Добавлено: 13.04.2017

Не повторять ошибок столетней давности

– Дорогой Александр Петрович, несколько дней назад мы с тобой вернулись из поездки в Псковскую епархию, были на станции Дно, были во Пскове в Спасо-Елеазаровском монастыре, участвовали в праздновании столетия явления иконы Державной Божией Матери. Сегодня хотелось бы вспомнить тот крестный ход десятилетней давности, который мы с тобой совершили из Коломенского на станцию Дно, где промыслительно был установлен Крест, который и сейчас сохраняется, и те чудеса, которые окружали эти события. Хотелось бы, чтобы мы с Вами вспомнили их.

– Конечно, события тогда происходившие, были удивительные. В самом начале, когда нас, здоровых и сильных мужчин, было достаточно много, вдруг Крест после службы понесли детишки. Облепили, как муравьи и никого из взрослых не подпускали. Я считаю, что это был особый знак – вот она наша Русь, Россия, возрождающаяся молодежь. Икона государя благоухала, слезы текли из его глаз ручейками. Это я свидетельствую. Державные иконы мироточили, то есть Господь явил нам милость и благодать, и главное, что это произошло через детишек.

Теперь об этом знаменательном событии – столетии со дня обретения Державной иконы. Это был очень серьезный знак свыше. Столетие со дня отстранения государя от власти, очень непростая веха в истории нашей страны. Я бы хотел сказать о той трагедии, которую вижу как военный. Трагедия состояла в том, что русская армия, разделившись на белых и красных, уничтожала себя и свой народ. Если при правлении государя-императора население России увеличилось на 50 миллионов, то после отстранения его от власти население России только уменьшалось. К великому сожалению, здесь сыграло роль и состояние общества, поскольку либеральные идеи овладели и правящей верхушкой, и окружением императора, и что самое печальное – командованием русской армии.

Во-первых, в то время за период Первой мировой войны основной боевой состав тактического звена – это поручики, капитаны – были все просто выбиты, поскольку они считали за честь идти впереди своих подчиненных и умирать за Русь Святую. Так в свое время сказал Михаил Дмитриевич Скобелев. На одном из балов к нему подошла дама и сказала: «Господин генерал, Вы молоды, красивы, танцуете, а мой сын поручик погиб под Вашим командованием». Он ей сказал: «Мадам, погибнуть на поле боя за Россию – получить высшую награду от Господа. Я такой награды пока не удостоен». В этом был смысл офицерства русской армии, а эта молодежь как раз и шла впереди и их практически не осталось – тех, кто был рядом с солдатами, кто мог на них повлиять. Естественно, пришли полуобученные разночинцы, полуграмотные в военном отношении люди, уже с теми же либеральными идеями, которые проникли в нашу, так называемую интеллигенцию. Началось брожение русской армии. В братоубийственной войне мы потеряли 10 миллионов.

Были и другие генералы, которые понимали, что произошло, что они натворили. Генерал Врангель в Крыму в 1920 году давал интервью французскому журналисту. У него спрашивают: «Господин генерал, Вам не страшно покидать Россию? Не обидно?» Он отвечает: «Нет, потому что теперь в России есть армия, которая может защитить государство от любого врага. Сначала это была армия, как редиска: красная снаружи, белая внутри – теперь это красная армия, и этой армии мы клинки отточили». Это другой генерал. А дальше эта великая русская армия, непобедимая, возродилась в конце Великой Отечественной войны, и возродилась она тогда, когда вернули погоны. Сталин, кто бы что ни говорил о нем, очень хорошо знал традиции русского офицерства. Те же Суворовские училища, где программа была основана только на традициях русского офицерства. Погоны преобразили, они возродили то, что можно было возродить в то время. И наша могучая русская армия под названием «советская» в 1945 году была действительно самой могучей, самой сильной во всем мире.

Ближе к новейшей истории. Вновь либералы, а я напоминаю, что тот же Керенский был масон, который не просто встал во главе заговора против государя. Он был сторонником отстранения государя от власти. Это было не отречение – это было отстранение правящей верхушкой. Керенский был сторонником ареста государя и его расстрела. Истинные виновники почему-то сейчас в стороне. Многие наши умники с телеэкранов говорят о революции, а о главном стараются умолчать. Тогда ведь ослабла и вера у наших солдат.

