"Видеоматериалы под общим названием "Герои нашего времени" являются уникальным для современного общества пособием по патриотическому воспитанию.
Они берут за живое, пробуждают совесть и гражданские чувства у большинства учащихся....".
Директор МОУСОШ № 6 г. Выкса Нижегородской области А.Е. Азов.
"Такой неожиданный фильм-концерт сильных чувств и патриотики! Эх, если бы услышала и увидела наболевшую тему вся страна! Но Россия должна возродиться! Дух у нее есть, и молодежи нужно побольше таких фильмов и концертов, дабы учить их нашим боевым традициям, на лучших примерах защитников веры и России. Именно такие мероприятия очень, очень нужны для воспитания патриотизма, они учат защищать Родину и гордиться ею, вызывают высокие чувства, чистые слезы и гордость за нашу Родину, возвращают русскому человеку честь и достоинство.
Зам. начальника по воспитательной работе Санкт-Петербургского
Суворовского военного училища подполковник Чигирь И. В.;
зав. кафедрой мировой художественной культуры училища засл. учитель РФ Якушкина Л. П.
Из книги отзывов о видеофильме "Герои нашего времени"
и программе "Честь имею!"
На экране Москва, Красная площадь. У памятника Маршалу Жукову молодые люди отвечают на вопросы журналиста. "Что означают для вас слова "Родина, Россия? Каких героев Отечества нашего времени вы знаете?" В ответ - недоумённое пожатие плечами. Некоторые удивляются: "Чувство Родины - впервые слышу об этом. Герои? А разве они есть в наше время?" Такие ответы не только настораживают, но и пугают.
Эти острые проблемы поднимает документально-публицистический музыкальный видеофильм "Герои нашего времени". Показ этого видеофильма с последующим обсуждением уже более трех лет идет по России перед широкой молодежной аудиторией. Наша редакция ознакомилась с красочно изданным Благотворительным Фондом "Энциклопедия Серафима Саровского" комплектом "Программа по патриотическому воспитанию молодежи "Честь имею", в который входят названный фильм и методическое пособие для педагогов "Честь имею".
Автор этих материалов - поэт, композитор, автор-исполнитель своих песен, а также сценарист, режиссёр, лауреат всесоюзных и всероссийских фестивалей патриотической песни Ольга Дубова. Она - давний друг газеты "Русь Державная", неоднократно принимала участие в вечерах-встречах редакции с читателями. Сегодня Ольга Дубова у нас в гостях.
- Ольга Николаевна, расскажите, как создавался Ваш фильм и Ваша программа?
- Это итог моих размышлений о происходящем в нашем Отечестве, встреч с потрясающими людьми - истинными, настоящими героями разных поколений, их родными и близкими. Отклик на все это - песни, стихи, музыка, фильм…
Сначала появились песни. Помню, в ноябре 2000 г. мне снится сон: русский воин в плену. Враги его мучают, пытают, заставляют перейти на свою сторону. Но голод, холод, жестокие пытки не сломили его дух, он не стал предателем, погиб, не сдавшись врагу. Примет времени и места я не запомнила, так же, как и лица героя. Запомнились только мелодия и слова песни, которая звучала в том сне: "И летело по Руси только "Господи, спаси!", только "Господи, спаси и прости!"… Я записала приснившуюся мелодию, а затем, когда песня сложилась полностью, решила ее посвятить людям особого мужества, чьи подвиги и вдохновили на ее создание: претерпевшим плен и пытки, но не ставших предателями. Но кому именно?
