«Движение воинствующих безбожников, некогда немало потрудившихся над разрушением русской традиции, вновь дало о себе знать яростной попыткой вернуть утраченные позиции. В прессе получило огласку письмо нескольких академиков РАН, в числе которых западник и ветеран «научного атеизма» — академик Виталий Гинзбург. К нему также присоединились член КПРФ Жорес Алферов, Михаил Садовский, глава Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев и некоторые другие представители общественности. В письме выражалась обеспокоенность «клерикализацией страны» и усилением роли Русской Православной Церкви в государственных делах», — сообщает Агентство политических новостей.
Письмо академиков вызвало большой резонанс в СМИ. Но будем помнить, что тысячелетняя Россия созидалась как православная держава. Именно на этом пути она явилась миру как самая великая держава на шестой части суши, объединив под своим крылом десятки и десятки народов и подарив миру вершинные достижения православной цивилизации во множестве областей человеческой деятельности. Требование убрать из будущей России православие — ключевое звено российской цивилизационной системы — равносильно ее уничтожению. Кто заинтересован в этом?
Учитывая исключительную важность присутствия Православной Церкви в нашей общественной жизни, а также то обстоятельство, что несколько академиков дерзнули выступать, по сути, от лица всего научного сообщества, мы публикуем подборку высказываний деятелей нашей Церкви, представителей общественности, ученых, являющихся высшими авторитетами в науке, которые камня на камне не оставляют от притязаний авторов письма на истинность своей позиции.
Русская Православная Церковь
Отголосок атеистической пропаганды прошлого
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II оценил открытое письмо 10 академиков Президенту РФ как «отголосок атеистической пропаганды прошлого».
«В открытом письме, которое направили Президенту академики, прозвучало опасение, что в Церкви и в стране набирает силу клерикализм. Но Церковь не вмешивается в жизнь государства, а государство не вмешивается в дела Церкви», — отметил Предстоятель Русской Церкви.
Святейший Патриарх подчеркнул, что после десятилетий атеистической пропаганды государственным властям и Церкви было необходимо установить принципиально новые отношения, партнерство и сотрудничество.
Предстоятель Русской Церкви отметил также, что преподавание «Основ православной культуры» в школах или теологии в вузах не противоречит принципу отделения Церкви от государства и вполне соответствует сложившейся во всем мире практике.
Никакой клерикализации в России не происходит
Никакой клерикализации в России не происходит, но Церковь не позволит снова загнать себя в изоляцию, заявил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
«Ни о какой клерикализации речи быть не может. Церковь никогда не наступит на одни и те же грабли», — сказал митрополит на пресс-конференции в РИА «Новости», комментируя нашумевшее открытое письмо десяти академиков РАН Президенту России В. Путину.
«Они перепуганы клерикализацией. Но клерикализация — это когда духовенство берет в свои руки светскую власть. Вот если бы у нас министром науки назначили митрополита, вот это была бы клерикализация», — отметил владыка Кирилл.
Атеизм угасающий, но еще воинствующий
В упреках, высказанных уважаемыми академиками, нет ничего нового. И, думаю, резонанс в прессе вызван только одной причиной: не наступлением клерикализма, а бессмысленными нападками угасающего, но еще воинствующего атеизма, который ведет активную борьбу прежде всего против преподавания «Основ православной культуры» в наших школах.
Письмо академиков может быть политическим заказом
«Это (письмо академиков) может быть политическим заказом определенного министерства — не допустить, чтобы люди и наше общество узнали бы собственную культуру».
«Это заявление выводит дискуссию между верой и знанием, религией и наукой в другую плоскость — плоскость политических обвинений. За словами правозащитников, по сути дела, стоит призыв к новым репрессиям на религиозной почве».
Вера и знание — не антагонисты
«Были уже академики, общественные деятели, революционные нигилисты, низвергавшие тысячелетнюю отечественную культуру, призывавшие «во имя грядущего завтра» растоптать цветы искусства, «сжечь Рафаэля», а вместе с ним Пушкина, Гоголя, Достоевского и многих других людей, которые обращали свой взор к Вере, Православию, Евангелию».
«Основы православной культуры, несмотря на мнения нескольких академиков, были, есть и будут теми самыми главными и непоколебимыми основами, на которых зиждется наша великая, многонациональная русская культура».
Основоположники науки
«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история. В своей жизни я познал два важных фактора: первое, что я великий грешник, и второе, что Иисус Христос в неизмеримом величии является моим Спасителем».
«Библия ничего не теряет от возражения неверующих…»
«Мир сотворён Единым Творцом, всё в природе представляет собой частицы единого целого».
«Я христианин, т. е. верую в Божество Иисуса Христа, как и Коперник, Декарт, Ньютон, Ферма, Лейбниц, Паскаль, Гримальди, Эйлер и другие, как все великие астрономы, физики и математики прошлых веков…»
«Познание законов природы — есть познание Бога».
«Еще настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории».
«Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога».
«Созерцание великих тайн Вселенной, безусловно, подтверждает нашу веру в Создателя».
«И религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания — в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других — вершину построения любых мировоззренческих принципов».
«Религия и естествознание не исключают друг друга... а дополняют».