Поговорим о нашем недавнем прошлом, когда вновь либеральная интеллигенция и либеральные активисты тоже практически уничтожили армию. В 90-е годы мы были на грани почти полного уничтожения. И вот, происходит чудо: за последние 5-7 лет наша армия вновь возродилась, практически из ничего. Нашим противникам абсолютно непонятно, что же происходит в этой стране под названием Россия.

Вне всякого сомнения, Владимир Владимирович Путин, прошедший долгий путь как руководитель страны, и министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу сделали очень многое для того, чтобы вернуть традиции в русскую армию, решить вопросы вооружения, кадров. И Крым вернулся в состав России. Это была блестящая военно-стратегическая и геополитическая победа.

Хотел бы подчеркнуть: сейчас мы не должны повторить ошибок столетней давности. Сейчас как никогда возрастает роль Церкви в армии, происходит осознание, что духовное оружие должно быть превыше всего. Я имею дело с воздушно-десантными войсками. У нас есть храм Ильи Пророка на Ильинке рядом с Красной площадью, уже более десяти лет мы проводим крестные ходы по благословению Патриарха Алексея II. Второй храм в лучших воинских традициях отец Михаил восстановил напротив штаба ВДВ. До революции там был полковой храм. Говорю, как есть: в наших войсках все больше и больше укрепляется вера православная – то, что должно быть у каждого русского офицера и солдата, поэтому сейчас акцент в современной армии должен быть именно на Православие. Думаю, что это понимают все, начиная от руководителя нашего государства до командующих нашими войсками. Наш командующий Владимир Анатольевич Шаманов возглавил Комитет Государственной Думы по обороне, а новый командующий Андрей Сердюков, первое, что сделал после назначения, – пришел вместе с супругой в полковой храм, исповедовался и причастился. Это говорит о том, что традиции у нас сохранены. Когда мы были в Пскове, наш глубоко уважаемый и почитаемый отец Олег Тэор говорил: «Передай привет новому командующему. Он еще командиром полка здесь причащался и исповедовался». На таких подвижников, как отец Олег, которые все отдают для того, чтобы наши воины были вооружены духовно, надо опираться.

Мы надеемся, что в наших войсках все пойдет по Божьему Промыслу, и мы не будем больше за свои ошибки платить миллионами жизней наших граждан, солдат и офицеров.

Мы еще до конца не осмыслили, что у нас произошло сначала в 1905 году, потом в 1917 году. Как говорил великий наш философ Иван Александрович Ильин, будущее России сокрыто в ее истории. Когда мы будем знать с духовной точки зрения в подлиннике нашу историю, тогда мы будем знать, где мы находимся и куда нам идти дальше.

– Александр Петрович, для меня было большим сюрпризом, я думаю, для Вас тоже, закладка храма Святым Царственным Страстотерпцам на станции Дно. Это как бы продолжение того скромного дела, которое мы осуществили с Вами десять лет назад.

– Да, несомненно, это так. И есть еще одно обстоятельство. Вы же знаете, что буквально в нескольких километрах от станции Дно находился концлагерь, где в годы Великой Отечественной войны было замучено 80 тысяч наших воинов. Это тоже новомученики, только Господу известные. Вот теперь есть и связь, почему местная власть обратилась решительно к владыке Евсевию, и все произошло мгновенно, нашелся и благодетель, который выделил средства на храм. Но я считаю, что кровью, страданием тех, кто находился там, было подготовлено событие сегодняшнего дня.

– Храмы на Руси всегда воздвигались всем народом, а здесь тем более должно так произойти. И владыка Евсевий говорил об этом, неоднократно говорили многие священники о том, что наш народ не принес покаяние за то, что когда-то допустил отстранение царя от власти. Мне кажется, строительство этого храма должно стать всенародным покаянием.

