Добавлено: 09.10.2024

Наставления Старца Паисия

2024 год можно считать Годом афонского схимонаха Паисия Святогорца (1924–1994), поскольку мы отмечаем столетие со дня его рождения и тридцатилетие со дня блаженной кончины. Старца знали и любили не только в Греции. После бесед с ним люди уходили утешенными, получая совет и молитвенную помощь. Богомудрые наставления Старца Паисия дают и сегодня нам ответы на многие вопросы духовной жизни.

+ + +

Старец вспоминал: «Еще будучи солдатом, я дал Божией Матери обет: если Ее благодать сохранит меня на войне, то я три года буду трудиться на восстановлении Ее сгоревшей обители. Я думал, что, поскольку стал монахом, то Божия Матерь не взыщет с меня исполнения этого обета. Но, видно, Она этого не хотела».

Так в августе 1958 года Старец оказался в тихом монастыре Стомион. Люди были рады его переходу в обитель, и многие приходили его навестить.

Отец Паисий начал восстанавливать сгоревшую обитель, не имея ни денег, ни материалов. Ему помогали некоторые добрые христиане. Владыка благословил отцу Паисию ездить по деревням со святыми мощами и собирать пожертвования. Бедные жители деревень приходили поклониться святым мощам и оставляли в пожертвование по тарелке пшеницы. Однако он не брал ее для продажи и восстановления обители, но оставлял священникам села для раздачи самым нуждающимся семьям.

Сама Пресвятая Богородица, приведшая отца Паисия в Свою маленькую обитель, благоволила к его многотрудным усилиям.

Она просветила некоторых людей, и те помогли восстановлению монастыря деньгами, материалами, личным трудом. Кроме того, часто отец Паисий чувствовал Ее непосредственное содействие и попечение.

Старец не только тратил время и силы на строительство, но своей добродетельной жизнью и рассудительными советами внушал паломникам уважение к монастырской святыне. Прекратились пирушки и танцы, которым прежде предавались возле обители жители Коницы. Старец считал недопустимым, чтобы люди развлекались рядом с храмом, в котором совершается служба.

Добрый христианин любит сначала Бога, а потом и человека. Избыточествующая любовь изливается и на животных, и на природу.

+ + +

Как одна маленькая дырочка в банке с консервами может её испортить, потому что пропускает воздух, так и один-единственный гордый помысл, проникая в голову человека, заставляет его высоко думать о себе, и все его добродетели становятся негодными.

Молитвы за усопших

Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако не делает этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу право сказать: «Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?» Молясь за усопших, мы даем Богу право на вмешательство. Нужно сказать и о том, что в большее умиление Бога приводят наши молитвы об усопших, чем о живых.

Поэтому наша Церковь и установила освящение заупокойного колива, заупокойные службы, панихиды. Заупокойные службы — это самый лучший адвокат о душах усопших. Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада.

Но полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу. Ведь результатом нашей свободы от вещей материальных и от душевных страстей будет не только то, что сами мы почувствуем облегчение. Облегчение получат и усопшие праотцы всего нашего рода. Усопшие испытывают радость, если их потомок живет с Богом. Если мы не находимся в добром духовном состоянии, то наши усопшие родители, деды и прадеды, все наши предки страдают. Однако если мы находимся в добром духовном устроении, они радуются, потому что были сотрудниками Бога в нашем рождении, и Бог некоторым образом обязан им помочь. То есть усопшим доставит радость, если мы предпримем подвиг и постараемся благоугодить Богу своей жизнью. Поступая так, мы встретимся с нашими усопшими в раю и все вместе будем жить в жизни вечной.

Слезы покаяния

Покаяние — это крещение слезами. Каясь, человек проходит через новое крещение, возрождается. Апостол Петр своим отречением в какой-то степени предал Христа. Однако он плакася горько (Мф. 26, 75) и поэтому получил прощение в своем падении. То есть искреннее покаяние омыло апостола Петра, снова очистило его. Посмотри, ведь сначала Бог сотворил землю, сотворил море, все остальное, а потом взял землю и сотворил человека. Человек сначала рождается плотски, а потом в Таинстве Святого Крещения он духовно возрождается от воды — творения Божия и от Святого Духа — Божественной благодати. Водою и Духом возрождается человек и становится человеком новым.

