В Белгороде открылась выставка работ знаменитого фотохудожника
«Это подвиг Павла Кривцова — сохранить для потомков наше время, наши идеалы, показать величие русских людей. Альбом его — памятник нашей эпохе, эпохе тяжелейшей, но показавшей, что если мы перенесли такие испытания, мы весте с любимой нашей Россией безсмертны.
Один их лучших фотографов России — Павел Кривцов, член Союза фотохудожников родился в 1943 г. в деревне Рождественке Белгородской области. Здесь прошло его детство, а старшие школьные годы Павел провёл в Белгороде, где серьёзно увлёкся фотографией, которой он и посвятил всю свою жизнь.
Как отметила открывшая экспозицию директор музейного комплекса Тамара Конорева, запечатленное в фотообъективе время — память и рассказ о замечательных земляках П. Кривцова. К слову, друга белгородского гения графики Станислава Косенкова (1941–1993); оба — из одной деревни, из поколения детей войны. Только представьте — в одной маленькой русской деревушке родились в одно время два великих художника!
Павел Павлович Кривцов, всю свою жизнь посвятивший фотографии, начинал работу в белгородских газетах, а после был ведущим фотокорреспондентом таких центральных изданий, как «Советская Россия», «Огонёк», журнал «Слово». Кривцов также — обладатель международной премии «Золотой глаз» World Press Foto, лауреат премии Союза журналистов СССР, удостоен звания «Мастер международной фотографии». Давно и навсегда люблю работы Павла. Ангела Хранителя! Новых свершений!»
Владимир Крупин
Один их лучших фотографов России — Павел Кривцов, член Союза фотохудожников родился в 1943 г. в деревне Рождественке Белгородской области. Здесь прошло его детство, а старшие школьные годы Павел провёл в Белгороде, где серьёзно увлёкся фотографией, которой он и посвятил всю свою жизнь.
Как отметила открывшая экспозицию директор музейного комплекса Тамара Конорева, запечатленное в фотообъективе время — память и рассказ о замечательных земляках П. Кривцова. К слову, друга белгородского гения графики Станислава Косенкова (1941–1993); оба — из одной деревни, из поколения детей войны. Только представьте — в одной маленькой русской деревушке родились в одно время два великих художника!
Его снимки всегда обращали на себя внимание, за их простой, но тщательно отобранной формой всегда стоял поиск чего-то более глубокого, поиск выразительных средств, которые позволяли бы передать суть ситуации, сложность душевного мира героев его фоторабот, их психологическую особенность.
Издано немало книг, хранящих лучшие работы мастера. Одна из них, грандиозный как по размерам, так и по содержанию авторский фотоальбом «Русский человек. Век ХХ», была выпущена в начале 2000-х годов при содействии губернатора Белгородчины Е. С. Савченко; том также представлен на выставке.
В одном из интервью Павел Кривцов делится: «Для меня фотография — способ познания жизни, действительности, которая меня окружает, способ познания человека, его характера, жизненных ситуаций, которые складываются вокруг людей.
Поэтому мне хотелось, чтобы мои фотографии были ненавязчивыми и, одновременно, чтобы они заставляли человека их рассматривать. Хорошая фотография должна призывать, чтобы к ней вернулись. Как хороший рассказ, картина или музыка. Нас влечёт к тому, что затронуло наши чувства. В этом тайна искусства. Ведь искусство познаётся чувствами. Если человек прочитал рассказ, который затронул его душу, через некоторое время он обязательно к этому рассказу вернётся. Это процесс глубинного воздействия искусства — общение автора и читателя, композитора и слушателя, фотографа и зрителя. Даже если сегодня кого-то не волнуют вещи, которые интересуют меня, то пройдёт время, и, возможно, сама жизнь приведёт человека к тем проблемам, которыми я занимаюсь».
Павел Кривцов — апологет чёрно-белой фотографии. Он утверждает: «Цвет не способен выразить психологию, он передаёт внешнее. Кроме того, цвет в цветной фотографии — другой, чем в природе, он искусственно усилен. А чёрно-белая фотография аскетична, и ей дано со временем из документа перерасти в воспоминание, потом в образ и даже символ. В ней есть правда и память…».
Экспозиция представляет фото лучших людей Белгородчины, рассказывает о Героях Советского Союза, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны, о простых людях.
