Добавлено: 18.01.2023

Не нам, не нам — но имени Твоему!

В Великий праздник Рождества Христова, после торжественного богослужения в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, к закладному камню будущего Храма Христа Спасителя направился крестный ход.

На строительной площадке, там, где в последние десятилетия дымилась чаша бассейна «Москва», должен был состояться молебен. Россия собиралась молить Господа о даровании возможности вновь обрести Храм Христа Спасителя. Для участия в этом небывалом в новейшей истории Отечества духовном Акте в столицу приехали из различных епархий православные иерархи, монашествующие, священники. В сияющих золоченых ризах они медленно прошли по Соборной площади Кремля и, ведомые Святейшим Патриархом, через Боровицкие ворота направились к набережной. На некотором отдалении от пастырей, отсеченный от них сотрудниками президентской службы безопасности, шел народ. Вернее, те счастливцы, что сумели добыть заветный пропуск в Успенский собор или на молебен.

В руках у некоторых были иконы, свечи, фотографии того, взорванного в тридцатые годы Храма Христа Спасителя. Поравнявшись с женщиной средних лет, несшей большую праздничную свечу, прошу ее представиться и поделиться тем, какие чувства она испытывает, участвуя в столь необычном по своей мистической значимости крестном ходе.

— Валентина, прихожанка Новодевичьего монастыря, — лаконично отзывается она. — Что привело сюда? Любовь к Богу, ко Христу. И еще — желание хотя бы молитвенно поучаствовать в деле возрождения этого знаменитого, великого храма.

Строительство Храма Христа Спасителя помогло бы нашему народу обрести то единение, которого всем нам так недостает. Посмотрите, сколько хороших, добрых душ пришло сюда сегодня, сколько светлых, чистых лиц. Народ соскучился по добрым, богоугодным делам и мешать ему в таком доброделании могут лишь силы, враждебные России.

Судя по огромной толпе, собравшейся на противоположной стороне улицы, желающих присоединиться к крестному ходу было немало. И если бы не сверхбдительные кордоны милицейского оцепления, сквозь которые в этот день не удавалось прошмыгнуть даже мальчишкам, к торжественному шествию примкнули бы сотни и сотни людей. Руководило ими, вероятно, стремление стать свидетелями той великой победы Духа, которая совершается в России сегодня, прямо на наших глазах. Возможно, русские люди, которые пришли поучаствовать в крестном ходе, разумом так и не поняли до конца, не осознали, что за Таинство происходит ныне на московской земле. Но душой, сердцем — почувствовали. Ощущение это появлялось не раз, когда в разных частях процессии неожиданно, вдруг, начинали звучать молитвенные песнопения. Совершенно незнакомые люди дружно, слаженно пели тропарь Рождеству Христову, Песнь Богородице, молитву об Отечестве.

По ходу движения пытаюсь найти среди пожилых людей тех, кто мог бы поведать о величии уничтоженного храма. Но, увы. Кто-то в те далекие времена жил в другом городе, кто-то — еще не родился... Заметив мои попытки отыскать того, кто знал Храм Христа Спасителя не по картинкам, ко мне пробирается мужчина лет пятидесяти.

— Александр, научный сотрудник Курчатовского института, — представляется он. — Когда мне было восемь-девять лет, я часто бегал с приятелями в Лужники. В те времена там была устроена огромная свалка из монолитных, гигантских останков разрушенного Храма Христа Спасителя. Среди этих хаотично сваленных обломков нам попадались фрагменты скульптур — голова святого, крыло ангела... Нередко мы видели одинокие фигуры старушек, бродивших с потерянным видом вокруг mеx гор. О чем они думали, что там искали? Бог знает... У нас был свой интерес — кусочки цветного стекла, камешки, которые мы выковыривали из мозаики, свинец... Мы там облазили все. И даже нам, пацанам, было ясно, что храм, который зачем-то взорвали, был необычайно красивым и удивительно прочным в конструктивном смысле сооружением. Зодчие словно предвидели его судьбу... Знаете, этот храм словно из скалы был высечен. Мраморные и гранитные блоки стягивались между собой таким образом: на металл наплавлялся свинец, который, в свою очередь, входил в расплавленную серу, залитую в каменные блоки. Технология — высочайшая.

— Как вы полагаете, неужели в наше нелегкое время (когда руки, а главное души у мастеров, наверное, уже не те, когда навык делать все наспех временно заразил многих и многих) возможно дотянуться до того высочайшего уровня мастерства, что был явлен в образе Храма Христа Спасителя? Сумеют ли современные строители, ремесленники, художники повторить то, что было создано их православными, с молитвою работавшими предками?

— Я не могу согласиться с тем, что руки у наших мастеров сегодня не те. Мастера есть. Проблема, наверное, в другом. Мое мнение: Церкви надо передать все восстановительные, реставрационные работы (это касается не только Храма Христа Спасителя), с обязательным государственным финансированием. Отечественную культуру нельзя отрывать от ее источника. А источник этот — Православие.

— Наверное, в данном конкретном случае не надо забывать и о том, благословит ли Бог строительство этого храма, — присоединяется к нашему разговору молодой человек в камуфляжной, военного образца форме.

— А что вы сами думаете по этому поводу?