Вода имеет очистительное действие, поэтому священник в Таинстве Святого Крещения погружает человека в воду. Человек омывается от первородного греха, его осеняет благодать Божия, он облекается во Христа и становится новым, возрожденным человеком. Поэтому если человек не осквернит свое Святое Крещение, у него будет много благодати. Но даже если он испачкает себя после Таинства Святого Крещения, то у него есть крещение покаянием. Если человек осознает свой грех, если ему станет за него больно, то он, некоторым образом, омывается слезами покаяния, и к нему снова приходит благодать Божия.

Конечно, слезы — это отличительный признак покаяния, однако не единственный. Некоторые люди плачут и еще с мокрыми от слез глазами начинают смеяться. Сердечная боль и внутреннее воздыхание — это те внутренние слезы, которые выше слез внешних.

+ + +

Если исполнишь в этом мире то, что должен, то спасешься. Если немного прибавишь к этому, то получишь и монетку сверху.

Покаяние и уныние

Уныние и душевная тяжесть обычно имеют свою причину в угрызениях совести, которые происходят от того, что человек очень чувствителен. В этом случае человеку следует исповедаться, чтобы быть в состоянии получить помощь духовника. Ведь если человек излишне чувствителен, то прегрешение, которое он совершил, может быть очень маленьким, однако враг увеличивает это преступление в глазах такого человека. Он показывает ему это прегрешение через микроскоп, чтобы низвергнуть человека в отчаяние и привести в негодность.

Человек должен познать себя таким, каков он есть в действительности, а не таким, каким представляет его в его собственных глазах враг — диавол. Ведь диавола заботит только одно — как бы сделать нам зло. Человек не должен отчаиваться, только бы у него было покаяние, потому что и грехи его меньше, чем грехи диавола, и смягчающие вину обстоятельства у него есть — ведь он создан из земли и, будучи невнимательным, поскользнулся и испачкался грязью.

Для того чтобы духовная борьба была правильной, мы должны вращать колесо нашей духовной жизни в сторону, противоположную той, куда его крутит диавол. Диавол внушает нам, что мы якобы что-то из себя представляем? А нам нужно возделывать в себе самоукорение. Внушает нам, что мы не представляем из себя ничего? А мы будем говорить: «Бог меня помилует». Если человек ведет себя таким образом с простотой, доверием к Богу и упованием на Него, то в жизнь его входит покаяние, смирение, и он восходит на духовные высоты.

+ + +

Если бы не было этого «я» и люди знали бы только «ты» и «он», в мире царили бы смирение, любовь и благословение Божие. Люди тогда на земле жили бы, как в раю.

Время от времени надо рассматривать свою жизнь

В исследовании самих себя вам будет очень полезно рассматривать свою жизнь шаг за шагом, начиная с детского возраста. Это необходимо для того, чтобы видеть, где вы находились раньше, где вы находитесь сейчас и где вы должны находиться. Не сравнивая прошлого с настоящим, вы не поймете, что даже будучи в более или менее неплохом состоянии, вы все равно находитесь не там, где должны были бы находиться. Вы не поймете того, что огорчаете Бога. Когда человек молод, у него есть оправдание в том, что он находится не в слишком хорошем состоянии. Однако у него нет оправдания, если он, уже выйдя из юного возраста, пребывает все в том же состоянии или же исправляется недостаточно.

Чем больше проходит лет, тем более духовно зрелым должен становиться человек. А используя во благо опыт своего прошлого, мы идем вперед более уверенно и более смиренно. Часто даже переменчивые взлеты и падения в (духовной) борьбе помогают человеку в том, чтобы он плодотворно и уверенно совершал свой духовный путь к горнему.

В духовной борьбе необходимо определить «координаты» слабых мест нашего характера, наши недостатки, и после этого стараться наносить удары в эти места. И потом мы следим за этими местами с особым вниманием, ведь зная, в каких местах находится враг, можно двигаться с уверенностью. Военные разворачивают карту и говорят: «Враг находится здесь и здесь. Значит, нам нужно успеть взять вот эту и вот эту высоту. Сюда нужно послать подкрепление, а здесь необходимы такие-то и такие-то орудия». То есть зная, где находится враг, можно построить какой-то план. Однако для того чтобы узнать, нужно безпокоиться и исследовать (район боевых действий). Спать тут нельзя.

+ + +

Добро побеждает по-доброму.

