Добавлено: 28.06.2020

Николина гора

Из истории праздника святителя Николая в Симбирской митрополии


Святитель отче Николае, моли Бога о нас! 22 мая один из самых значимых и всегда замечательно проводимых православных праздников в Ульяновской области, Симбирской митрополии. Всегда в этот день собиралось множество паломников.

Встреча с настоятелем отцом Георгием состоялась накануне праздника Святителю Николаю Чудотворцу. Мы ехали на «санитарке», за рулем которой сидел сам священник. Он водит любые машины, говорит: «Кроме танка!»,- мы вместе смеемся, продолжая разговор.

В старину народы, жившие в этих местах, зарабатывали славу России своей кровью, отстаивая свою независимость от захватчиков и свою веру. Наши предки были людьми глубоко религиозными, и для них было очень важным не только географическое, полезное место расположения своего села. Но важно было то, есть ли благословение Божие на этом месте. А здесь на этом месте, как известно, Господь явил Чудо. И, естественно люди сначала основывали Церковь, а потом уже начинали строить острог и свое жилье.

С 1552 года крымские татары совершали опустошительные набеги на эти места, поселения. Здесь не было постоянного войска. Земли были пограничными. Кочевники захватывали в плен детей, женщин, мужчин убивали, мальчиков превращали в янычар. Ведь человек, насильно в детстве лишенный своих национальных корней, становился самым страшным и беспощадным воином, более жестоким, чем сами захватчики. И в 1552 году один из подобных больших отрядов подошел к берегам Суры. Местные жители смогли набрать лишь небольшое ополчение из стрельцов и местных жителей. И уже понимали, что если не будет помощи никакой, то наступит полное истребление населения и разорение селения. Один из воинов-разведчиков переплыл Суру и заметил в стане врага смятение. Спешные сборы кочевников и быстрое отступление, буквальный побег из этих мест. Наш земляк-воин поднял голову и увидел то, что напугало кочевников – чудесное видение на горе. В гигантском небесном огненном столпе стоял Старец. В одной руке он держал икону, в другой – боевой меч, в святительских одеждах. Именно таким, каким мы видим на иконах самого Святителя Николая Зарайского. А перед ним предстоял воин на белом коне, в таком обличии, в котором изображен на иконах Георгий Победоносец. Он спешился, сошел с коня, преклонил колени и стал молиться перед старцем. Видя это грозное видение, крымские татары бежали. После этого набеги на эти местности прекратились. Вскоре на родниках была найдена икона Святителя Николая, в том виде, в каком он и являлся в тот знаменательный день.
Мы подъехали с отцом Георгием на знаменитую Николину гору. Его уазик лихо преодолел очень крутой подъем до самой часовни, нужно было привезти все необходимое для торжественной службы.

Родник, на котором была найдена Чудесная Икона расположен в 2 км. от горы, на которой было видение.
Икона была явлена на каменной доске размером в человеческий рост, от нее вскоре стали происходить Чудотворения. Явление Николая Чудотворца послужило отправной точкой заселения Сурского края. Край был богат природными ресурсами, замечательная река и озера богаты рыбой, удивительные леса, грибы и ягоды. И конечно, здесь есть духовное богатство. Народ тянулся к Святыне, и паломничество совершается до сих пор со всей России.

Но горе сначала построили деревянную часовню, но вскоре отстроили и каменную. И с этих времен начинается массовое паломничество, которое происходило во все времена. Из дошедших до настоящего времени источников известно, что бывало около ста тысяч человек собиралось в один день на паломничество. Есть старинные фотографии этих событий, в день Святителя Николая. Все эти люди шли к Иконе, которую потом украсили драгоценными камнями, ризой, золотом, бисером. Это были пожертвования от людей, которым Николай Чудотворец помогал. Поселение стало волостным селом Алатырского уезда Симбирской губернии. Стояло здесь два храма, семь часовен, в том числе часовня на кладбище и на выезде, на родниках. Источник, где была явлена икона, назвали Никольским, здесь и на расположенных рядом родниках, построены были часовни Георгия Победоносца и на Казанском источнике.