В истории России от седых времен до наших дней подобных подвигов не счесть. Есть имена известные, есть совсем неизвестные. Только из Великой Отечественной вспомнились Герои Советского Союза: Зоя Космодемьянская, генерал Дмитрий Карбышев, танкист Юрий Смирнов. Кстати, 19-летний младший сержант 77-го гвардейского стрелкового полка Юрий Смирнов участвовал в танковом десанте в тыл врага, прорвавшем оборону противника на Оршанском направлении, был захвачен в плен тяжело раненным, под пытками не выдал сведений о наступлении. Фашисты распяли его на стене штабного блиндажа, искололи тело штыками. В это время ко мне попадает небольшая книжечка о нашем современнике, рядовом пограничнике Евгении Родионове, попавшем в плен к чеченским боевикам зимой 1996 года с тремя однополчанами - младшим сержантом Андреем Трусовым, рядовыми Александром Железновым и Игорем Яковлевым. Сто дней и ночей солдат принуждали к отречению от присяги, Родины, веры. Переменивших веру (а таковые были), как в банде, повязывали кровью: сначала предатели убивали своих боевых друзей, затем воевали на стороне боевиков. Не добившись этого от четырех пограничников, 23 мая бандиты убили всех. Евгению за отказ добровольно снять Православный нательный крест заживо отрезали голову. В тот день ему исполнилось девятнадцать лет. Хотя официально он еще не причислен к лику святых, многие православные по всему белу свету называют воина Евгения народным солдатским святым, ищут в его поступке лекарство от малодушия, безверия, эгоизма.
Удивляться можно не только тому, что чего-то нет, но и тому, что что-то есть. Герои прошлой войны формировались и жили совсем в другой стране, где был культ героев - выдающихся полководцев, первопроходцев, тружеников. Общественным идеалом был человек, который жил не столько для себя, сколько для других, даже умереть за других мог. Тогда это было государственной идеологией: о таких людях слагали песни и писали книги, им посвящали живописные полотна и кинофильмы, их образы вдохновили миллионы людей в годы войны на подвиги. Евгений же Родионов и его товарищи, которых новые идеологи обозвали "поколением пепси", взрослели в эпоху тотальных товарно-денежных отношений в обществе. Чьи образы вдохновляли тогда художников и писателей, какую мораль навязывают нам и по сей день? "Живи для себя, растолкай всех, хапай, предавай, потребляй, наслаждайся"!
И вот юные солдаты-первогодки, казалось бы, воспитанные этой пропагандой - вчерашние мальчики из глубинки России, из простых русских семей, в плену, под пытками, вдали от родных и близких, командиров и наставников, фактически брошенные властью на произвол судьбы, выстояли сто дней и ночей плена в каменном полуподвале. Выстояли февральские холода, голод, побои, горечь неудачной попытки побега, унижения и пытки, пытки. До сих пор в подвале дома, где держали пленников, сохранились крючья в потолке и дыба. А ведь ужас мог прекратиться в любую минуту - только предай, забудь присягу, своих товарищей, родную веру… И я задумалась: откуда у этих юношей взялась такая убежденность, такая стойкость?
Песню "Господи, спаси!" я посвятила Евгению Родионову и его товарищам. Спустя годы эта песня получит звание лауреата 1-го Всероссийского фестиваля конкурса "Это Родина моя", будет исполнена в Москве, в Кремлевском дворце.
Сделав аранжировку песни, я записываю ее с ансамблем солистов Государственного Академического хора им. Свешникова, начинаю исполнять на концертах, вечерах. На одном из таких вечеров, 4 апреля 2002 года, знакомлюсь с мамой Жени Родионова, Любовью Васильевной. У могилы Жени, волнуясь, я пою ей песню. Она слушает и плачет. Велик подвиг ее единственного сына, но не менее велик подвиг матери: после похорон Жени скоропостижно умирает муж, и она остается совершенно одна. И в этом трагическом, казалось бы, безысходном тупике не только находит в себе силы жить, но и становится необходимой тысячам российских солдат.
Проходит лето. В сентябре в поселке "Снегири" Истринского района Московской области Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" закладывает Аллею памяти спецназовцев, погибших в наши дни при исполнении воинского долга. Меня приглашают спеть несколько своих песен после панихиды и небольшого митинга. По просьбе мамы Евгения я сажаю на этой аллее березку в честь ее сына, служившего в пограничном спецназе. Посадила деревце в память о муже и вдова Героя России, начальника штаба "Альфы" полковника ФСБ Анатолия Николаевича Савельева, Наталья Михайловна. Подвиг полковника Савельева, добровольно обменявшего себя на захваченного террористом заложника - иностранца и погибшего при совершении контртеррористической операции, не типичен для нашего времени. Не только сам подвиг, но и вся жизнь этого человека, не приспосабливавшегося к обстоятельствам, не поддававшегося на соблазны личной выгоды, а упрямо и честно служившего Отечеству. Ведь что такое подвиг? Месяц, день, минута, иногда - секунда. А перед нею - вся жизнь, данная, чтобы дойти до него.
