«Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем», — наставляет премудрый Соломон в Священном Писании.
«Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или матерь устаревших», — пишет о нравах крестьян в России очевидец на рубеже XVIII—XIX веков.
Представитель известной аристократической фамилии Трубецких — князь Сергей Трубецкой, детство которого выпало уже на рубеж XIX—XX веков, вспоминает: «Отец и мать, деды и бабки были для нас в детстве не только источниками и центрами любви и непререкаемого авторитета; они были окружены в наших глазах еще каким-то ореолом, который не знаком новому поколению».
Так уважительное отношение к старшему поколению проходит через всю историю нашего народа, оно являлось характерным для всех сословий.
Что же стало «знакомо новому поколению», нашему поколению? Боль и обида, растерянность и чувство несправедливости по отношению к ним — старым людям, той слабой части общества, которая в любом считающем себя цивилизованным государстве имеет конституционное право на достойную старость. И если это естественное (как естественна сама старость) и законное право попирается, то это страшный симптом нравственного заболевания народа. Забота общества, ее наиболее дееспособной работающей части (а это прежде всего молодежь) о престарелых и немощных людях, еще раз повторимся, естественна для любой считающей себя развитой, культурной страны.
Экономически это решается за счет средств Пенсионного фонда в бюджете страны, то есть из средств, внесенных работающими гражданами. Это не личные средства группы чиновников или правительства, это государственный бюджет, или, если хотите, национальный, то есть народный. Задача правительства — справедливо распределить эти народные бюджетные средства среди тех, кто уже не может работать.
К сведению молодых и не очень авторов пенсионной реформы, престарелые люди (а среди них — ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды) потому должны получать достойную пенсию или иметь соответствующие льготы что все они, будучи молодыми, работали и из их доходов производились отчисления в тот же Пенсионный фонд. Свои пенсии они уже оплатили. И долг правительства — лишь это исполнить.
Поэтому вызывает недоумение пенсионная реформа, в которой речь идет о 100—200 рублях компенсации (менее 3—6 долларов!!!) при нынешних высоких ценах в стране на основные продукты потребления и социальные услуги. В данном случае речь идет не о естественно достойном положении старшего поколения в обществе, а скорее, по Дарвину, о биологическом естественном отборе в мире животных, наглядной иллюстрацией которого могут послужить некоторые экспонаты в Палеонтологическом музее. Хотя следует отметить, что и у «скотов несмысленных» отношение к состарившимся животным наполнено большей заботой.
Экономика России за счет использования природных энергоресурсов пока представляется относительно стабильной, хотя, конечно, это не может длиться бесконечно. Для прочной экономики необходимо развивать и другие области производства. Но если этого не происходит, средства в бюджете страны для улучшения уровня жизни старых людей можно найти. На фоне огромного Стабилизационного фонда, списания многомиллиардных долгов другим государствам хотя бы своих ветеранов и пенсионеров не нужно считать «лишними людьми».
И пока у нас отдельные чиновники скрупулезно уточняют «приемлемую» денежную компенсацию льгот в пределах все тех же пресловутых 200 р. «чаевых» (на все остальное их просто не хватит), пожилые люди уже не могут воспользоваться общественным транспортом.
В то же самое время в Россию приезжает большое число туристов из других стран, среди которых больше всего именно пожилых людей — пенсионеров из Германии, Франции, Японии и т. д. Такой вот уровень социального обеспечения и заботы о престарелых в сравнении: где-то — кругосветное путешествие, а где-то — и одну остановку в аптеку проехать сложно.
Нынешняя риторика авторов пенсионного реформирования, названного ими почему-то «монетизацией» (монету чеканят, а бумажные деньги, которые у нас в ходу, печатают), не может разрешить явное несоответствие между декларированной заботой о пенсионерах и ничтожно малой суммой выделяемых средств. И здесь невольно вспоминается обличительное слово пророка Исайи, обращенное к «дщери Вавилона»: «А ты не оказала и милосердия — на старца налагала крайне тяжкое иго свое».
Княгиня Зинаида Шаховская живущая во Франции, находясь в середине 50-х годов в Москве, на всю жизнь была потрясена одной сценой. В то время, спустя 10 лет после разрушительной войны 1941—1945 годов, в отстроившейся стране оставалось еще много инвалидов и калек. Но для некоторых людей вместе с мирной, спокойной жизнью стало обычным равнодушное и даже жестокосердное отношение к этим беспомощным людям. Некоторые спешащие люди отпихивали безногого инвалида на остановке, когда он хотел войти в троллейбус. «Это было ужасно!» — пишет она. И такие случаи бессердечия затем стали привычными.
Не хочется, чтобы и в наше непростое время порой бедственное положение старшего поколения стало привычным. «Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем».
Иеромонах ПИТИРИМ (Корж)