Добавлено:

«Народ, потерявший веру, обречен на вымирание»

Беседа нашего корреспондента с зав. кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета, доктором педагогических наук профессором Владимиром Михайловичем Меньшиковым

Корр. Владимир Михайлович! В последнее время появилось немало публикаций против изучения православной культуры. В частности, несколько ученых нашей страны обратились с открытым письмом к министру образования и науки России, требуя отменить изучение православной культуры в школе. Как бы Вы могли прокомментировать это письмо.

В.М. Да, я читал эти письма. И единственное, что я могу сказать, — просто стыдно за этих ученых. Помните наши 70-е годы, когда на страницах прессы шел спор физиков и лириков. Как известно, тогда физики, а точнее, люди, выступающие от имени физиков, пошли войной на литературу, искусство, призывая во имя НТР и НТП «сбросить с парохода современности» Пушкина, Блока, да и всю литературу заодно. Тогда, слава Богу, призыву «физиков» никто не внял. У всех хватило здравого ума понять, что война с искусством обернется катастрофой общества, во имя какого бы прогресса не было бы уничтожено искусство. Да и пример культурной революции Китая у всех перед глазами стоял. Поэтому в школе сохранили и литературу, и искусство, и музыку. И cлава Богу!

Теперь «физики» вновь двинулись войной, но теперь против изучения религиозной культуры в школе. Причем дело доходит до абсурда. Среди подписантов стоит фамилия профессора И.С. Дмитриева, директора Музея-архива Д.И. Менделеева. Но Д.И. Менделеев всю жизнь ратовал за преподавание религии в школе, возвращение к православной вере русской интеллигенции. И последнее его письмо было выражением его боли по поводу потери религиозности нашей интеллигенцией и особенно молодежью. И вот директор Музея-архива гениального ученого требует запрещения преподавания православной культуры. Ну что тут скажешь?!

Корр. Но, может быть, нынешние физики правы и религиозная культура не нужна в школе?

В.М. Чтобы решить вопрос нужна ли религиозная культура в школе, мы прежде всего должны ответить на вопрос: а нужна ли религия в обществе, или же религия — это «частное, семейное дело каждого человека»?

Давайте ответим сами себе на один единственный вопрос — а была ли хотя бы одна цивилизация в истории человечества, в основе которой не лежала бы религия? Назовите такую цивилизацию. Да, можно сказать — ну это когда еще было? Поэтому не будем уподобляться ему, хорошо зная, что без корней ни одна цивилизация не существует. А лучше вспомним, о чем предупреждали нас наши гении. «Народ, потерявший веру, обречен на вымирание» (Мусоргский); «Народ, потерявший веру превращается «в демографический материал» (Достоевский). Продолжить цитирование?

Корр. Но ведь религия — это частное дело каждого человека.

В.М. Да, религия такое же частное дело, как и наука. Но это еще и общенародное дело. Ведь общество, потерявшее науку, отстает в своем социальном развитии, а потерявшее религию превращается в сборище нравственных уродов.

Корр. Допустим, Вы правы. Но какое отношение имеет религия к воспитанию?

В.М. Без религии не может быть воспитания, точно так же, как и общества.

Корр. Но это Вы преувеличиваете! Неужели обязательно воспитание должно строиться на традиционных духовных ценностях?

В.М. Конечно, воспитание можно построить на каких угодно ценностях. Правда, тогда и воспитание будет каким угодно. А подлинное воспитание всегда строится на тех же духовно-нравственных основах, что и общество, жизнь народа. И другой основы у воспитания нет. Помните, о чем предупреждал нас Ушинский. Воспитание должно соответствовать духу, истории и культуре своего народа. И пока мы не поймем это, никакого воспитания у нас не будет!

Корр. А разве не противоречит религия науке?