– Эта веха, которая еще раз откроет глаза некоторым на произошедшее сто лет назад событие, потому что это очень серьезная тема: именно этот храм должен стоять, именно на станции Дно, где государя-императора окружили, затем отстранили от власти, от войск, от народа. Некоторые владыки говорили: «Он все равно помазанник Божий, что бы там ни делали». Были такие владыки и офицеры, которые до самого конца были преданы государю-императору. Но, к сожалению, они были далеко, и их было не так много, как бы хотелось. Белое движение было разнородно. Есть печальный факт в мемуарах генерала Дроздова. В 1919 году на юге была занята столица кубанского войска, и местные жители сказали: «Наш местный врач прячет 20 красноармейцев». Генерал Дроздов приказал их вытащить и построить во дворе. Вот его слова: «Я вглядывался в эти курносые рязанские лица и думал, как же это могло произойти: ровно два года назад за государя-императора многие из них готовы были жизнь отдать, ходили в храм, исповедовались, причащались». Ему их стало жалко, он спросил: «Может, у вас есть последнее желание?» Вышел один из них, активист и сказал: «Можно мы споем интернационал?» И тогда он говорит: «Во мне все вспыхнуло, и я сказал: «Ну и отпевайся с интернационалом», – и без сожаления дал команду “пли”». Но ведь это же были крестьяне, солдаты земли русской. Они могли попросить помолиться и, конечно, генерал бы их отпустил.

У нас теперь есть армия, с которой считаются все наши так называемые партнеры. Дай Бог нам побыстрее окрепнуть.

– Александр Петрович, я хотел вспомнить еще и о том, что промыслительно события столетия явления Державной иконы и отстранения от власти императора совпали с уходом из жизни моего дорогого батюшки отца Кирилла, и его отпевание и погребение состоялись в День защитника Отечества. Герой Советского Союза, он мне много раз говорил: «Андрей, читай Евангелие». Думаю, всем нам нужен такой наказ и, наверное, прежде всего, нашим военным.

– Евангелие должно лежать рядом с нашим штатным оружием у солдата и офицера. Сейчас нужно сказать, казачество возрождается, слава Богу. Сначала это был, к сожалению. театр, будем говорить прямо. Сейчас есть ростки нашего казачества, которые дадут очень хорошие всходы и плоды. Это видно невооруженным глазом. А казак без Евангелия, без молитвы – не казак.

С отцом Кириллом я тоже был знаком. Он очень ласково и мудро благословлял нас на некоторые дела, окормлял, молился за нас. Но это был солдат, я особо отношусь к тем священнослужителям, которые пришли из армии. Считаю, что это особая категория священнослужителей. А он, тем более, фронтовик.

– Наш святой государь Николай II незримо участвует в духовной обороне нашего Отечества, укрепляет наших воинов в исполнении ими своего ратного долга.

– Когда мы были в составе определенной группы на похоронах бойцов 6-й десантной роты Псковской дивизии, мы тогда привезли мироточивую икону государя-императора. Мы стоим в стороне, комендантом похорон был Игнатов Николай Иванович, герой России, мой бывший подчиненный. Когда я командовал курсантской ротой, он был старшиной. Была выделена служебная машина «Волга», по плану движения машина с иконой должна быть сзади. Вдруг происходит что-то невероятное: машина, я с иконой государя-императора и несколько офицеров возглавляем эту процессию на кладбище. Весь Псков стоял на улицах, провожая героев-десантников на кладбище. И получилось, что государь-император возглавлял эту похоронную процессию. Прошли, встали у края первой могилы и все, кто проходил мимо нас, как бы благословлялись иконой. Это был незабываемый эпизод.

– Кто принимал участие в этих похоронах?

– Командующий воздушно-десантными войсками в то время генерал-полковник Шпак Георгий Иванович, командир дивизии, много представителей было из командования ВДВ. Очень представительная была делегация. Похороны были со всеми воинскими почестями, которые и должны быть.

Будем помнить, что десантники из 6-й роты совершили коллективный подвиг в новейшей истории России, остановив разрушение государства.

В заключение хочу пожелать нашей газете несмотря на все скорби, трудности, некоторые нестроения: дай Бог, чтобы и государь-император, и Матерь Божия Богородица помогали вам, и газета продолжала выходить и продолжала окормлять не только тех, кто берет ее в храмах, но и всех наших соотечественников. Хватит нам учиться по учебникам Сороса. Надо из своих источников питаться.

Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
от 26.04.2024 Раздел: Апрель 2017 Просмотров: 2091
Всего комментариев: 0
avatar