Добавлено: 12.11.2024

«Наше Отечество тогда встанет с колен, когда перед Богом встанет на колени»

Из слова наместника Святогорской лавры митрополита Арсения (Яковенко)

Сегодня историки подчас подстраивают факты истории под те или иные политические настроения. Обратимся к фактам.

В XVI веке царь Иван Грозный собирает войско и идет на Казанское ханство войною. Какова была причина похода Ивана Грозного? Казанская орда была очень сильна, постоянно делала набеги на Рязанские, Нижегородские пределы, опустошая их, уводя множество пленников. Один только факт: при освобождении Казани, при ее завоевании Иваном Грозным было освобождено сто тысяч русских пленников, которые жили там в рабстве.

Было ли это завоевание жестоким? Об этом говорит тот факт, что мусульманство, которое к тому времени исповедовало Казанское ханство, осталось неприкосновенным, и жившие в Казани татары, которые также исповедовали мусульманство и строили мечети свои, начали селиться рядом с русскими слободами. Оставались и те пленники, которым некуда было идти и которые уже как-то привыкли к новому месту за время своего пленения и рабства. Была построена так называемая христианская слобода при Казани.

И вот случилось бедствие. Слобода эта загорелась, и почти вся выгорела. Это дало повод исповедующим магометанство говорить, что, мол, видите, нас Аллах милует, а ваш Христос вас не защитил. Насмехались над христианами и некоторые из татар, которые приняли христианство, видя такое, по малодушию они начали возвращаться в магометанство. И вот на одном из подворий Даниила Онучина, где он жил со своей супругой и дочерью Матроной, этой малолетней девочке явилась Божия Матерь и сказала: «Ищите на месте вашего сгоревшего дома мою святую икону». Девочка обратилась после этого видения к матери, но мама ее не послушала: мало ли что может сказать дитя.

Но когда и во второй раз явилась Божия Матерь и повелела опять искать икону, то мама забезпокоилась и вместе с дочерью пошла к воеводе, к властям тогдашним. Но те, видя ее простоту и малолетность дочери, посмеялись и не стали слушать.

И в третий раз явилась Божия Матерь и уже грозно сказала: «Если вы не приступите к поиску моей иконы, то я явлюсь в другом месте, вы же будете строго наказаны за непослушание». И тогда мать с дочерью собрали соседей и начали искать, раскапывая, разбирая пепелище. Но иконы не было. И у многих возникло разочарование. Тогда девочка Матрона взяла сама лопату и начала копать на месте, где была печь. Рядом возле печи на небольшой глубине вдруг была найдена икона Божией Матери, завернутая в малиновый рукав свитки кафтана. Икона была как новая, как будто только написанная. У всех была величайшая радость, что, оказывается, это неложное обетование Божией Матери сбылось над ними в то скорбное время, которое они переживали без крова, разутые, раздетые. И вдруг Божия Матерь явила им велие материнское утешение, пожелав явиться именно среди горя, скорби, насмешек над ними.

Весть разлетелась повсюду. Воеводы с покаянием пришли просить прощения, припадая к иконе Божией Матери. Недалеко от места обретения был храм святителя Николая Гостунского. В то время там служил будущий Патриарх Московский и всея Руси Гермоген, который был священником, потом митрополитом Казанским, и с которым также связана история иконы Божией Матери в Смутное время. Да и сам тропарь, который поет Церковь, «Заступница усердная, Мати Господа Вышняго», по преданию, написан Патриархом Гермогеном, как и сказание об иконе.

И вот, с честью икону понесли в храм святителя Николая. Множество народа сопровождало образ, и Божия Матерь творила великие и славные чудеса. По пути следования иконы исцелились двое слепцов, которые как нищие сидели и просили милостыню при дороге. Чудо об исцелении слепых разнеслось и привлекло еще более множество народа.

Впоследствии на месте обретения иконы был построен Казанский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери, а первой игуменьей в этом монастыре была та девочка Матрона, которая приняла монашеский постриг и была как игуменья хранительницей этой обретенной ею в детстве святыни.

