Добавлено: 31.12.2016

Наследие Цесаревича

В Москве состоялся вечер, посвященный 125-летию восточного путешествия Великого Князя Николая Александровича


Из всего изобилия плодов царствования святого Государя Николая II Александровича выделяется своим значением и целеустремленностью в будущее путешествие на Восток 1890-91 годов. В 2016 году отмечалось125-летие этого грандиозного события. Почитатели памяти святого Царя-страстотерпца Николая из разных стран и многих мест России весь период стремились по мере сил отметить эту дату.

Своеобразным итогом их деятельности стал вечер, состоявшийся 15 декабря 2016 года в Московском доме национальностей.

Организаторами выступили созданный по благословению Священноначалия Русской Православной Церкви Юбилейный комитет к 130-летию путешествия на Восток Великого Князя Наследника Цесаревича НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА 1890/91-2015/2016 гг. совместно с Фондом содействия возрождению православных духовно-нравственных ценностей и традиций имени Святого Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского (председатель О.А. Тюрина).

Благословение митрополита Вениамина из города, «владеющего Востоком»

После предначинательной молитвы, открывая собрание почитателей памяти святого Царя Николая, ведущая д.ф.н., профессор И.В. Бугаева огласила Обращение митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря), в котором, в частности говорится:

«Радостно приветствовать всех, кто пришел на этот замечательный вечер в честь 125-летия Восточного путешествия Цесаревича!

Событие, которому посвящена эта встреча, достойно того, чтобы о нем всегда с восхищением и радостью вспоминал русский народ. Ведь Восточное путешествие Цесаревича, замысленное и благословенное Государем Александром III, стало поистине апостольским путем для будущего Царя Мученика Николая Александровича Романова. Путь на Восток, по которому Россия с новой силой двинулась после посещения Цесаревичем своих восточных пределов, стал апостольским и для всей нашей страны.

Мы вспоминаем Восточное путешествие, говорим о его геополитическом, культурно-историческом, даже об экономическом значении. И не всегда с должным вниманием и пониманием относимся к глубочайшей духовной сути этого великого события.

Конечно, пройдя множество стран, морей и три океана и потом всю Россию из Владивостока до Санкт-Петербурга, будущий Государь существенно укрепил внешнеполитические, дипломатические связи нашей страны, показал своей эскадрой мощь России, сам обогатился новыми знаниями и политическими знакомствами для дальнейшего успешного управления нашим государством. Во Владивостоке Цесаревич заложил начало Великого Сибирского рельсового пути, что прочно связало восточную и западную части страны, соединило берег Тихого океана и Атлантику. Но, самое важное то, что по этому рельсовому пути с новой силой двинулись на восток русские переселенцы, которые понесли азиатско-тихоокеанским народам Свет Православия. Быть Благовестником, нести миру Евангельскую Истину, знание о Христе – вот призвание русского народа и всей нашей России. И всем своим сердцем чувствовали это наши цари – Александр III и Николай II. Глубокое осознание духовной задачи Русского царства устремляло взоры наших правителей на восток. И вот сын Помазанника Божьего Цесаревич Николай Александрович после долгого путешествия сходит с корабля на русскую землю во Владивостоке. Посмотрите, с какой радостью, с каким ликованием встречает его наш народ. Народ — от простых крестьян до генералов чувствуют Божие Благословение, которое передается через юного Цесаревича самым дальним берегам России. Это Благословение мы чувствуем и сейчас. И когда в мае этого года во Владивостоке проходили Царские дни, посвященные 125-летию посещения Цесаревичем нашего города и Южно-Уссурийского края, во время молебна у Триумфальной арки многие заметили в себе необыкновенную радость и духовный подъем, словно сам Государь незримо стоял рядом.

К молебну во Владивосток была принесена чудотворная икона Царя Мученика. А 18 декабря этого года будет освящаться памятник Государю Николаю II, установленный напротив входа в Покровский кафедральный собор Владивостока. Этим событием мы продолжаем отмечать Царские дни, которые, конечно, проходят не только у нас, но и по всей России. Но здесь во Владивостоке особое отношение к визиту Цесаревича. Ведь отсюда он начал свой путь через всю Россию, как бы указав на сакральное значение наших мест для страны. Владивосток – Владеть Востоком во Христе. Цесаревич по воле своего державного отца пребыванием во Владивостоке свидетельствует о вседержавном значении города и Южно-Уссурийского края.

Представители всего Дома Романовых особенно заботились о Дальней России, о Южно-Уссурийском крае. Они посещали эти места. Но из государей или цесаревичей никто, кроме Наследника Престола Николая Александровича, не бывал в наших краях. Прибытие Царского Сына на далекие окраины России тогда сравнивали с лучами живительного солнца. Полюбив эту русскую землю у Тихого океана, в дальнейшем Царь Николай II явил особое попечение об укреплении здесь Русской Православной Церкви. Он, как и его державный отец, глубоко осознавал, что наша Православная церковь является основой, мощью и живительной силой России в ее движении на восток, в государственном укреплении страны. Как только Николай Александрович взошел на престол, первым его Указом, касающимся монастырей в России, стало распоряжение об учреждении в Южно-Уссурийском крае Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря. А через небольшое время, в соответствии с распоряжением Царя, была образована Владивостокская епархия.