«Следует неутомимо и непрестанно продолжать борьбу со скептицизмом и догматизмом, с неверием…»
«Нет сомнения, конечно, что и у представителей науки… могут встречаться грубые понятия по высшим вопросам и об основах природы».
«Великое множество современных открытий полностью разрушило старые материалистические представления. Универсум предстает сегодня перед нами как мысль, но мысль предполагает наличие Мыслителя».
«Я верю в Бога, как в Личность, и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом».
«В этом мире есть только одно место, где нет тьмы. Это личность Иисуса Христа. В Нем Бог нам открылся наиболее постижимо».
«Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом».
«Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».
«Первый глоток из кубка естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог».
«Современная наука устранила препятствия, которые лежали ранее на пути между естественным знанием и религиозным мировоззрением. Сегодняшнее естествознание больше не восстает против Творца».
«То предположение, что жизнь возникла посредством случайности, можно сравнить с предположением, что полноценный словарь является следствием взрыва в типографии».
Большинство ученых верят в Бога
Результаты нового исследования показали, что две трети ученых верят в Бога…
Социолог университета Райса, США, доктор Элайн Говард Экланд опросила 1646 преподавателей элитных американских университетов, задав им по 36 вопросов о вере и духовных практиках.
В США продолжается кардинальное переосмысление основ мироздания. Более 500 американских ученых подписали документ, в котором выразили свое скептическое отношение к дарвиновской теории эволюции.
«Мы сомневаемся в теории естественного отбора. Мы считаем своим долгом просить научные круги провести ряд дополнительных, более углубленных исследований теории Дарвина», — говорится в обращении.
По мнению... ученых, жизнь на Земле — слишком сложный процесс, чтобы ее происхождение и дальнейшее развитие можно было вместить в узкие рамки дарвиновской теории эволюции.
Под документом оставили свои подписи пятьсот четырнадцать ученых, из них сто пятьдесят четыре биолога, семьдесят шесть химиков и шестьдесят три физика, остальные «подписанты» заняты в смежных областях науки.
Российские ученые
«Необходимо отличать науку как рациональную познавательную деятельность от так называемого научного мировоззрения, которое на самом деле наукой не является, но использует науку, а также опирается на некоторые философские системы; самый яркий пример — это материализм. Проанализировав историю по крайней мере трех с половиной столетий, сегодня мы можем признать: такое эксцентрическое мировоззрение, претендующее на универсальность и заменяющее религию, конечно, не состоялось».
«28-я статья Конституции (о свободе совести) провозглашает свободу выбирать, менять, распространять религиозные убеждения. Не наложено никаких временных и пространственных рамок. Это значит, что учитель в светской школе на уроке имеет право распространять свои религиозные убеждения. Поэтому попытки что-то запретить, ограничить просто антиконституционны».
«Я постоянно убеждаюсь в том, что религиозные ценности имеют колоссальное значение для любого общества».
«Это понятно элите нашей русской науки, понятно руководителям Церкви, но пока что непонятно нашему среднему гражданину. Поэтому одна из наших важнейших задач — донести эту мысль о единстве науки и веры до подавляющего большинства граждан нашей страны».
«Мне кажется, сейчас вполне определенно следует сказать, что наука нуждается в нравственном контроле… Нравственная экспертиза со стороны Русской Православной Церкви — это очень хорошее и полезное дело для нашей науки».
«Наша Церковь на протяжении веков сохраняла нам нашу историю. Она сохранила понятие Отечества, идею и образ Родины. Думается, что Церковь, всегда составлявшая надежную опору патриотизма в России, сегодня может и должна влиять на общество, формируя уважение к созидательной деятельности ученых и инженеров…
Со своей стороны для науки и ученых важно бережно, с уважением и пониманием относиться к деятельности Церкви, сотрудничать с ней в нравственном воспитании граждан новой России, особенно подрастающего поколения».
«Всю свою жизнь посвятив изучению мозга человека, я прихожу к выводу, что понять создание такого чуда без понятия Творца практически нереально».
«… Не допустить противостояния религии и науки. Стоит нам только встать друг против друга, как тут же этим воспользуются другие… И если отступает религия, отступает наука, то появляется мистицизм и заполоняет буквально все. Дети, которым не читают в воскресенье проповеди в церковной школе, с увлечением занимаются гаданием, им не объясняют, что это плохо».
«Мне думается, фундаментальная причина состоит в некоторых константах, которые можно четко проследить на историческом пути человечества. Когда человечество пытается нарушить эти константы, появляются конфликты, возникает и продолжается системная болезнь мира.
Фундаментальной константой является, конечно, Православная Церковь».
«Нельзя науку возводить в идола, который якобы может решить все проблемы. Наука отвечает запросам разума, а запросам сердца отвечает религия».
«Церкви ни в коем случае не следует убегать от общественных проблем. Наоборот, она призвана вторгаться в этот мир, помогать человеку. Церковь должна дать человеку духовную опору и веру в свои собственные силы. И только в этом случае мы можем верить и надеяться, что Россия как самостоятельное суверенное государство возродится, станет мощным и будет являть собой пример для других государств и народов. Только тогда она сможет выполнить свою духовную миссию, которая является важным призванием России».