В.М. Да, в той же мере, в какой лирика противоречит физике. Это разные, но равнонеобходимые области человеческой культуры. Ведь мало добыть хлеб. Надо, чтобы люди еще и не поубивали друг друга за него! А что мы сейчас видим? Разве не доходит до того, что подруга убивает подругу за мобильный телефон? Вас это не волнует? Вас не волнует, что в обществе катастрофически растет уровень детской преступности и аморализма, наркомании? О каком научном прогрессе говорим мы? Кто его осуществлять будет? Преступники, наркоманы? Да и зачем нужен такой научно-технический прогресс? Чтобы люди убивали друг друга не за кусок хлеба, а за мобильный телефон?! Почему бы этим подписантам не задать себе эти вопросы и не ответить на них? Почему их не волнует тяжелейшее состояние детей. Ну сделайте что-нибудь доброе для детей. Так нет же. Снова в поход. Не против Пушкина, так против Серафима Саровского, против собственных детей. Только бы воевать. Не должно быть религии в школе! Хорошо — пусть не будет! Но ведь будь мы хоть сто раз атеисты, но если у нас есть хоть капля разума, мы должны понимать, что нам надо научить наших детей не только теореме Пифагора и добыче хлеба, но — что еще важнее — научить их добру, совести, справедливости, честности, порядочности, любви к ближнему, к окружающему их миру. И именно поэтому наши дети должны учить не только физику, но и религиозную культуру. И эта культура не повредит в нашей стране никому, как никому не повредит поэзия Пушкина. Помните, о чем пророчески писал наш поэтический гений?

Корр. Но ведь у нас Конституция «запрещает».

В.М. Что запрещает? Ответьте, чем отличается Конституция нашей страны от стран Западной Европы, что там везде, за исключением Франции, изучается Закон Божий, а у нас требуют запретить даже изучение православной культуры? Кстати, о Франции. В ней 16% детей учатся в католических школах. Поэтому очень хотелось попросить и министра образования и науки России, и всех сделать все, что только от них зависит, чтобы религиозная культура по-настоящему изучалась в школе, и таким образом в нашем образовании должным образом были представлена и физика, и лирика, и религиозная культура.

Корр. Ну, а если эти люди все равно «против»?

В.М. Знаете, была такая замечательная песня: отряд не заметил потери бойца, и яблочко-песню допел до конца. А мы, забыв Бога, не замечаем не потери бойца, а потери миллионов. И это происходит потому, что мы решаем абсолютно надуманные проблемы, проблемы, пришедшие к нам с Запада. Мы решаем и даже не задумываемся о том, а правильны ли они, а нужно ли их вообще решать. Спорим, что важнее — государственная власть или духовная, наука или религия. И не задумываемся, что это абсолютно искусственные проблемы, которые до XVIII века, пока отношения религии и общества на Руси строились на принципе симфонии, даже не ставились. И сегодня мы уже 15 лет спорим — нужна ли религиозная культура в школе, и нас не волнует, что в это время на наших глазах нравственно деградирует целое подрастающее поколение. Поэтому мы должны не спорить, заходясь в благородном гневе, кто главнее — физики или лирики, а совместно, всем миром, и физики, и лирики, и деятели религиозной культуры думать, как спасти наших детей, и делать для этого все! И ведь спасаем. Там где нормально поставлено преподавание православной культуры, там нет детской преступности. Ведь это факт, это практика. А мы все воюем против православной культуры, а значит, против своих детей. На?самом?же деле необходимо как можно скорее вводить в школу изучение религиозной культуры. Ну а есть люди, которые не хотят, чтобы их дети изучали свою родную культуру — пусть не изучают. Это их право. Но?как правильно сказал Святейший Патриарх Алексий II на XV Рождественских чтениях: «… демократические основы устроения жизни народа и государства требуют уважения общечеловеческих прав не только тех граждан, которые составляют меньшинство, но и представителей большинства, к каковым по данным социологических исследований относятся в России православные». А более 90% родителей, детей, учителей — за то, чтобы православная культура в школе изучалась. И это законное желание абсолютного большинства граждан России не должно растаптываться горсткой «горе-физиков».


от 25.04.2024 Раздел: Июнь 2007 Просмотров: 983
Всего комментариев: 0
avatar