Добавлено:

неиссякаемая любовь

(Слово о художнике Разживине)

Люблю тебя, моя Россия,
Твои старинные дома.
Ты душу греешь мне. И силы
Даешь на многие года.

Е.Олсуфьева, из книги стихов «Святое Отечество»

В толстой школьной тетради, назначение которой быть книгой отзывов, есть одна трогательная запись: «…Эта выставка в упадочное для России время - настоящее чудо, потому что теперь, когда вся Россия американизируется, сложно найти такого человека, который воспел бы её в её отличной старине… Как же глубоко чувство патриотизма, любви к Родине должно быть у автора». Зотов Илья, 11 лет. (Персональная выставка С. Разживина. Москва, Дом дружбы, 1997 г.)
 Спустя 7 лет употребленное взрослеющим ребенком слово «американизируется», оказалось точной характеристикой стремительно изменившейся ментальности россиян. Бесспорен вполне свершившийся факт – бывший Советский Союз, нынешняя Россия, 13 лет назад позволившая поменять коммунистические цели на демократические ориентиры, дала возможность нашим извечным недругам повести вполне конкретную борьбу – уже не с коммунизмом или тоталитаризмом, а с русской душой, которая неразделима с многовековой отечественной культурой. Указатель заокеанских меценатов четко отсылает современное русское искусство в этнографический заповедник.
 У Сергея Разживина особый талант певца русской истории, русской природы, русского моря, русского Православия. Такое восприятие земной гармонии у него от Бога и от людей, Им дарованных Сергею в качестве мудрых наставников. Заслуженный работник культуры России, член МОСХа Татьяна Павловна Радимова – дочь последнего из могикан художественного товарищества «Передвижники», русского народного художника, поэта, гражданина Павла Александровича Радимова (1887-1967 гг.), в полной мере передала своему ученику и любовь к родному краю, и уникальную технику письма.
 Их встреча произошла в 1975-м, в Абрамцеве, на даче Радимовых. В первый же день Татьяна Павловна объявила своим друзьям о пятнадцатилетнем художнике Сереже Разживине, удивительным образом вобравшем в себя не только поразительное внешнее сходство, но и внутреннюю духовную близость с ее отцом Павлом Радимовым.
 Живопись русского пейзажа Сергея Разживина успешно формировалась атмосферой Абрамцева. Стоит только соотнести даты работ признанного миром искусства Павла Радимова и мало известного ему Сергея Разживина, чтобы подивиться потрясающему сходству видения русской природы двумя не знакомыми при жизни художниками, соединившимся благодаря преданной дочери и прекрасному учителю. Так же, как и у П.Радимова, пейзажи Сергея Разживина рождают обостренное чувство Родины, с той лишь разницей, что русские деревни первых послереволюционных лет худо-бедно получили второе рождение, а вот нынешние, умудрившиеся перешагнуть через еще один столетний рубеж, своими перекосившимися избами и их обитателями оказались на задворках современной жизни. Скорее всего без человеческого участия эта убогая старина так и разрушится сама собой, и тогда эту новую российскую беду засвидетельствуют только бескрайние поля да небо с высокими облаками.
 Именно небесную стихию, чью потрясающую бездонность можно созерцать часами, Сергей Разживин делает ареной противостояния добра и зла, обостряя до предела эту извечную небесную битву. Что ни облако, то непременно особый образ. Чувствуется мощная Божественная сила, которая открывается Сергею и передается им посредством полотна зрителю. Здесь оттенки от серо-черных до перламутрово-прозрачных. Динамика настолько точна и выразительна, что заставляет зрителя испытать особый душевный трепет.
В 90-х года Сергею по-особенному открылся Костромской край с его исторической и художественной тематикой.
 Эти по-настоящему святые края знают преподобного Сергия Радонежского и его ученика преподобного Авраамия Галичского-Чухломского митрополита Московского и всея Руси Иону, преподобного Александра Вочского и др.
 Костромские полотна Сергея Разживина рассказывают о храмах и монастырях – исторических свидетелях монголо-татарского нашествия. Им ведом драматический (в XV-XVI вв.) накале страстей за власть над неспокойным государством Российским. Они пережили поляков Смутного времени. Теперь же, заняв свои места на полотнах Сергея Разживина, они о том повествуют. Вернее, покосившимися луковками вопиют о своем спасении. Воскресенский и Богоявленский храмы… Разваливающийся буквально на глазах Воскресенский монастырь, который, по преданию, был построен после того, как на Пасху был луч с неба и глас с небес:«Был глас вельми страшен», – сообщается в житии князя Феодора Галичского (около 1335 года). И как же просит-молит о помощи это редчайшее по красоте и исторической значимости звено Золотого Кольца России!
 Увы, несмотря на очевидный трагизм созданных художником образов, крик православных святынь пока идет в пустоту сердец наших русских современников. К сожалению, нынешний плен иноплеменных оказался гораздо коварнее и тяжелее, чем когда бы то ни было…
 Если кому доведется узнать знакомые по картинам Сергея Разживина образы утрачиваемой Отчизны, восплачьте о них и о ней. Быть может, этим слезам удастся достучаться до упакованных новомодностью душ, в которые, хочется верить, вновь вернется украденная врагом память и пламенная любовь к Святой страдалице Руси.

Глеб БОРИСОВ

от 22.12.2024 Раздел: Март 2005 Просмотров: 841
Всего комментариев: 0
avatar