17 марта исполнился 101 год со дня основания подводного флота России. Указ был подписан императором Николаем II. С тех пор много воды утекло в прямом и переносном смысле. Крохотные суденышки сменились настоящими подводными крейсерами, каждый из которых — чудо современной техники. Но трудности и опасности нелегкой службы остались. Как и прежде, духовный настрой покорителей океанских глубин решает очень многое.
В канун праздника заведующий сектором Военно-морского флота Синодального отдела Московской Патриархии иерей Александр Федоров сказал:
— Состояние подводного флота, к сожалению, сегодня плачевно. За прошедшие 15 лет, при всех трех президентах, ему совершенно не уделялось внимания. В российском обществе господствовал лозунг: на нас никто не собирается нападать. Теперь-то мы видим, что все не так просто. В Киеве состоялась пресс-конференция замминистра обороны США. Муссировался вопрос о размещении сил противоракетной обороны. Об этой пресс-конференции стало известно пророссийским силам, и они пытались ее остановить. Конечно, ничего не вышло. Но суть не в этом, а в том, что соглашения, подписанные при Горбачеве и Шеварднадзе, сегодня попраны. НАТО самым бессовестным образом продвигается на территории бывшего СССР. Надеяться на какие-то договоренности, на здравый смысл наших «партнеров» бессмысленно. Слабых в мире никто не любит. И так как сегодня Россия не имеет того статуса, какой у нее был до 1992 г., эти тенденции усиливаются.
Не раз встречаясь с моряками подводного флота, я видел, как эти самоотверженные люди, не щадя собственной жизни, укрепляют оборону нашей Родины. За счет своих усилий, находчивости, инициативы они умудряются содержать в боевой готовности то, что у них осталось. Два года назад произошел печальный инцидент, в котором погибли два мичмана. Выяснилось, что подводная лодка 16 лет не была в ремонте! Главнокомандующий совершенно искренне об этом докладывал, но и он не в силах решить материальные проблемы, поскольку в любой системе требуются капиталовложения. Конечно, Вооруженные силы только потребляют, они ничего не производят. Это затратная структура. Но для того, чтобы мы с партнерами говорили на равных, чтобы у нас было чем защищать свою землю (а территория у нас громадная) — государство должно уделить особое внимание этому вопросу. Люди готовы защищать свою землю, им надо выделить средства на решение этой задачи. Сегодня шапками никого не закидаешь. И мне хотелось бы сказать в этот праздник, что подводники — самая боеспособная часть Вооруженных сил. Они постоянно в боевой готовности, так же, как истребительная авиация. Чем лучше тренированны эти части, чем больше времени они проводят в воде или воздухе — тем выше их боевой потенциал. Сегодня, в канун праздника, я хотел бы поздравить всех моряков-подводников, пожелать им телесного и душевного здравия. Уверен, что они никогда не опозорят наш славный Андреевский флаг.
Со многими подводниками меня связывают теплые отношения. В канун праздника я хочу поздравить бывшего главнокомандующего, адмирала флота, Героя Советского Союза Владимира Николаевича Чернавина. Хотелось бы выразить лучшие пожелания главному штурману Тихоокеанского флота Михаилу Ивановичу Сажаеву, командиру подводной лодки «Псков», капитану I ранга Алексею Борисовичу Смирнову, командиру подводной лодки «БИ-345» Тихоокеанского флота, капитану II ранга Александру Александровичу Бордовскому. Упомяну контр-адмирала запаса Святослава Владимировича Мосцеева. Он всегда помогает советом и делом. Это глубоко верующий человек. Любит повторять: «Кто под воду не опускался — тот Богу не молился».
Непосредственно с личным составом я много общался в прошлом году, на Северном и Тихоокеанском флоте. Скажу, что моряки, увидев священника на подводной лодке, были удивлены. Но я был уверен, что посеянные мною слова Господа Иисуса Христа дадут всходы. У нас было время, в Маудзуру мы стояли около трех дней. Разговоры шли достаточно серьезные и затягивались далеко за полночь. Подводники — люди серьезные, основательные, они во всем докапываются до мелочей. На подводном флоте иначе нельзя, так как от действий одного человека зависят жизни всего экипажа. Чего им не хватало — так это встречи со священником.
Я был рад, что у нас с ними возникло взаимопонимание. По просьбе экипажа и решению командования мы освятили подводную лодку. Говорили о том, как складывалась наша государственность, фундаментом которой явилось Православие, о текущих жизненных проблемах. По существу, эти люди находятся между двух огней. Они пришли на флот, чтобы служить Родине, а материальная часть лодок совершенно недостаточна, так как металл имеет свои сроки износа. Подводник получает год за два только тогда, когда находится на боевой службе, а во время стоянки в порту платят, как обычно. Им же нужно кормить семьи. Вот и приводят технику в порядок своими усилиями, едут в приморские учреждения, на заводы. Ищут тех, кто готов помочь. Если раньше достаточно было подать заявку — и технические службы все решали сами, то теперь морякам приходится все «доставать», опираясь на собственный авторитет. Всеми доступными и недоступными методами они стараются удержать корабль в боевой готовности. Наблюдая это, я почувствовал отраду оттого, что есть люди, которые служат Родине не за страх, а за совесть. Люди, которых я увидел в условиях сурового Севера и необжитого Дальнего Востока, согрели мне душу. Нам есть на кого опереться.