Визит Цесаревича вдохновил местных тружеников на дальнейшие подвиги и вызвал новые потоки переселенцев в эти края. Владивосток, встречавший в мае 1891 года Цесаревича, еще долго жил этим событием. Каждый год впоследствии в городе совершался молебен, и проходили торжества в память о Высочайшем посещении. И до 1922 года Владивосток жил по законам Российской империи. Здесь была восстановлена монархия и Романовы на Царском престоле.

На сегодняшней встрече вам будет представлена небольшая книга «Царские дни на берегу Тихого океана». Эта книга подготовлена недавно открывшимся в нашей епархии Центром церковно-государственных отношений. В работе впервые публикуется отрывок из дневника Цесаревича, который он вел во время Восточного путешествия. Отрывок посвящен дням пребывания во Владивостоке и Южно-Уссурийском крае. Читая строки, написанные юным Цесаревичем, будущим Государем, чувствуешь, с какой любовью он относится к нашим благодатным тихоокеанским местам. Он видит Владивосток и весь Приморский край своей Родиной. Даже наш влажный океанский климат кажется ему «совершенно российским». И какое внимание к укреплениям Владивостока и устройству города, к людям, живущим в нем!

С любовью встречает русский народ на берегу Тихого океана царского сына, будущего Всероссийского императора! Листая страницы представляемой здесь книги «Царские дни на берегу Тихого океана», мы чувствуем эту любовь русских к своему Царю. Это прекрасное чувство пропитывает обращения к Цесаревичу встречавших его в 1891 году чиновников, священников, простых людей. Эта любовь и в словах современных авторов, чьи тексты были написаны в 2016 году по поводу 125-летия визита Цесаревича во Владивосток.

Отрадно, что это великое событие сейчас обращает на себя внимание многих авторитетных людей, патриотов нашей страны. Об этом свидетельствует и сегодняшняя встреча, где собрались те, кто уже внес немалый вклад в восстановление памяти о святом Государе Николае Александровиче Романове и его Восточном путешествии, которое он совершил еще будучи Цесаревичем.

В советское время о Восточном путешествии Цесаревича предпочитали молчать. Одним из первых эту тему смело поднял российский писатель Андрей Юрьевич Хвалин, для которого наши тихоокеанские берега являются родными.

Уже сейчас начинается подготовка празднования юбилейной даты – 130-летия Восточного путешествия Цесаревича. Еще есть время, чтобы достойно подготовиться к этим дням. Осмысляя причины и результаты этого большого события, для нас очень важно постараться увидеть Божий Промысл о России, русском народе и его последнем Царе.

С берегов Тихого океана посылаю вам Божие благословение на священный труд по восстановлению памяти о великих делах святого Царя Николая II и его державного отца Александра III! И желаю, чтобы сегодняшний вечер и вся работа Юбилейного комитета были пропитаны любовью ко Христу и Его святому Помазаннику!
Истинная Россия, вечная Россия, наша Святая Русь любит своего Царя! Аминь».

Свои благословения и приветствия участникам вечера также направили заместитель председателя Издательского совета Русской Православной Церкви о. Феоктист (Игумнов), первый проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев), настоятель храма преподобномученицы Елисаветы посёлка Великодворский Гусь Хрустального района Владимирской Епархии о. Сергий (Баженов) и др.

Два крыла державного орла

В выступлении писателя А.Ю. Хвалина об истории восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича особо отмечалась актуальность его уроков для современной государственной политики российского государства.

Путешествие Великого Князя Николая Александровича 1890/91 годов стало уникальным событием в летописи Отечества. Путь на восток будущего Всероссийского Самодержца есть ключ к пониманию имперской политики данного периода истории страны и верному российскому домостроительству в азиатско-тихоокеанском регионе в настоящем и будущем.

По своей обращенности путешествие было эмблематично российскому гербу. При внешней разнонаправленности (Европа-Азия) его основной, духовный смысл был един, направленный на воспитание будущего правителя России обоедесноручным, т.е. одинаково правым признавался путь Императорской России, как на европейский запад, так и на азиатский восток. И внешняя политика объявлялась равнозначной внутреннему движению русской цивилизации на восток «встречь солнцу». Употребив современные аллюзии, можно сказать, что Великий Князь Николай Александрович, будущий святой Царь-мученик, стоял у истоков православного Русского мира.

Программа Восточного путешествия Цесаревича, которая обсуждалась на совещаниях у Державного Отца – Императора Александра III несколько месяцев, главной целью, как это ни парадоксального сегодня звучит, ставила поклонение святым местам. Первоначально было запланировано и посещение Святой Земли. Специально к этому событию была подготовлена к освящению церковь в Русском доме на Александровском подворье. Но по политическим причинам посещение Иерусалима Наследником Цесаревичем было отменено, что вызвало его крайнее разочарование.

