Из доклада председателя Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова
За 10 лет, прошедших после подписания Святейшим Патриархом и Министром обороны Российской Федерации Совместного заявления о сотрудничестве Вооруженных Сил Российской Федерации с Русской Православной Церковью, практически во всех соединениях и воинских частях созданы условия для духовного окормления военнослужащих силами епархиального духовенства.
Однако не следует излишне радоваться росту числа верующих военнослужащих. Последствия духовных и нравственных катаклизмов времен государственного атеизма и богоборчества слишком масштабны, чтобы надеяться на легкий путь возрождения православных основ воинского служения Отечеству. Эпоха, лишившая воспитание его духовного фундамента, породила целые поколения, утратившие не только духовное родство со своим Отечеством, но и нравственные устои. Поэтому оскорбление, унижение чести и достоинства военнослужащих не воспринимаются сегодня как преступление; грубость, хамство, беспробудное пьянство, воровство становятся в армии нормой.
Бездействие органов военной прокуратуры по пресечению воинских преступлений, связанных с безнравственным поведением военнослужащих, упразднение института офицерских собраний привело к тому, что Вооруженные Силы и органы воспитательной работы, посуществу, лишились государственно-правового и общественного рычагов влияния на нравственное состояния войск.
К правовой и общественной незащищенности военнослужащих добавилась и материальная незащищенность, оказывающая крайне негативное влияние на морально-психологическое состояние войск. Из-за низкого материального уровня жизни 30,8 % семей военнослужащих находится за чертой бедности, 40 % браков молодых офицеров распадается, 50 % семей молодых офицеров не могут иметь детей, 68 % семей военнослужащих могут воспитывать не более одного ребенка.
Бедственным представляется и состояние контингента новобранцев: около 40% призывников имеют образование ниже среднего, при этом каждый четвертый нигде не работал и не учился, около 8% призывников систематически употребляли спиртные напитки, 5,4 - основательно пробовали наркотики, токсические вещества, около 12% имели приводы в милицию, 8% привлекались к суду.
В особенно критическом положении оказались военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях на территории Афганистана, Дагестана, Абхазии, Югославии, Чеченской Республики, а затем уволенные в запас. Многие из тех, кто не нашел дороги в храм, встали на путь духовной и нравственной деградации, вызванной употреблением алкоголя и наркотиков, оказались в криминальных структурах или местах лишения свободы, покончили с собой.