В окопах нет атеистов — это пословица, появившаяся уже после Великой Отечественной. О молитвах наших воинов, о мужестве и трагедии прощаний — наш разговор с полковым священником, протоиереем Михаилом Васильевым.
— Верующие соотечественники в дни спецоперации на Украине стараются усилить молитву. Кто-то договаривается молиться вместе в определенное время, кого-то монахи из затвора благословляют на часовые молитвы о мире. А вы что посоветуете?
— Однажды у меня во время прыжка не раскрылся парашют. Я падал и молился. «Господи, помилуй!» неслось от сердца к небесам. Парашют полураскрылся, я остался жив. Думаю, мы сейчас должны молиться с таким же напряжением и с таким же упованием. Но мы и всегда должны так молиться, не дожидаясь нераскрывшегося парашюта, войны, спецоперации. Другое дело, что обычно, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Но сейчас грянул гром.
К нам в миниатюре прорываются сцены Апокалипсиса. Это происходит не первый и не последний раз в человеческой истории. Но поскольку мы все живем один раз, то «знамения конца», с которыми мы встречаемся в нашей земной жизни, здесь и сейчас — эпидемии, болезни, войны, — вызывают внутренние содрогания и ассоциативные реакции.
— Вы окормляете военных, какой у них настрой?
— Как священник я уже четверть века окормляю ядерные силы России — стратегических ракетчиков. И всегда вижу высокую степень их внутренней собранности. Мне недавно звонили друзья из Сиднея, спрашивали: а что, правда мы близки к ядерной войне? Я говорю: ну, по большому счету, не ближе, чем всегда. Ракетные войска всегда — и в напряженное, и в спокойное время — в равной степени в высокой боевой готовности. И способны обеспечить «ответно-встречный удар». На протяжении десятков лет в любое время суток, день, месяц, выполняется эта очень важная задача сохранения мира посредством — к сожалению, человечество ничего лучше не придумало — фактора ядерного сдерживания.
В храме в штабе РВСН мы совершали молитву о том, чтобы Господь помиловал нас грешных и помог нам спасти мир от скатывания в большую войну.
И я все время вижу эту внутреннюю собранность военных людей. И у тех, кто служит в ракетных войсках, и у тех моих друзей и товарищей, которые сейчас выполняют, как мы говорим в армии, «задачи по предназначению» в ходе спецоперации на Украине.
— Что можно сказать о молитве человеку, не знакомому с ней?
— Молитва — зримое свидетельство того, что у нас есть уверенность в вещах невидимых. Что мы верим в Бога, Творца неба и земли. Но, молясь, мы показываем, что и внутри нас есть что-то, способное к нравственному изменению и, не побоюсь этого слова, совершенствованию. Что мы небезнадежны перед вечностью. Молящийся не сквернословит, не ворует, не наносит ущерба жизни и здоровью ближнего. Чем больше люди молятся, тем меньше совершается греха.
И не так важно, какими словами мы молимся, важнее, чтобы мы понимали, к Кому обращаемся. Не к начальнику, не к прокурору, не к судье (хоть и называем Господа в церковных песнопениях «Судией всяческих»), но к Отцу. А когда ты обращаешься к Отцу, да еще к Отцу, отдавшему за тебя свою жизнь...
Я в Курске отпевал сержанта контрактной службы ВДВ, раба Божия Андрея, погибшего во время спецоперации на Украине. И, глядя на его десятилетнего сыночка, на вдову, на их горе, на тело усопшего воина, с которым мы 20 лет знали друг друга, на его родных, друзей, боевых товарищей, я думал только: «Спаси нас, Господи, от той доли, что выпала нам сейчас».
Руководство страны решило, что для того, чтобы прекратить страдания людей в Донбассе, необходима спецоперация. Не мне ставить под сомнение целесообразность этого, я всего лишь священник. Цену продолжения и прекращения специальной военной операции лучше знают политики и военачальники, но очень хотелось бы, чтобы эта беда закончилась. И не лилась человеческая кровь, тем паче христианская. И потому то, что происходит, требует от нас — и священников, и мирян — усиления молитвы. И очень трезвого отношения ко всему говоримому, особенно в интернете. Сейчас то время, когда возможна манипуляция сознанием. Эмоциональный фон повышен и влияет на все — от панических форм шопинга до необдуманных слов по отношению к близким.
— Трагичная ситуация: по разные стороны боевых действий во время спецоперации оказались люди одной веры.
— Да, я согласен с тезисом Президента и с тем, что сказал недавно Святейший Патриарх: мы с украинцами исторически один народ. Я еще помню, как в 1990 году мы голосовали на референдуме за сохранение СССР — и русские, и украинцы, и белорусы. Три народа в большинстве своем тогда проголосовали за свое единство, но в силу политических разделений оказались разъединенными: никто не прислушался к результатам этого голосования. Ошибки политиков и разжигание страстей со стороны разделили нас.
— Что бы вы пожелали мирским людям?
— Сохраняйте трезвомыслие, поменьше заряжайтесь от интернета, побольше от молитвослова. Не будем радовать врага рода человеческого, разжегшего страшные страсти между людьми.
Протоиерей Михаил Васильев, настоятель Благовещенского храма в Сокольниках, выпускник МГУ, аспирантуры МГУ, Академии Генштаба. Награжден орденом Мужества, орденом преп. Сергия Радонежского III степени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Как священник участвовал в командировках в «горячие точки» и в миротворческих операциях в Боснии, Абхазии, Киргизии и на Северном Кавказе.
Елена Яковлева
«РГ-Неделя»
«РГ-Неделя»