Образ Божией Матери особо почитался нашим народом, потому что явился он в трудные времена среди бедных людей. И вот пришло в наше Отечество так называемое Смутное время. Польско-литовское княжество «Речь Посполитая», завоевавшее всю Украину, воспользовалось тогдашним безвластием в России, когда после Бориса Годунова не могли согласиться на того или иного царя или правителя и само время называлось семибоярщиной, потому что каждый перетягивал одежду на свою сторону. Кто-то говорил, что надо пригласить на царство королевича Владислава польского. Других удерживало то, что он был католик, третьи были согласны при условии, что он примет православие. Не видели даже среди себя достойных кандидатов на правление государством. В таком ослабленном, разрозненном состоянии поляки захватили Москву и окрестные города. В храмах устраивали конюшни. Народ грабили и убивали, жгли, разоряли и грабили церкви Христовы. Это время было названо Смутным временем.

Единственный оплот, который выстоял в то время, — это Троице-Сергиева лавра. Год и четыре месяца тридцать тысяч польского войска осаждали монастырь. Тридцать тысяч под руководством знаменитых военачальников того времени Лисовского и Сапеги, окружая монастырь, били в его стены из пушек, не давая покоя защитникам ни днем, ни ночью. Но шестнадцать месяцев Господь не допускал вражеского захвата обители преподобного Сергия, и монастырь так и не смогли взять, хотя к концу осады монастыря там в живых осталось около трехсот человек.

Такое бедствие, которое видели наши соотечественники, для православных казалось концом света. Уже католические мессы творились в соборах и храмах московских. А сам Патриарх Гермоген за его воззвание к народу встать за веру православную, за свое Отечество, за эти грамоты был брошен в подвалы Чудова монастыря. Патриарха бросили в подвалы самого глубокого уровня, где не было проникновения даже дневного света. Глухие, как мешок, каменные стены, окружали старца, которому в насмешку бросили сноп овса и ковшик воды поставили.

Он скончался от голода. И впоследствии, когда князь Дмитрий Пожарский, Козьма Минин и народное ополчение освободили Москву и мощи его нетленные выносили из подвала Чудова монастыря, то свидетельствовали со слезами о чуде: в кромешной тьме без лучика света лежали нетленные мощи Патриарха Гермогена, который взывал всех образумиться, объединиться, восстать за святое православие. Он лежал нетленными мощами, а вокруг него был не только взошедший, но и заколосившийся овес, показывая чудо жизни от Подателя жизни Бога, Который был там вместе с Патриархом.

Но прежде, чем найдут его святые нетленные мощи в освобожденной Москве, в Нижнем Новгороде к церковному старосте, купцу, не особо знатному Козьме Минину явилась Божия Матерь и повелела взять Казанский образ Божией Матери и собирать народное ополчение. Засмущался купец. Он не военачальник. Кто его знает? Кто его послушает? И он не решился последовать совету Божией Матери. Но Божия Матерь сказала ему, что он будет говорить от Нее, поэтому все слушать его будут, и пускай не убоится такой ответственности. И вот он, отстояв литургию, причастившись Святых Христовых Таин в храме возле Нижегородского кремля, взяв икону как поручительницу на свои руки, с иконой вышел после службы на паперть, а вокруг был торг, нижегородский базар, множество народа. И встав на паперти, со слезами воскликнул, и настолько была пламенна его речь, в которой он призывал освободить Отечество, возвысить святое православие, пойти на его защиту, настолько слова его были разительны для всех, что замер весь рынок, и люди сначала слушали, а потом зарыдали: что нам делать, как нам собрать войско? И каждый начал жертвовать все, что имел: девушки снимали перстни, сережки, замужние женщины клали свои шали и ожерелья, нищие с себя кресты срывали и клали в общую казну, чтобы и их вклад был в собирание войска, которое вначале назвали Черная сотня. Черная сотня — это значит из простецов, из простых крестьян, из черни. Стали решать, кого же просить во главу? Многие знали благочестие и воинские подвиги князя Дмитрия Пожарского, который лечился в своем имении от ранений, он и встал во главе этого народного ополчения. Новые и новые люди присоединялись из многих городов и сел, и ополчение двинулось освобождать захваченную столицу.