Если идти напрямую через лес от Николиной горы, около километра, здесь в лесном массиве изливается источник Георгия Победоносца. А, если выбрать дорогу вдоль берега реки Суры, через 2-2,5 км, расположен источник Николая Чудотворца, где была найдена Икона святителя, а совсем рядом, и Казанский источник.
В 20-30 годы богоборцы уничтожили часовню рядом с Никольской горой, разрушены все церкви в поселке, потом уничтожены часовни на всех родниках. В 60-ые годы, когда власти страны подняли очередную волну борьбы против Церкви, вообще был принят безумный замысел: хотели вообще срыть Никольскую гору! Потому, что хотя и разрушили часовню на святой горе, но люди все равно сюда шли. Выставляли посты коммунистической дружины, разгоняли прихожан с горы, с источников. Для выполнения этой работы долго искали людей, но никто не соглашался, даже на гору загнали бульдозер, нашли приезжего азербайджанца-мусульманина. И он начал срывать Николину гору. Гора была выше на 5-6 метров, чем сейчас. Это видно по старым снимкам. Образовалось современное плато. Но внезапно трактор теряет управление и срывается с кручи, цепляется за растущие на косогоре деревья. Бульдозерист сбежал, а когда его через 3 дня нашли в лесу, он в полубреду испуганно говорил, что видел старца на горе, который не давал ему работать.

Этого бульдозериста, как велось в те времена, быстро и без огласки отправили в психиатрическую больницу, откуда он уже не вернулся.

С тех пор, попыток уничтожить гору не предпринимали, но преследования против священников и народа, приходящего на гору и к источникам, продолжались. Гоняли до конца 80-х годов. Организовывали посты дежурств из числа местных коммунистов, задерживали паломников, отбирали паспорта, сообщали по месту работы и т.д. Я встречался с местными жителями, свидетелями тех событий 60х годов. И многие из тех «тогдашних коммунистов», рассказывают, что разгоняли народ с большой неохотой, по принуждению, и часто, пока начальства не было, пропускали людей поклониться Святыням к источникам. Но потом были наказаны за это.

Икона в 30-годы после разрушения часовни была утеряна, куда расхитители ее вывезли: неизвестно. Сначала с иконы содрали ризу с драгоценностями, а потом забрали и саму икону. Описание иконы хранится в местном музее, вместе с рассказом о ее явлении в истории Сурского края. Гордеев Александр Степанович – местный художник, патриот Сурского края, хранит старинные фотографии, повествующие о событиях, связанных с историей края, Николиной горы. Есть у него описание пропавшей иконы. Близкая копия хранится в храме села Кирзять и вторая копия – в храме Сурского. Здание церкви Сурского – бывший дом батюшки Копьева, Благочинного местного района до революции. Церковь стояла в центре, где сейчас находится памятник Ленину, на площади, на месте современного здания суда, прокуратуры. Собор тогда не достроили, помешала первая мировая война. Там недавно делали земляные работы для слива канализации и обнаружили очень много человеческих останков – захоронения священнослужителей! Было произведено их перезахоронение рядом с храмом. Чьи это останки выяснить не удалось. Это оказалось очень трудным вопросом, потому что даже само Сурское было специально переименовано, чтобы сбить с толку направляющихся в эти места паломников. Родное и первое название его Промзино, волостное село Алатырского уезда. При Советах его переименовали в Сурское. Сделано это было для того, чтобы придать селению безликое название, запутать паломников. Сурское есть в Пензенской области, Чувашии. А Промзино-Городище: это исконно старинное название. Река Промза впадала в Суру. Все это делалось для того, чтобы стереть в памяти людей святую память о Николае Чудотворце! Когда разрушили Собор, случился в городке большой пожар. Большинство сгоревших зданий были деревянные, погибли, в том числе, дома священнослужителей. А здание благочинного: уцелело.