- Но вернемся к Вашему проекту "Честь имею!" Как пришла идея создания фильма концерта "Герои нашего времени"?
- Авторские песни-посвящения Героям Отечества, которых уже было создано немало, я исполняла на концертах для молодежи, предварительно рассказывая о тех, в чью честь они написаны. Затем объединила рассказы и песни в литературно-музыкальную композицию, стала сопровождать демонстрацией фотографий героев на экране. Был накоплен собственный видеоархив: съемки, сделанные в поездках по стране, в том числе и паломнических, съемки различных мероприятий, праздников, демонстраций, пейзажи и т.п. Они стали основой видеоряда, в который еще вошли материалы о героях из семейных архивов, кинохроника разных войн, картины современных художников, пишущих на патриотическую тему. Многоплановое, необычное по жанру это представление я назвала музыкальным, документально-публицистическим видеоконцертом. Это моноспектакль, кино, концерт одновременно: на киноэкране идут кадры кинохроники и интервью с молодежью, видеоклипы, размышления героев, их родных и близких, а текст от автора и песни я исполняю "вживую". Посвящен видеоконцерт героям трех поколений наших современников: уходящему поколению победителей, людям среднего возраста, отстоявшим нашу свободу и независимость в годы холодной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов, и совсем молодым воинам, самоотверженно сражающимся в контртеррористических операциях и войнах последнего времени. Хотя я не создавала программу для какого-то определенного возраста, она направлена, прежде всего, молодежи.
- И как реагирует на нее современная молодежь, которую кажется, ничем не удивишь и не проймешь?
- Практически везде одинаково: где-то на 4-5-й минуте зал затихает. Это уже не толпа, которая только что жевала, хихикала и жизнерадостно пиликала мобильниками. Каждый из них остается один на один с происходящим на экране. Еще несколько минут, и уже не слышно почти никаких шорохов, ребята всё глубже сосредоточиваются, задумываются. Каждый может мысленно ответить на те же вопросы, на которые отвечают с экрана их сверстники, про себя согласиться или поспорить с ними. Многие - и дети, и взрослые - плачут. Из них уходит всё внешнее и наносное. Когда в зале включается свет, у людей совсем другие лица!
По вопросам проведения концерта, приобретения видеофильма "Герои нашего времени", Программы патриотического воспитания "Честь имею!" пишите: [email protected]
Авторский сайт Ольги Дубовой: www.olga-dubova.nm.ru
ГОСПОДИ, СПАСИ!
Налетали на кресты черны вороны,
Расползались по Руси люты вороги,
Собиралася на бой рать великая,
И стоял по всей земле плач молитвенный.
И летело по Руси только "Господи, спаси!"
Только "Господи, спаси и прости!
Воевать - так воевать, Твоя воля - помирать,
Только Господи, спаси и прости!"
Уходили во поход православные,
За Святую Русь, за долюшку славную,
И сражалися они с силой вражьею,
С силой темною, проклятою, лютою.
И летело по Руси только "Господи, спаси!"
Только "Господи, спаси и прости!
Воевать - так воевать, Твоя воля - помирать,
Только Господи, спаси и прости!"
И случилася в бою велика беда:
Захватили в плен бойца во беспамятстве,
И пытали же его пыткой лютою,
Все хотели, чтобы стал он Иудою.
Но летело по Руси только "Господи, спаси!"
Только "Господи, спаси и прости!
Воевать - так воевать, Твоя воля - помирать,
Только Господи, спаси и прости"!
Он пощады не просил пeред ворогом,
На коленях не стоял и не каялся,
Все молчал, аж до крови закусив губу,
Также молча принял он муку смертную.
Полетело по Руси только "Господи, спаси!"
Только "Господи, спаси и прости!
Воевать - так воевать, Твоя воля - помирать,
Только Господи, спаси и прости"!
Нынче снова на крестах черны вороны,
И терзают Русь мою люты вороги,
И уходят на войну снова воины,
И сражается вновь войско небесное.
И летит по всей Руси снова "Господи, спаси!"
Снова "Господи, спаси!" на Руси.
"Воевать - так воевать, Твоя воля - побеждать!
Только Господи, спаси и прости!"