— Все будет зависеть от того, очнется ли наш народ от безверия. Вот здесь нас, православных, вроде бы много, некоторые пришли даже с настоящими, не бумажными иконами. И создается впечатление, что мы, русский народ, веруем. А на самом деле это далеко не так. Даже среди патриотов немало язычников, атеистов. Недавно я побывал на одной встрече патриотов. В зале собралось человек двести. И когда батюшка запел «Достойно есть», его поддержали только шесть голосов. Я был просто потрясен. Вот и думайте теперь, благоволит ли Бог дать такой стране столь явное знамение своего попечения о ней, как Храм Христа Спасителя...

Словно стремясь рассеять излишний пессимизм молодого патриота, несколько женщин, идущих чуть впереди нас, запели «Символ веры». Вокруг сразу откликнулись, поддержали их еще несколько голосов. Набирая силу, хор постепенно придал шествию совершенно иной ритм и вполне определенное настроение. Липа людей стали строже, разговоры рядом с поющими стихли. Вот так, наверное, и хаживали крестным ходом наши прапрадеды — с хоругвями, иконами и непрестанным молитвенным прославлением Всевышнего. Нам этому научиться еще только предстоит...

С пением «Отче наш», внутренне подтягиваясь, входим на строительную площадку. Над нею возвышаются семь (!) подъемных кранов, на каждом из которых висит белый флаг с изображением Храма Христа Спасителя. Всюду бетонные блоки, металлические конструкции, горы песка и гравия.

Хотя многое еще напоминает о том, что здесь прежде был котлован бассейна, но ощущение охватывает такое, будто ты вошел в притвор храма; еще шаг, и ты, пылинка, окажешься пред лицем Божиим...

Почти по центру стройплощадки — деревянная часовенка Державной иконы Божией Матери, возле которой русские люди несколько лет молились о возрождении Храма Христа Спасителя. Рядом с нею желтеет свежеоструганными досками помост; на него поднимается Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и те священнослужители, кому выпал счастливый жребий сослужить ему в этом молебне.

Курсанты военных училищ, зябшие в оцеплении по периметру стройплощадки, замерли; притихли и многочисленные официальные лица, приехавшие почтить своим присутствием «исторический момент»; православные откашлялись, готовясь пропеть «Царю Небесный».

И начался молебен, понеслись ко Господу молитвы: «Во еже благословит доброе сие намерение», «начало основания храма сего»... После каждого возгласа протодиакона хор и верующие пели «Господи, помилуй!». Многие крестились, кланялись, может быть, впервые в своей жизни. Повсюду видны были люди, молившиеся от души, от всего сердца. Среди них были и члены общины Храма Христа Спасителя, которые, по сути, начинали дело возрождения этого великого православного символа России...

Но вот стихло все, и только нервное щелкание затворов фотоаппаратов тревожило разлившуюся над окружающим пространством тишину. С молитвой к Богу-Отцу обратился Святейший Патриарх:

— Сам благослови и освяти место сие, силою и действием Честнаго и Животворящаго Древа онаго Крестнаго, окропленного Честною Кровию Сына Твоего, во отгнание бесов и всякаго сопротивления, сохраняя место сие и на нем Тебе служащих от всякаго зла…

Трижды молился Патриарх... А затем было водоосвящение, кропление Святой водою места строительства храма...

После молебна Святейший Патриарх обратился к собравшимся:

— Сегодняшний день ознаменован великим историческим событием — закладкой воссоздающегося по милости Божией Храма Христа Спасителя, посвященного Рождеству Христову. Этот храм был и, даст Бог, будет символом обновленной памяти нашей, символом обновленной Руси.

Разрушенный в годы безвременья, но восстающий из небытия, да станет он знамением нашего покаяния и возрождения России в правде, в любви, в верности Богу отцов наших. И пусть ныне, когда вокруг нас не прекращаются людские страдания и трудности, воссоздание этого святого храма положит начало исправлению судеб нашего народа, возвращению его на путь истины, мира и созидания...

Патриарх выразил благодарность президенту Российской Федерации, руководителям и всем членам правительства России и Москвы за инициативу и поддержку идеи воссоздания Храма Христа Спасителя. С речью выступил также мэр города Москвы Ю. М. Лужков. Он, в частности, сказал:

— В истории создания, разрушения и начала восстановления храма отразилась вся героическая и трагическая судьба России двух последних столетий. Построенный в память об избавлении от иноземного нашествия, он стал главным кафедральным собором великого государства.

...Преступно разрушенный в 1931 году, он превратился в глазах нескольких поколений россиян в символ пучины утрат, потерь, бездуховности и разрушений, в которую погрузилась наша страна... И вот, спустя 64 года после его уничтожения, мы приступаем к его воссозданию. Так пусть же он станет теперь символом покаяния за сотни разрушенных храмов и миллионы жизней. Пусть он станет напоминанием о том, что наше великое государство создавалось не столько огнем и мечом, сколько словом, молитвою и делом. Молитвой, обращенной к Богу, словом — к народу и делом по обустройству земли Русской...

Будем верить в это, надеяться на это. И постараемся внести посильную толику своего участия в этом благом, богоугодном деле.

Александр КОБЕЦ
от 17.09.2024 Раздел: Январь 2023 Просмотров: 10826
Всего комментариев: 0
avatar