Идет крестный ход по городам и селам к матери городов русских – Киеву. Идет крестный ход Москва-Минск-Киев по храмам святым русской, белорусской и украинской земли, где крестят вступающие в жизнь новые поколения, идет к купели нашего общего крещения – к водам киевским.
В памяти всплывают эпизоды этого удивительного, уникального, теперь уже можно говорить, исторического события.
Дорогами двух Отечественных войн
Попущены были Богом 1812-й и 1941-й годы, попущены за грехи наши, за гибельное увлечение западным вольнодумием, за отступление от веры, за богоборчество.
В нашей общей истории нашествия с Запада проходили через Белорусскую и Смоленскую земли. Политика богоборческой власти привела в свое время к тому, что число действующих храмов в Восточной Белоруссии, например, исчислялось перед Великой Отечественной войной единицами.
Белорусский народ пережил ужас трехлетней нацистской оккупации, каждый третий погиб. И новое испытание – Чернобыль. Четвертая часть земли заражена.
Опустошенной кажется и Смоленская земля.
Не допустить бы нам еще раз такого.
Будем же совершать, братья, труд покаяния, будем хранить веру Православную!
Все эти святые места России, овеянные воинской славой, проходит, пролетает с молитвою наш крестный ход.
В одну землю, порой в одни могилы, легли защитники Отечества в 1812-м и в 1941-м годах. Завоеватели Наполеон и Гитлер этими дорогами шли покорять Россию, рвались к сердцу ее – Москве, Кремлю. И вот, выйдя из самого Кремля, вынеся свои главные иконы из главного храма России, Успенского собора, из святая святых – его алтаря, крестный ход идет этими дорогами. Крестный ход идет по полям сражений двух Отечественных войн, вновь вступая в сражения, но уже в невидимой брани.
Слезы Божией Матери
После Гагарина, Вязьмы, Дорогобужа – Соловьева переправа под Смоленском. В 1812 году здесь проходил путь армии Наполеона. В 1941 году Соловьева переправа стала местом героического подвига тысяч наших бойцов. Во время Смоленской оборонительной операции после оставления города части Советской Армии вынуждены были начать отступление по старой Смоленской дороге, одновременно сдерживая натиск рвущегося к Москве противника. Части 20-й и 14-й армий вели долгие ожесточенные бои в районе этой переправы через Днепр, так что, по словам очевидцев, «вода в Днепре была красной от крови». Своими жизнями они вырвали драгоценное время, измотали врага.
Рассказывает руководитель крестного хода Юрий Иванович Шишков: «Соловьева переправа – часть Вяземского котла, у переправы полегло 50 тыс. человек. И там построен храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» – в память о русских воинах, погибших здесь в двух Отечественных войнах. И когда у нас закончилась панихида, на глазах телевизионной съемочной группы заплакала икона Божией Матери «Умиление», слезы из глаз Богородицы по иконе потекли. На видавших виды тележурналистов это произвело неизгладимое впечатление. Явление было заснято крупным планом на камеру и показано по Смоленскому телевидению с соответствующим комментарием.
Текла по реке кровь русских воинов в тех ожесточенных боях, а ныне текли слезы из очей Пресвятой Богородицы на иконе после трогательных песнопений панихиды. Крестились русские люди при князе Владимире в водах Днепра, давая клятву на верность Христу, а в 1941-м в Днепре крестились кровью потомки их, защищая Отечество.
Погода ныне выдалась дождливая, в Смоленск входили под проливным дождем, такое было и на Великорецком ходе. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, как шли безконечные злые дожди…» – эти поэтические строки стали одним из символов 1941 года. И этими дорогами 1812-го и 1941-го шел крестный ход, иногда по колено в воде.
Шел крестный ход, меряя молитвами и шагами старую Смоленскую дорогу, русскую, белорусскую и украинскую землю, воздавая богослужениями и душевным сопереживанием долг памяти героическим защитникам Родины.
«Верю: этого не случится»
«Все мы один народ, всех наших предков крестил великий князь Владимир в киевских водах. Наши государства сейчас пограничными барьерами разделены, но мы все равно вместе, потому что нас объединяет вера», – говорит духовник крестного хода иеромонах Александр из Курской епархии.
«Дорогие братья и сестры, – берет слово служащий в Коханово белорусский батюшка о. Николай, – кто думает, что нас отдельно можно уничтожить, русских, белорусов, украинцев, заблуждается. Нужно уничтожить нашу веру. Если это удастся, мы пропадем. Но глядя на ваши одухотворенные лица, верю: этого не случится, и дьявол все равно будет посрамлен».
Крестный ход вселяет веру в единство и победу.
О. Николай, настоятель храма в честь святителя Николая Чудотворца, воевал в Афганистане, как и о. Константин из подмосковной Дарны, который также тепло принимал наш крестный ход на второй день его пути. Тогда мы подходили к городу Истре, к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, основанному Патриархом Никоном.
Дорогу устилали цветами
«Везде хорошо встречали, везде доброжелательно, – рассказывает Юрий Иванович о том, как вступили они на Белорусскую землю. – Но особенно поразила нас Лошница Минской области. Это небольшой населенный пункт, но вышли встречать практически все, и маленькие девочки в белых платьицах с корзинами лепестков роз, пионов, других цветов, они посыпали ими дорогу перед крестным ходом. Такого не было нигде!
Вход в храм был устлан цветами, и не просто цветами, а украшениями в виде узоров, орнаментов. Рядом из цветов были выложены аккуратно слова: «С нами Бог!». Веночек еловый сплели с гвоздиками. Удивительной была встреча. Наши даже плакали.
И в Лошницех люди читали акафисты до утра, сами соорганизовались. Такое было еще и в Крупках, перед Лошницей, самое начало Минской области».
…Идет крестный ход с иконами и молитвой, идет к нашим общим истокам.
Наш корр.