человек начинает жить христианской жизнью, то он говорит: «Какой я никудышный, Господи, прости меня!» Вот тогда он может простить и другого человека. Самое сильное – это когда человек может первым попросить прощения, не будучи виноватым. Поэтому-то Исаак Сирин и пишет: «Кто отвергает обличение правильное или неправильное, тот отвергает свое спасение». Настолько это сильно. Это жизнь по той траектории, которую задал нам князь Владимир, это и есть исцеление, как наше собственное, так и живущих вокруг нас: «Стяжи дух мирен, и вокруг спасутся тысячи». Иначе невозможно изменить семью, общество, страну. Ничего невозможно.

Печерский А.Н. В чем пути выхода? Я вспоминаю одну встречу с отцом Кириллом Павловым, когда он лечился в санатории. Его тогда один батюшка спросил: «Как мне с атеистами разговаривать?» Он очень просто ответил: «Ты с ними о совести говори. Совесть-то у каждого есть». К великому сожалению, многие люди у нас остаются неверующими. Они не ходят в храмы, не соблюдают заповеди. Как достучаться до этих сердец? Как этим людям объяснить, что они бродят во тьме?

Митрополит Кирилл. Нужен снова пример, прежде всего. Если они не видят среди христиан того, что им хотелось бы видеть в своей жизни праведного, благочестивого, доброго, то словами, колокольным звоном или красивыми иконостасами, замечательными куполами, красотой храма их не приведешь туда. Они должны видеть реальное дело, а мы, к сожалению, слишком разобщены в этой жизни и ведем себя зачастую так, как не должны себя вести. Это наша общая проблема, проблема личности как таковой и проблема общества в целом.

Мы сегодня как-то потерялись, и основополагающие истины человеческого общежития: доверчивость, добропорядочность, дружба, – что-то такое, что не материализуется, оно должно быть в сфере внутреннего человека.
Сегодня такого нет. Очень мало, по крайней мере, поэтому таких примеров надо гораздо больше. Тем более, что «доброжелатели» как раз выбирают тех, кто не совсем хорошо в нашей среде проявляется и на их примерах делают заключение о том, что все плохо. Мы живы, потому что есть добрые люди. Если бы их не было, мы бы с вами сейчас не разговаривали, а раз они есть – святые люди, добрые люди, то через эту силу их святости, их добра мы сегодня еще имеем возможность существовать.

Я могу привести конкретный пример. У нас есть очень хорошее общество милосердия при епархии и хороший руководитель – протоиерей Евгений Попеченко, которого многие знают как проповедника церковного календаря благодаря телеканалу «Союз». У него сформировалась интересная община – община милосердия. Мы каждый год встречаемся, общаемся друг с другом. В прошлом году пришло более 200 человек в эту общину. В разных уголках. Не в церковь как таковую, не в храм, который мы восстанавливали, а по делам милосердия приходят люди, некоторые из них вообще не являются христианами. Они приходят помогать людям. Это же великое дело, а великое дело всегда захватывает тебя. Почему люди любят строить храмы? Кто строил хоть один храм, понимает, насколько это затягивает, а это тоже большое, великое дело. Мы не знаем, сколько в этом году пришло людей, но они тоже приходят. Мы выиграли несколько больничных грантов, чтобы наши сестры милосердия там участвовали среди детей, больных раком, среди вообще больных детей. Они ходят по домам престарелых, они ходят по одиноким старичкам и старушкам, помогают им. Они не получают за это деньги. Они приходят в свободное от работы время, несколько выкрадывая его из своей семьи, из своей личной жизни и участвуют в этих делах, поэтому стоит только где-то появиться идейному человеку, вокруг него всегда что-то образуется.

Таким образом, надо давать возможность людям самим себя проявить, не зажимать их. Они сами могут много что сделать. Если есть какой-то идейный человек, у которого есть и возможность, и благословение на эту деятельность, то он вокруг себя сразу объединяет людей, которые будут ходить и помогать. Кто-то деньги дает, кто-то продукты. Люди очень отзывчивые, слава Богу. Мы видим, сколько людей собрало помощь для Донбасса. Мы не знаем всех их имен. Они просто приходили и отдавали вещи, продукты, деньги. Сколько помогают людям, попавшим в бедствие в той же Сирии. Если есть какая-то проблема, сразу собираются определенные средства, и в этом все участвуют. Кто хочет, тот всегда найдет возможность. В это можно вовлекать людей. Человек может прожить всю жизнь, считая себя атеистом, а в конце жизни вдруг ему откроется душа, он увидит Бога перед собой и войдет в ту жизнь уже христианином.

Митрополит Даниил. Один только святой есть у нас на Руси, которого народ именовал всероссийским батюшкой – это Иоанн Кронштадтский. Он даже не был епископом, не обладал какими-то материальными ресурсами, только впоследствии ему стали приносить деньги, которые он сам тут же жертвовал. Почему столько людей следовало за ним? Потому что, как владыка Кирилл сказал, он показал личный пример. Но дорожка к святости непростая. Например, Серафим Саровский только в последние годы жизни стал принимать народ, а до этого шло его возрастание. В каждого из нас при Крещении всеивается это семя Божественной благодати, и мы выращиваем его, благодаря соблюдению заповедей Божиих. А Богу что нужнее? Просто, чтобы вырос стебелечек, листочек и даже цветочек? Нет, нужны плоды. Этими плодами Иоанн Кронштадтский насыщал людей. Духовными плодами. Вот это святость.

