Только Она, Игуменья Святой Горы, Всепречистая Дева Своим Покровом могла сохранить Свой Удел и до сего дня хранит этот дивный мiр безмолвия и целомудрия среди всего апостасийного мiра. Если бы не Ее Держава Непобедимая, современный, обманутый дьяволом, «прелюбодейный и грешный», по слову Спасителя, мiр с его усердной заботой о развлечениях, давно бы уже проглотил этот Богом избранный уголок нашей Земли для своих призрачных целей, которыми он пытается заменить подлинную радость Богообщения.
Нет на земле другого такого места, которое было бы всецело посвящено молитве и посту, где в тишине идет непрестанная монашеская молитва во множестве монастырей, скитов и никому не ведомых келий.
С гор бегут многочисленные ручьи, цветут кактусы, крокусы, поют птицы. Здесь даже морская вода чистейшая, как в роднике. И все это – не для потребления, а для того, чтобы славить Творца, трудом непрестанной молитвы приближаться к Нему, спасать свою душу, противостоять вселенскому злу, вымаливать человечество, ибо, как говорил преподобный Силуан Афонский, «Мiр стоит молитвою».
Здесь особенно чувствуется, как близка к нам Пречистая –сегодня, ныне, как реальна Ее помощь, Ее забота о чадах православных, как могуч Ее Державный Покров.
Каждый день нашего недельного паломничества на Афон – это был Ее подарок: настолько всё было совершенно, не по-человечески безошибочно.
Никакие фотографии, фильмы, рассказы, конечно, не дают представления о величии, красоте и строгой простоте этого совершенно неповторимого места на земле, без которого нет Вселенского Православия.
По берегам, в горах – огромные монастыри, храмы, высокие звонницы, веками стоящие на склонах гор, скромно скрывающиеся за многоэтажными братскими корпусами – и потому фотографии не передают всей грандиозности этих монастырей, которая открывается лишь тогда, когда входишь в них, когда взираешь с высоты на Богом данную необъятную красоту.
Пища там дается на трапезе в монастырях простая, очень скромная – даже и в те дни, когда по Уставу Церкви нет поста.
На эту землю, как известно, Матерью Божией заповедано не ступать женской ноге, и потому весь полуостров тем самым уподобляется святому алтарю.
Женщин нет – а порядок, чистота, красота, вкусная трапеза – есть. Впрочем, как на флоте…
Радостно было видеть в Иверском монастыре группу юных паломников-греков, мальчиков в футболках и кедах, молившуюся со всеми на службе.
Разговорились мы с одним нашим попутчиком, немцем из Мюнхена с седой бородкой, Германом (крещен в честь прп. Германа Аляскинского). Он сказал, что в Мюнхене много православных храмов, он ходит в греческий, есть еще и два русских, и сербские. На Афон он ездит каждый год, теперь уже в 27-й раз, сделал здесь тысячи фотоснимков.
В монастыре преподобного Павла нас одарил беседой его игумен, архимандрит Парфений, глубокий старец с белой бородой. Мы говорили с отцом Парфением о приходской жизни, о роли пастыря. Старец сказал о том, что люди смотрят на священника как на образ Христа, хотят видеть в нем идеал евангельской жизни, к которому нужно стремиться, поэтому от священника требуется особое внимание ко всему, что он говорит и делает, как живет.
На вопрос о том, как отмолить, искупить грех аборта, геронда ответил:
- Аборт – это нарушение заповеди Божией «не убий». Когда мать, совершившая это преступление, придет на Суд, Господь спросит ее: «Где твои дети? Ты их отправила на смерть? Ну, значит, и тебе нужно быть там». Но Господь милостив. И если мать со слезами, на коленях горячо просит простить этот грех, Господь может ее помиловать.
Мы ездили всемером: главный редактор газеты «Русь Державная» Андрей Николаевич Печерский, его заместитель Владимир Васильевич Танаков, профессор, доктор медицины Вячеслав Максимилианович Успенский, его коллеги, православные военные врачи.
Старшим среди нас по возрасту был Валентин Николаевич, в прошлом полковник авиации, а самым младшим – его внук Димитрий, в дни нашего паломничества отметил свое 33-летие, и завершили мы пребывание в Греции поклонением святым мощам его небесного покровителя великомученика Димитрия в Салониках (Солуни, по-славянски).
Один из врачей, хирург Александр Николаевич, поделился своим опытом: «Когда больной перед операцией исповедуется и причащается, операция идет как по маслу».
Мы везли с собой Державную икону Божией Матери, взятую из нашего Державного храма в Жуковском. В Иверском монастыре приложили эту икону к великой Афонской святыне – чудом пришедшей сюда по воде Иверской иконе Богоматери. На корабле «Агиа Анна», названном в честь матери Пресвятой Богородицы, святой праведной Анны, которой посвящен старейший скит на Афоне. На этом корабле мы не раз проплывали вдоль полуострова, любуясь его монастырями, скитами, одинокими кельями. На нем же отслужили молебен перед Державным образом Пречистой, а потом оставили его в одном из храмов Святой Горы, где теперь перед ней совершается молитва.
Мы, русские православные люди, живем и молимся не одни! С нами вместе постоянно Богу, Божией Матери, почитаемым всем православным мiром святым молятся афонские монахи на греческом, на славянском языках. Молятся даже и с английским акцентом, как услышали мы в одном из монастырей на службе, которую вел иеромонах, выходец из Англии, уже десять лет подвизающийся на Афоне. Молятся они и о нас. И мы молимся и за них. И потому еще Господь терпит этот, «во зле лежащий», как сказал Господь, мiр – а он-то, бедный, думает, что живет «нормально».
Нет, нормально живет Афон. Потому что живет с Богом.
Когда мы были в Ватопедском монастыре, известном чудотворными иконами Божией Матери: «Всецарица», «Отрада и утешение» и других, – нам сказали, что игумена обители, архимандрита Ефрема, нет в монастыре: он в России. Как раз в то время отец Ефрем начинал великий путь по нашей земле с поясом Пречистой. В обители особенно много молодых монахов. Один из них, отец Досифей, русский, рассказал нам о его великих святынях – в том числе о части пояса Богородицы, которая никогда не покидает монастыря. Мы еще не знали, что поклонение поясу Пречистой у нас на Родине станет великим духовным событием: такого усердного, благоговейного, благодатного, многолюдного поклонения святыни Божией Матери на просторах нашей земли от Калининграда до Владивостока не знала, пожалуй, история Православия. Это – милость Царицы Небесной к народу нашему, это Она привела миллионы людей на поклонение, призвала на молитву, на которую готова, несомненно, ответить и отвечает своими великими и богатыми милостями. Понятно, что врагу рода человеческого это нестерпимо, и он ответил скорбями, которые несет ныне отец Ефрем. Он заслужил великой благодарности нашего народа, и сегодня мы усердно молимся о нем, да избавит Царица Небесная его и обитель Ватопедскую от всех бед и скорбей.
Священник Николай Булгаков