И сегодняшний день — это день воспоминаний об освобождении и вхождении крестного хода с Казанской иконой Божией Матери в московский Кремль. И до сих пор стоит на Красной площади построенный в XVII веке храм Казанской иконы Божией Матери в память об этом событии. И по сегодняшний день множество икон Божией Матери Казанской были написаны и перед ними поются акафисты и служатся молебны и восклицается: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная». Нескоро было освобождение нашего Отечества. И многие, помня помощь Божией Матери, Ее воодушевление князю Дмитрию Пожарскому и старосте церковному Козьме Минину, будут писать Казанскую икону Божией Матери и ставить храмы в честь Нее, воздвигать монастыри в честь этого пречистого образа.

Когда-то святитель Митрофан Воронежский, благословляя Петра I на строительство Петербурга, благословил его Казанской иконой Божией Матери. И произнес пророческие слова: «Знай, Царь, пока образ Пречистой будет стоять в этом городе, в Санкт-Петербурге, вражеская нога в город не ступит». Для этого образа был построен великолепный Казанский собор, который стоит по сей день в Санкт-Петербурге. И образ Божией Матери Казанской стоит в этом храме. И мы знаем 900 блокадных дней и ночей, когда город вымирал от голода. Но вражеская нога в него не ступила, потому что он оставался под покровом Божией Матери, за молитвы святителя Митрофана Воронежского, который благословил в свое время созидание этого города и всех, кто в нем жил.

Несколько поколений схимников, афонских монахов молились перед этим святым образом. Молились не в простые времена, в тяжелые. Когда были гонения на Церковь, Гражданская война, голодомор, война Великая Отечественная и послевоенный голод, и закрытие храмов, и расстрелы священников, и что только не претерпели люди, которые были верны Церкви и своему званию монашескому. Много поколений молилось перед этим образом. Сегодня как великая святыня этот образ лежит на аналое в нашей святой лавре на поклонение для всех.

Видно, так судил Господь через благословение владыки Алипия и через безценный дар от матушки схимонахини Алипии, чтобы множество народа имели возможность прикоснуться к этому образу как к источнику благодатному, способному помогать в трудные времена. Способному давать надежду на то, что все будет по воле Божией, а не так, как хотят враги нашего Отечества и враги Церкви. Видно этот образ нужен нам для воодушевления, через него мы будем черпать силы благодатные от Бога для стояния в православии, для хранения его чистоты. От этого образа будет исходить сила, дающая нам перебороть уныние. После молитв наших перед этим образом Божия Матерь, несомненно, будет вставать у Престола Божия и молиться за всех нас. Молиться и за праведников, и за грешников.

Но за каких грешников? Как говорят святые отцы, в частности, святитель Димитрий Ростовский, Божия Матерь молится и за праведных, и за грешных, но за каких же грешных Она особо молится? За тех грешников, которые, как блудный сын возвращаются в свое Отечество, к своему Отцу Небесному. За тех грешников, которые ударяя себя в грудь, как мытарь, со словами покаяния, просят:

«Боже, милостив буди мне грешному». За тех грешников, которые подобно блуднице припадали к ногам Христовым и слезами омывали их и волосами отирали. За тех грешников, которые как разбойник на кресте, который в последнюю минуту исповедовал свою греховность, говоря: «Мы по делам своим приемлем». И, оправдывая Христа: «А этот праведник за что терпит?» И в смирении просил не освободить его, не избавить от мук, не даже ввести его в вечность, он считал себя грешником недостойным, а попросил только вспомнить о нем: «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем». Поэтому когда на Херувимской мы выходим на солею, духовенство несет Чашу, дискос с Агнцем, кресты — прообразы Христовых страданий, копие и лжицу, которая прообразует собой трость, сам этот ход под пение «Иже херувимы» является прообразом того хода, когда Господь нес крест на Себе, идя на распятие. Вот потому-то мы, поминая всех при этом, в конце говорим: да помянет

Господь Бог во Царствии Своем, как разбойник просил помянуть. Так и мы, как разбойники себя ощущаем. И впоследствии, ставя Чашу, дискос на престол, мы воспоминаем и страдания Христовы и Его погребение, читая слова «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив». Даже само омовение рук архиереем перед перенесением даров с жертвенника на престол во время Херувимской песни, когда архиерей выходит и омывает руки перед всем народом, по преданию символизирует то, что благообразный Иосиф и Никодим, тайные ученики Христовы, перед тем, как снять тело Христово с креста, умывали руки, чтобы омытыми руками взять пречистое страдальческое тело Господа своего и обвить его пеленами.