Помимо основной, духовной, ставились и иные цели Восточного путешествия, а именно: образовательные – приобретение Цесаревичем опыта и знаний, необходимых для служения Царю и Отечеству. Ознакомление во время плавания: — на военно-морском судне с условиями флотской службы; а также знакомство с государствами, которые Его Императорское Высочество еще не посещал. Другими целями были: показать военную мощь России, воплощенную в судах эскадры. Осмотр казачьих войск по пути следования по России, по званию Атамана. Изучение на месте важного вопроса «об устройстве сплошного рельсового пути в Сибири для облегчения снабжения европейской части России, с этой щедрой, одаренной природой окраины, считающейся по неисчерпаемым богатствам, заключающимся в ее недрах, золотым дном», как сообщают летописцы путешествия Э.Э. Ухтомский и М.М. Денисьевский. А также совершение во Владивостоке по воле Государя Императора Александра Третьего закладки за счет казны Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути, вопрос о постройке которого был очень важен как для правительства, так и для общества. Рассматривалась и проблема заселения страны вглубь как одна из основных задач первостепенной важности. И надо констатировать, что все поставленные задачи были блестяще решены, несмотря на трудности и непредвиденные обстоятельства. (В сокращении)

Андрей Хвалин,
председатель Юбилейного комитета
к 130-летию путешествия на Восток Великого Князя
Наследника Цесаревича
Николая Александровича


Митрополит Вениамин: «На Руси люди всегда любили Царя»


Во Владивостоке у Покровского кафедрального собора торжественно открыли бюст Императора Николая II


В воскресенье, 18 декабря, накануне празднования дня памяти святителя Николая Мир-Ликийских чудотворца во Владивостоке в Покровском парке у стен Покровского кафедрального собора был торжественно открыт бюст последнего русского Императора Николая II, причисленного к лику святых как Страстотерпца, сообщает сайт Владивостокской и Приморской епархии.

Это событие приурочено к отмечавшейся в 2016 году знаменательной дате – 125-летию посещения Владивостока Цесаревичем Николаем Александровичем — этот юбилей широко отмечался в Приморском крае весь 2016-й год, в рамках «Царских дней». Так, накануне, 17 декабря состоялась презентация книги известного приморского краеведа Н.Г. Мизь «Романовы во Владивостоке».

Памятник установлен по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина при содействии Войсковой Православной Миссии. К открытию памятника делегация Войсковой Православной Миссии прибыла из Москвы с чудотворной мироточивой иконой Царя-Страстотерпца Николая II. Делегация доставила во Владивосток горсть земли из Ганиной Ямы – места, куда в июле 1918 г. были привезены для уничтожения из Ипатьевского дома Екатеринбурга тела членов Царской Семьи и их верных слуг.

По окончании воскресной Божественной литургии митрополит Вениамин, духовенство Покровского собора и прихожане прошли крестным ходом к памятнику, пока ещё накрытому белым полотном. После молебна владыка Вениамин окропил памятник святой водой.

Завершая церемонию открытия памятника, владыка положил в специальную урну у памятника землю, привезенную из Ганиной Ямы.

Обращаясь к собравшимся, его высокопреосвященство, в частности, отметил:

«Открытие памятника святому Николаю – большое событие, как для Владивостока, так и для всей России. Благодаря посещению тогда еще Цесаревичем нашего города Российская империя взглянула на Восток, что отображено в гербе России, двуглавом орле, который смотрит и на Запад, и на Восток. На постаменте памятника указаны важные моменты посещения Николаем II нашего края. Важно, что на Руси люди всегда любили Царя, потому что он был выбран Богом и посвящал свою жизнь служению Отечеству».

В завершении праздника открытия нового памятника Оркестр Штаба Тихоокеанского флота исполнил музыкальные композиции.

Бронзовый бюст Николая II изготовлен и установлен по инициативе Оргкомитета по увековечению памяти пребывания во Владивостоке Цесаревича Николая Александровича, при содействии Православной Войсковой Миссии. На постаменте с четырех сторон выбиты памятные даты, связанные с посещением Владивостока Цесаревичем и совершенной им закладкой важных и символичных для приморской земли объектов — сухого дока, памятника исследователю Дальнего Востока адмиралу Г.И.Невельскому, железнодорожного вокзала и Великого Сибирского Пути (Транссиба).

Автор бюста – скульптор Андрей Вячеславович Клыков, сын знаменитого скульптора В.М.Клыкова. Гранитный постамент под бюст изготовил и передал в дар Оргкомитету Марат Ваникович Айрапетян, директор ООО «Гравитер».
от 20.04.2024 Раздел: Январь 2017 Просмотров: 3292
Всего комментариев: 0
avatar