С 90-го года прошло 25 лет. Не удалось пока вырастить церковное поколение. Во время атеизма очень сильно били по Церкви. Один из проповедников привел пример: человека «заказали», но киллер промахнулся, не убил его, но тяжело ранил. Доли секунды, и человек в состоянии овоща. Потом он находится в реанимации, потом долго лежит в палате, потом реабилитация. Наконец он выходит, а ему говорят: что-то ты не так сидишь, не так свистишь, плохо танцуешь… Нужно время, чтобы человек пришел в себя. Так и мы все вместе. Нам нужно время. Нужны еще и внешние условия. Тут права русская пословица: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Забалтывание, закармливание, развращение идет очень быстро. Я вспоминаю случай в семинарии: у нас был один священнослужитель, который некоторое время прожил в Канаде, нес там послушание. Он рассказал, что у католиков пустые монастыри, потому что, как сказал ему один католический священник, к сожалению, молодое поколение успевают растлить до того момента, когда оно способно будет осознать, что нужно идти в монастырь. И у нас сейчас идет это растление.

Наша вера – это вера сильных людей: нужно в храме стоять, посты соблюдать, нужно с собой бороться. Как-то я пришел в Сергиево-Посадскую тюрьму в восьмидесятых. Они мне говорят: «Батюшка, у нас тут не как там, на свободе, у нас тут базар фильтруют». Я говорю, так вы еще до Церкви не дошли. У нас, говорю, еще трудней, у нас не только базар, у нас еще и мысли фильтровать нужно, потому что от них бывает правильный или неправильный «базар». Нужно действительно, к этому подойти. У нас у самих на это иногда не хватает сил. Мы быстро открываем приходы, а кадров не хватает, опыта не хватает. Но сила благодати Божией – в правде Божией, которую мы должны нести, а дальше уже Господь помогает тому, кто делает, и сила Божия совершается в немощи. Сейчас мы, вроде бы, немощны, многого не хватает, но Господь помогает только тому, кто идет. Будем идти и, как правильно владыка сказал, выполнять каждый свои задачи. Каждый на своем месте делай то, что должен делать, и будь, что будет.

Митрополит Кирилл. Мы так привыкли решать за президентов, за министров, за губернаторов, что им надо делать. Мы же знаем, как управлять областью или страной… А о себе забываем.

Сегодня об этом никто не говорит, но у нас есть огромная проблема – дух уныния. Как только мы скинем дух уныния и вернемся в дух геройства, у нас все начнет меняться. В этом нет сомнения.

Митрополит Даниил. Вопрос: где его взять? В храме. Там мы свои аккумуляторы заряжаем, как телефон от сети.
Митрополит Кирилл. Есть еще один момент, о котором нужно сказать. Князь Владимир дает нам очень важный урок, на который мы не обращаем внимания. Он же не появился ниоткуда. Он Рюрикович. По подсчетам историков, ни одна семья мира не дала столько святых, сколько дала семья Рюриковичей. Сегодня у нас в стране 144 миллиона населения и не все их них русские, не все из них православные. Убыль населения идет стремительно по факту. Мы проводили в Екатеринбурге Рождественские чтения, один докладчик сказал, что чтобы к концу столетия сохранилась настоящая численность населения, нужно, чтобы в семьях было по восемь детей. Это нереально в современной жизни, но есть такая проблема. Если мы не будем заниматься своей страной сами, то ею будут заниматься китайцы, другой народ, а мы пока будем болтать, говорить красивые слова, жаловаться на весь мир, на руководителей. В болтологии в этой наша сегодняшняя и вчерашняя проблема, потому что весь это запал, всю свою энергию мы растрачиваем на кухонные разговоры. «Господи, как все плохо», – и вышли с этим на улицу, а там и действительно, плохо. Там тебя обругали, машина обрызгала. Если ты выйдешь на улицу с другим настроением, то увидишь, что человек незнакомый улыбнулся, школьник помог через улицу перейти. Каждый видит то, что хочет.
Наша жизнь невольно подталкивает нас к тому, чтобы мы все время что-то осуждали, унывали, обливались горючими слезами. На самом деле надо быть более жизнестойкими и выйти из этого состояния. В противном случае что бы мы ни сделали, каким бы сильным ни был вокруг страны ракетно-ядерный щит, сколько бы ни поднимали ВВП на душу населения, все равно грязи меньше тоже не становится. Надо вернуть дух державности, дух геройства в нашу жизнь. Это мы должны делать сами и видеть вокруг больше добрых людей, это добро превозносить.
Митрополит Даниил. Это называется духом святости.

Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
от 20.04.2024 Раздел: Декабрь 2015 Просмотров: 1292
Всего комментариев: 0
avatar