Протодиакон Владимир Василик так пишет в интернет-сайте «Православие.ру» о 300-летии со дня перенесения честных мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского: «В 1723 г., после заключения Ништадтского мира (30 августа 1721 г.), политически утвердив новую Северную столицу, Император Петр Великий решил освятить ее и закрепить результаты мирного соглашения уже в духовной сфере, а для этого перенести из Владимира святые мощи ее покровителя, сражавшегося на берегах Невы в 1240 году.
4 июля 1723 г. Император издал указ о перенесении священных останков святого благоверного Великого князя Александра Невского. 11 августа 1723 г. святые мощи были торжественно извлечены из-под спуда собора Рождества Богородицы Рождественского монастыря во Владимире. Благоговение к святым мощам было столь велико, что до Новгорода их несли на руках.
20 сентября 1723 года мощи были доставлены в Шлиссельбург, однако по царскому указу оставлены там до будущего года. Вероятно, Петр Великий решил приурочить их вхождение в столицу к августовской годовщине Ништадтского мира. К тому же осенние бури на Ладоге не благоприятствовали благополучному прибытию святых мощей в Петербург.
Но в следующем, 1724 году, 30 августа, их торжественно встречали в Усть-Ижоре, там, где произошла Невская битва и где ныне стоит Александро-Невский храм. На последнем участке пути рулевым в богато разукрашенной ладье со святыми мощами был сам Царь Петр I, а гребцами — «господа сенаторы», в том числе — генерал-губернатор Санкт-Петербурга, светлейший князь Александр Данилович Меньшиков.
В тот же день, 30 августа, во имя святого благоверного Великого князя Александра Невского был освящен верхний храм в здании церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Александро-Невском монастыре. Там и были поставлены святые мощи.
В 1753 году Императрица Елизавета устроила для них особую серебряную раку, созданную при участии великого Михаила Ломоносова; на неё ушло 90 пудов серебра. В них и были положены святые мощи благоверного князя при их перенесении в Троицкий собор в 1790 году, где они пребывали до 1922 г., когда рака была вскрыта по распоряжению Петросовета, а затем увезена в Эрмитаж».
Мощи святого благоверного князя Александра Невского с 1922 г. находились в фондах Музея истории религии и атеизма и были возвращены Русской Православной Церкви в 1988 году.
Писатель Анатолий Парпара в своей книге «Держаные строители России» так определял значение Великого князя, заступника Земли Русской: «Вне сомнения, Александр Невский был не только выдающимся полководцем, но и политиком твёрдых убеждений. Об этом красноречиво говорит такой факт. Когда католическая церковь поняла, что силой оружия невозможно подчинить своей воле русский народ, римский папа Иннокентий IV посылает в 1251 г. к Александру Невскому во Владимир двух доверенных послов своих, кардиналов Гальда и Гемонта. В своей булле (послании), которая датирована февралем 1248 г., папа именует князя герцогом Суздальским, хотя, как мы знаем, братья Ярославичи только через два года вернутся из Каракорума. Он, играя на сыновьих чувствах, уверяет Невского в том, что его отец Ярослав Всеволодович, будучи в Монголии (Татарии — как писали тогда) по собственному желанию или по совету какого-то боярина дал слово странствующему монаху Иоанну де Плано-Карпини принять веру латинскую. И, конечно же, исполнил бы своё обещание, если бы не скончался внезапно. Сын же, как утверждает послание, должен следовать заветам отца, если хочет душевного спасения и мирского счастья.
Ещё не зная о его поездке в Каракорум, папа призывает Александра, который якобы будет облагодетельствован католической церковью, известить о новом нашествии монголов и хвалит его за то, что не принял власть хана. Заканчивается же это послание к Александру многообещающе: «Да будет тебе ведомо, что коль скоро пристанешь ты к людям, угодным нам, более того — Богу, тебя среди других католиков первым почитать, а о возвеличении славы твоей неусыпно радеть будем».
Ответ великого князя был ёмок и красноречив: «Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не приемлем и знать не хотим».
Александр Невский хорошо изучил католического волка по его зубам. Он как православный человек хорошо понимал, что католическая вера не будет принята русским народом. А вступить во временный союз с Римом означало для него — отказаться от православия.
Вскоре горестный пример отважного воина, благородного князя, но не очень далёкого политика Даниила Романовича Галицкого, принявшего унию, докажет, что убеждённость в вопросах веры идёт на пользу русскому народу и русскому государству».
Святой благоверный князь Александр Невский, моли Бога о нас!
От редакции