Журналист Ирина Бабина резонно считает, что каждое фото здесь — законченное полотно, где проступают судьба человека и его внутренний мир. «Главное, что завораживает в представленных на выставке фотографиях Павла Кривцова, — подчёркивает она, — это неприукрашенная правда жизни, невыдуманность историй и сюжетов, своеобразный срез эпохи, запечатленной мастером».
Есть в экспозиции необычное фото легенды Великой Отечественной войны — знаменитого лётчика А. П. Маресьева, «настоящего человека». И жанровый снимок «Не выдержало сердце ветерана» — «реальный кадр из жизни, когда у ветерана, пришедшего на праздничное мероприятие, случился инфаркт. Его бережно положили в тень, под дерево, женщина поддерживает голову, мужчина участливо склонился над ним. В тот раз всё обошлось, но драматический момент самой жизни как всегда не был упущен фотографом».
Среди фотографий выделяется «Воспоминания командарма. Главный маршал бронетанковых войск Павел Алексеевич Ротмистров на своём командном пункте под Прохоровкой». Снимок был сделан Павлом Кривцовым зимой 1971 года, когда П. А. Ротмистров в первый и единственный раз посетил Прохоровку и тогда же стал её первым почётным гражданином.
Не менее интересны снимки, переносящие нас в 1990-е, когда на территории посёлка Прохоровка Белгородской области в память о погибших на Прохоровском поле был сооружён храм Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 3 мая 1995 г. храм был готов к освящению. Тысячи людей приехали в Прохоровку, чтобы принять участие в открытии новой духовной святыни России. Люди заполнили все подходы к храму, живым коридором выстроились вдоль аллеи, ведущей к главному входу. К 8.30 прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в сопровождении митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия и епископа Белгородского и Старооскольского Иоанна.
На одной из фотографий представлена и Звонница работы знаменитого курянина Вячеслава Клыкова — памятник Победы, расположенный в двух километрах от окраины посёлка Прохоровка на высоте 252,2 — в память о павших здесь в самом величайшем танковом сражении 12 июля 1943 г., в Петров день, в ходе битвы на Курской дуге. Звонница была торжественно открыта к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Неизменно поражает зрителей кривцовский диптих, запечатлевший трёх боевых подруг. Первый раз Кривцов сфотографировал ветеранов войны Анну Чекрыгину, Веру Сафронову и Нину Муравецкую в Старом Осколе Белгородской области в 1982 г.
Усадил трех женщин под их же совместным фото 1945 г. На нём они — в Праге, молодые, счастливые и красивые санитарки. Война закончилась, они вернулись домой, где всю жизнь проработали птичницами.
О том, как была создана одна из самых пронзительных фотографий, представленных на выставке, «Мать солдата», Кривцов рассказывал так: «Как я так её снял? Готовился материал к 9 Мая. Журналистка нашла эту женщину, у которой сохранились письма сына с войны. Мы к ней приехали, она достала заветный узелок. Стали беседовать. Она слепая, не видит ничего. Сижу перед ней и лихорадочно соображаю, как снять. И вдруг до меня доходит… Письма она знает наизусть, ей достаточно только прикосновения, потому что слепой человек воспринимает всё через прикосновение».
Первую фотографию триптиха «Внучка героя» П. Кривцов сделал в 1979 г. Героем триптиха является Григорий Тимофеевич Лёвин — советский военный лётчик-штурмовик, участник Великой Отечественной войны, полковник, Герой Советского Союза (1945). Воевал на Брянском, Западном, 3-м и 4-м Украинских фронтах, принимал участие в боях на северном фасе Курской дуги. Всего за годы войны воин совершил 129 боевых вылетов, закончил ее командиром эскадрильи в звании капитана, с 1960-го года жил в Белгороде.
В заключение приведём сформулированное кредо фотохудожника Кривцова:
«Забыть о себе. Только тогда делаешься открытым к жизни. Когда я снимаю, то не думаю о выдержке или диафрагме. Я растворяюсь в событии — в счастье, любви или горе. Почему-то считается, что фото — это техническая вещь. А это подарок от Господа — возможность запечатлеть светом...»
Станислав МИНАКОВ
«Столетие»
«Столетие»