Из книги-календаря «Год со старцем Паисием»


Война в жизни будущего святого


Святой Старец Паисий Святогорец в 1948 году служил радистом отдельной горно-диверсионной роты, которая принимала активное участие в боевых действиях в Эпире и под Навпактом (в Греции тогда шла кровопролитная гражданская война). Тогда будущего старца Паисия Святогорца звали Арсений Эзнепидис.

В октябре 1948 года Арсений Эзнепидис закончил обучение воинской специальности и в качестве радиста был зачислен в отдельную разведроту, располагавшуюся в городе Агринион.

Эта рота была освобождена от строевой подготовки, изучения устава и тому подобного. Её задачей был поиск и уничтожение отрядов ополченцев в горах Центральной и Западной Греции.

О том, как героически рота-невидимка выполняла боевую задачу, преподобный старец вспоминал позже, когда, будучи монахом, он стал невидимым для посторонних глаз героем Христовым.

Через сорок лет преподобный старец Паисий Святогорец напишет: «Помпезность и трезвон не помогают добиться даже мирской цели. На войне я служил в отдельной разведроте, и мы всё время скрывались: то за горками, то под горками. На параде строевым шагом за всю войну я не прошёл ни разу».

Разведроту, где служил старец, прозвали «буйной», поскольку её офицеры, а также многие из солдат были смельчаками «с сумасшедшей жилкой». Они воевали мужественно, не беря в расчёт опасности и злоключения. Такая же «сумасшедшая жилка» была и у Арсения, который всегда был готов совершить жертву ради Бога и ближнего.

В начале суровой зимы 1948/49 года рота разбила лагерь недалеко от вершины горы Омалия, на высоте около 1 800 метров от уровня моря. Эта гора была естественным наблюдательным пунктом, откуда можно было контролировать почти всю горную область вокруг Навпакта. Там в ночь на праздник Введения Пресвятой Богородицы лагерь накрыла страшная снежная буря. За несколько часов завалило много палаток, и большинство солдат оказались заживо погребёнными под снежными завалами.

Поняв, что рота находится в опасности и может остаться под снегом и льдом навсегда, Арсений побежал к командиру.

Тут же забили тревогу, и немногие солдаты, оказавшиеся не под снегом, побежали раскапывать остальных. Но снег валил, не переставая. С каждым часом обмороженных становилось больше и больше, и ротный врач как мог пытался их спасти.

Арсений, несмотря на то что снег залеплял ему лицо и почти не давал дышать, не останавливаясь, работал мотыгой — насколько позволяли обледеневшие руки. В ту ночь он выкопал из-под снега двадцать шесть обмороженных. Одновременно, изо всех душевных сил, он горячо просил Бога прислать им помощь.

И помощь не замедлила: в утренних сумерках солдаты увидели, как к ним поднимаются три крестьянина из близлежащей горной деревни Элату. За плечами у них были огромные бутыли с домашней водкой. С помощью этой водки ротный врач смог привести в чувство и вернуть к жизни обмороженных солдат.

В сопровождении крестьян рота пошла вниз, в деревню, где крестьяне разобрали солдат по своим домам и их отогрели. Потом преподобный старец часто вспоминал ту тяжёлую ночь и говорил: «В тех снегах я чувствовал огромную, ни на что не похожую радость. Это была радость жертвы».

Отогревшись, рота спустилась ниже, чтобы до конца зимы встать лагерем на высоте Макривалто, иначе называемой «Святой Иоанн» — по находившейся там церковке Честного Иоанна Предтечи. Эта высота тоже имела выгодное тактическое положение. Ротный приказал солдатам рыть в земле глубокие ямы, застилать их брёвнами, сверху покрывать досками и листами жести. В углу крыши было отверстие для выхода дыма — солдаты могли разводить в этих блиндажах огонь и греться.

Досок для блиндажей не хватало, и ротный послал за ними Арсения в одну из расположенных неподалёку деревень, жители которой почти все ушли, боясь ополченцев. Председатель сельской общины предложил разобрать заборы и сараи, но у Арсения не поднялась на такое дело рука, и он отказался.

Он считал варварством рушить хозяйство людей, которые столько лет страдали от войны, а сейчас были вынуждены даже оставить свои дома. Арсений вернулся в лагерь с пустыми руками и предложил ротному отправить в центр радиограмму с просьбой привезти им доски. «Тебе даже такое простое дело нельзя поручить!» — рассердился офицер и послал за досками других солдат.