Церкви. Отсуживали его у местной администрации в процессе 19 заседаний арбитражного суда.
Отец Георгий – местный настоятель храма сам родом из Воронежской области. Многое сделал для местной епархии – строил церковь в Николаевском районе, в селе Баевка, в самой Николаевке открывал церковь, и отстраивал отсуженное здание каменной церкви. Пристраивали колокольню и алтарь новой церкви.
Работа по восстановлению старинного здания и возведению храма была очень трудоемкой. Сами стены дома были в неухоженном состоянии, ремонт производили примитивным образом, окрашивая здание белой краской низкого качества. Пришлось все стены кропотливо: сантиметр за сантиметром, очищать, обрабатывая и вручную и пескоструйным агрегатом. А для того, чтобы найти подобный кирпич для возведения колокольни и алтаря пришлось разбирать давно пустующие, заброшенные дома в соседних селах, перевозить на место стройки и вручную очищать каждый кирпичик!

Все строительство заняло 4 года. На Рождество 6 лет назад состоялось первое богослужение.
На праздник Святителя Николая приезжают паломники со всей России – Чувашии, Мордовии, Самары, Пензы, монахи из Алатырского монастыря, Ростова, Ульяновска. Люди едут на своих машинах, заказных автобусах и просто на рейсовых автобусах, многие приехали еще накануне, ночевали на горе, у ее подножья, у святых родников, и, несмотря на полчища комаров, всю ночь у костров пели молитвы Николаю Чудотворцу, восходили к часовне на Никольской горе, целовали мемориальную икону и крест. Купаются в прекрасно отстроенной купальне на роднике, набирают воду для близких, кто не сумел приехать. На горе люди собирают камушки, если кому повезет, и он увидит на камне лик Чудотворца или Божией Матери, по их словам, это считается хорошим знаком. Глину с горы берут для лечения, говорят, что она очень помогает при болезнях, ее и едят, и пьют, и натираются ей. И свято ее берегут. Спрашиваю у паломников: «Помогает?» Верующие отвечают: «Была бы вера! Тогда обязательно поможет!»

Конечно, многие паломники неверно думают, что купаться утром перед причащением и исповедью в родниках нельзя. Это неверно: купаться можно всегда. «Всегда хорошо войти в святую воду», – говорит отец Георгий. Беседую со стареньким седым дедушкой – сидит на тропинке по пути в гору, молится очень громко, .поет старые духовные песни. Приехал из Дивеево, ездит на нашу гору уже 40 лет. Дед-старообрядец, однажды, после первых лет своего паломничество сюда, получил исцеление, и с тех пор хорошо себя чувствует. Он сильно ругает непросвещенную молодежь и не идущую к вере, даже в такие праздники. Дедушка имеет святую веру и любовь к Руси, великому чудотворцу Николаю и долго и много может говорить об этом.

Я считаю, каждому Симбирянину нужно побывать здесь, пусть даже не в этот праздничный день. Послушать как вежливо, красиво, берущее за саму душу, звучит старорусская молитва – пение святителю Николаю, и молитва разносится далеко над этими просторами, великолепной долиной с чудным лесом и тихой удивительно величавой и родной рекой Сурой. Если ты православный человек, пока ты жив, ты должен своими глазами увидеть Чудо поклонения Святыням! Увидишь растущие вокруг, по крутым косогорам Никольской горы русские березки, украшенные платочками и кусочками одежды паломников, завязанными вокруг каждой веточки, стволов и даже корней деревьев на косогоре, видных из-под сползающей известковой глины.

Верующие люди и паломники говорят, что входить на Николину гору нужно с самой крутой стороны ее после того, как набрали воды в роднике. Именно там, проложены несколько самых крутых тропок. Многие даже накладывают в одежду, подолы камни, чтобы тяжелее было подниматься, говорят: это труд во славу Божию! Путь к вере и к святости должен быть трудным. Это своего рода подвиг, который человека приводит к Богу.
Сама часовня на горе строилась подобным же образом. По реке на барже доставлялся строительный материал и паломники поднимали его на гору. Часовню достроили в 2000 году, всего строили ее немногим более года.
Необходимо восстановление исторической Часовни на кладбище поселка, которая была вновь построена к 60-летию победы. Окончательная отделка данной часовни пока не завершена и сбор средств на ее открытие продолжается.

А руководил строительством сам отец Георгий Шенгур, одно из его образований – строительное. Главную часовню на горе восстановили по старым фотографиям. Теперь это практически точная копия прежней, разрушенной.

Нафанаил Николаев
от 21.11.2024 Раздел: Июнь 2020 Просмотров: 1060
Всего комментариев: 0
avatar