И мы, братья и сестры, если с таким чувством, с таким смирением, покаянием будем просить Божию Матерь, то верьте, что будем Ею услышаны и молитвы наши будут исполнены. И умирится душа наша, а потом и вокруг мир Божий наступит. Потому что не будет мира внешнего, если у нас не будет мира внутреннего. Если мы будем враждовать с Богом, то и вокруг нас мы будем сеять вражду. А мы враждуем с Богом грехами своими, преступлением Его заповедей, распиная Его безучастно, как та толпа евреев смотрим на Него распятого, а некоторые еще и с недоверием, если Он Бог, то почему Он так поступает, повторяя слова евреев: «Если Он Христос, пускай сойдет со креста и уверуем, что Он Сын Божий, других спасал, Себя ли не может спасти?» Точно такие же бывают слова и в наши дни. Некоторые говорят: «Куда же Бог смотрит, что так все творится?» И действительно, куда же Бог смотрит, что при всем нашем безумии, при всем, что мы творим, Он нас еще не истребил и не наказал. А все ждет долготерпеливо нашего покаяния, нашего смирения.

Один батюшка из Закарпатья на проповеди сказал такие слова: «Наше Отечество тогда встанет с колен, когда перед Богом встанет на колени». И мы должны понимать, что мир с Богом, мир с совестью порождает благоденствие и мир внешний. Поэтому, если мы хотим внешнего, то мы должны измениться внутренне, прислушиваясь к голосу совести. Мы должны измениться в отношении к Богу.

Господь ждет нашего покаяния, ждет, когда мы начнем с Ним разговаривать в молитве. Я уже говорил и повторюсь: наши родители, если они живы, они так ждут от нас какой-то весточки, ждут от нас телефонного звонка, ждут нашего приезда и радуются ему. Я вспоминаю своего покойного папу, когда он остался один, похоронив маму. И вот когда я ему звонил, он часто просто молчал. И на вопрос: «Пап, чего ты молчишь?» он отвечал: «А я хочу тебя послушать». Вот так и Бог. Он молчит, долготерпит. Но Он ждет, хочет нас послушать, когда мы начнем наконец с Ним разговаривать в молитве. Как часто бывает, не успел правило вычитать, не помолился. Сегодня некогда было помолиться, забыл что-то. Да, мы забыли, мы не вычитали, мы не помолились.

А в этот день Бог и Божия Матерь, подобно нашим родителям, ждали, когда мы с ними начнем разговаривать, когда мы про них вспомним, когда весточку им пошлем своей памятью, своею любовью. Своим желанием каждый день общаться с любящими нас. Как мы общаемся с родителями, так мы общаемся и с Богом и Божией Матерью. Они любят нас, ждут этого общения. Радуются, когда мы молимся. Не внешне, а искренне, от сердца. Как и родители. Они же не требуют какой-то вежливости, они ждут от нас любви искренней. Так и Бог. Он ждет от нас искренности и любви.

И дай, Боже, чтобы в сегодняшний день, взирая на образ Божией Матери, Которая держит на руках Своих Младенца Христа Спасителя, готовая отдать Его в жертву за наши грехи и потом еще и за нас молиться, вымаливая наши души, пускай сердце каждого проснется. Не умом поймем, сердцем, душою своею. Пускай совесть наша проснется. И все, что мы плохое сделали, сказали, помыслили, по неразумию своему воплотили в грех в этой жизни, пускай сегодня все это вместе со слезами к подножию Божией

Матери принесется с покаянием, и тогда великое действо будет. У престола Божия в Царстве Небесном со всесильною Своею материнскою молитвою, воздевши Свои пречистые руки за каждого из нас встанет в молитве Пресвятая Владычица Богородица, Заступница усердная рода христианского. А нам, дай Боже, быть родом христианским не по названию, а по смыслу жизни. Мы этот смысл потеряли, а его надо найти.

Расшифровка видеозаписи
«Руси Державной»
от 21.11.2024 Раздел: Ноябрь 2024 Просмотров: 630
Всего комментариев: 0
avatar