«Главное — истинная, братская любовь»

Дух теплохладности господствует, мужества нет совсем! Мы в конец испортились! Как нас Бог еще терпит? Сегодняшнее поколение — это поколение равнодушия. Не воины. Большинство только для парада и годится.

Безбожникам, хулителям дают выступать по телевизору. И Церковь молчит и не отлучает этих богохульников. А надо было бы отлучать таких. Отлучения, что ли, жалко? Давайте не будем ждать, когда кто-то другой вытащит змею из дыры, чтобы мы оставались в покое.

Молчат от безразличия. Плохо то, что даже люди, что-то имевшие внутри себя, стали охладевать и говорить: «Разве я смогу изменить ситуацию»? Мы должны с дерзновением исповедовать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно. А что невозможно, оставлять на волю Божию. Так наша совесть будет спокойна.

Если же мы не противостанем, то поднимутся из могил наши предки. Они столько выстрадали за Отечество, а что делаем для него мы?.. Если христиане не станут исповедниками, не противостанут злу, то разорители обнаглеют еще больше. Но теперешние христиане не бойцы. Если Церковь молчит, чтобы не вступать в конфликт с государством, если митрополиты молчат, если молчат монахи, то кто же будет говорить?

Я вижу, как что-то готовится, вот-вот должно произойти и постоянно откладывается. Все время маленькие отсрочки. Кто переносит эти сроки? Бог ли отодвигает их? А ну-ка, еще месяц, ну-ка, еще два!.. Так все и идет. Но раз мы знаем, что нас ждет, то развивайте в себе, насколько можете, любовь. Это самое главное: чтобы была между нами истинная, братская любовь. Доброта, любовь — это сила. Храните, насколько можете, тайну и не пускайтесь на откровенности: ведь если тайну будут знать «ты да я, да он, да звонарь Симеон», то что из этого выйдет?

Смерть на войне способна весьма умилостивить Бога, потому что человек, павший смертью храбрых, жертвует собой, чтобы защитить других. Те, кто от чистой любви жертвуют своей жизнью ради того, чтобы защитить своего ближнего, подражают Христу. Эти люди — величайшие герои, их боится, трепещет сама смерть, потому что от любви они презирают ее и таким образом обретают безсмертие, находя под могильной плитой ключ от вечности и без труда входя в вечное блаженство…

Поэтому я и говорю вам: возделывайте жертвенность, братскую любовь. Пусть каждый из вас достигнет состояния духовного, чтобы оказавшись в трудной ситуации, вы смогли выбраться из нее. Не находясь в духовном состоянии человек трусит, потому что любит самого себя. Он может и отречься от Христа, предать Его.

Вы должны решиться на смерть. Мы верим в то, что ничто не проходит даром, что в нашей жертве есть смысл.

В нашу эпоху отвага является редкостью. Люди замешаны на воде. Поэтому если, Боже упаси, начнется война, одни умрут от страха, а у других опустятся руки, потому что они привыкли к хорошей жизни. Страх необходим тогда, когда он помогает человеку обратиться к Богу. Страх же от недостатка веры, недостатка доверия Богу — губителен.

Такой страх изгоняется отвагой. Будем помнить: чем больше человек боится, тем сильнее искушает его враг. Если человек не будет подвизаться, чтобы стать мужественным, и не стяжет настоящей любви, то когда возникнет какая-нибудь сложная ситуация, над ним даже куры будут смеяться.

Воин должен радоваться, что умирает ради того, чтобы не умирали другие. Если расположить себя подобным образом, то ничего не страшно. От многой доброты, любви и самопожертвования рождается отвага. Но сегодня люди и слышать не хотят о смерти. Однако тот, кто не помнит о смерти, живет вне реальности. Те, кто боятся смерти и любят суетную жизнь, находятся в духовном застое. Люди же дерзновенные, полагая перед собой смерть и постоянно думая о ней, побеждают суету и уже здесь начинают жить в вечности и райской радости.

Пусть тот, кто сражается на войне за Веру и Отечество, осенит себя крестом и не боится, ведь он имеет помощником Бога! Сам Бог будет судить, жить ему или умереть. Надо иметь доверие Богу, а не самому себе.

Из поучений Старца Паисия


По материалам православных СМИ
от 03.12.2024 Раздел: Октябрь 2024 Просмотров: 1673
Всего комментариев: 0
avatar