Добавлено: 11.05.2018

О почитании Державной иконы Пресвятой Богородицы

Письмо в редакцию


В 1917 году в подмосковном селе Коломенском произошло явление Чудотворной иконы Божией Матери, позже названной «Державной». История явления иконы всем хорошо известна, поэтому, не отвлекаясь на пересказ этого события, обратимся к некоторым его важным историческим деталям.

Тотчас после явления Державной иконы в 1917 году была предпринята попытка установить её происхождение. По свидетельству святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея России, Чудотворная икона Державная происходит «из иконостаса, бывшего в Вознесенской церкви ранее нынешнего». Речь идёт о храме Вознесения в Коломенском. Со ссылкой на известного историка Ивана Михайловича Снегирёва, умершего в 1868 году, святитель Тихон сообщает в донесении Святейшему Синоду, что этот иконостас в своё время был перенесён в Вознесенскую церковь Коломенского из одной из церквей московского женского Вознесенского монастыря в Кремле. Икона, по тому же свидетельству Святителя Тихона, происходит из «пророческого» яруса иконостаса, что объясняет её форму, следовательно, в Вознесенском монастыре она была помещена на определённой высоте и не была доступна для лобызания или поклонения.

На основании этих деталей приходится констатировать тот факт, что никакого почитания Державной Иконы ни в Вознесенском монастыре, ни в Вознесенском храме Коломенского до 1917 года не было.

После явления в 1917 году икона сперва именовалась не «Державная», а именно «Коломенская» (Московские епархиальные ведомости, 1918, вып. 5, с. 7 – 8). Здесь, в Коломенском, она пребывала больше 10 лет, причём немногие знают, что образ находился в церкви святого Георгия. Дело в том, что Вознесенский храм неотапливаемый. Это летний храм. Службы в нём как до октябрьского переворота, так и сейчас, совершаются в тёплое время года. Зимним, отапливаемым храмом является церковь святого Георгия в Коломенском. Это два церковных здания одного прихода. Вознесенский храм был закрыт и передан новообразованному музею в 1923 году, после чего община молилась в храме святого Георгия. Державная икона стояла на своём месте вплоть до закрытия Георгиевской церкви Коломенского в конце 20-х годов. После «периода музейного хранения» икона была вновь возвращена Церкви спустя почти 60 лет.

В Коломенском почитание Державной иконы имело место и в советские времена, в Казанском храме находились два списка с Чудотворного образа и перед ними каждое воскресенье служились водосвятные молебны с акафистом. В настоящее время в храме каждую пятницу совершается акафист перед Державной иконой, а ежевоскресно после поздней Литургии совершается молебен архиерейским чином. Перед иконой в Казанском храме четырежды совершал Литургию Святейший Патриарх Алексий II. Святейший Патриарх Кирилл молился перед чудотворным образом в Манеже 4 ноября 2015 года, куда икона была перенесена на выставку. Также Святейший Патриарх Кирилл молился перед Державной иконой 19 февраля 2017 года за Литургией в Храме Христа Спасителя. Икона была специально перенесена из Коломенского на это богослужение. В день столетия явления иконы Святейший Патриарх возглавил Литургию в Казанском храме в Коломенском. При этом ни Святейший Патриарх Алексий II, ни Святейший Патриарх Кирилл не озвучивали в своих Первосвятительских обращениях той мысли, что икона находится в Коломенском не на своём месте. Этого не было в Патриарших проповедях ни в Манеже, ни в Храме Христа Спасителя.

В день столетия явления Чудотворного образа Святейший Патриарх Кирилл, совершая Литургию в Казанском храме, сказал: «Сегодня мы прославляем явление Державной иконы Божией Матери, случившееся здесь, в Коломенском, ровно сто лет назад... В день отречения государя императора явилась икона «Державная», и это событие здесь, в Коломенском, в самом центре России, было всеми воспринято как явление Божественной воли». Как видите, никакого сожаления по поводу того, что икона в настоящее время находится в Коломенском, а не в каком-либо другом, более подходящем для пребывания святыни месте, Святейший не выразил. Напротив, Его Святейшество назвал Коломенское «самым центром России». Святейший особо подчеркнул, что икона явилась именно здесь и в то же время упомянул о Божественной воле, проявившейся в событии явления.

Всё вышесказанное позволяет быть уверенным в том, что пребывание Державной иконы в Казанском храме Коломенского вполне сообразуется с волей священноначалия. Нет никаких оснований полагать, что эта воля противоречит воле Господа и Его Пречистой Матери на пребывание Державной иконы в Коломенском. Скорее наоборот, противящиеся пребыванию иконы в Коломенском восстают на волю иерархии и рискуют оказаться противниками воли Божией.

В то же время, хотя это кажется несколько странным, такое движение сопротивления реально существует.
Сравнительно недавно всё громче стали раздаваться голоса о необходимости перенесения Державной иконы из Коломенского в Кремль, на историческое место в Вознесенский монастырь, или просто в Кремль. На просторах интернета даже появилось послание, в котором объявляется о существовании некоего проекта «возвращения Державной иконы на своё законное место». Многие люди под влиянием этой риторики стали искреннее верить в то, что перенесение иконы является Божиим делом, о совершении которого нужно совместно молиться. В некоторых изданиях появляются статьи соответствующего содержания, с призывами добиваться перенесения Державной иконы в Кремль.

Факт пребывания Державной иконы в Кремле до начала XIX века не отменяет того обстоятельства, что этот образ был просто одним из образов в иконостасе и никакого почитания не наблюдалось. Тем более, что в XIX веке икона была на целое столетие перемещена в Коломенское, в Кремле про неё никто не вспоминал. И прославилась она именно здесь, в Коломенском, здесь оказалась окружена молитвой и почитанием.

Здесь уместно задуматься, почему Церковь не поднимает тему возвращения Рублёвской Троицы в Троице-Сергиеву Лавру? Дело в том, что в дореволюционной Церковной жизни не отмечено фактов особого почитания этого образа. Достоинство открытия красоты Рублёвской Троицы принадлежит именно знатокам искусства, а также реставраторам, потрудившимся над расчисткой иконы и её сохранением.

Так и в случае с Державной иконой: на своём историческом месте, в Кремлёвском Вознесенском монастыре, икона не встретила никакого особого почитания. Никаких свидетельств о таком почитании нет. Явление же иконы в Коломенском произошло, как всем хорошо известно, по прямому указанию Божией Матери. Здесь она возжелала прославить Свой образ, здесь Она Сама определила ему место. Именно здесь икона стала почитаться как Чудотворная и именоваться таковой.

Кремлёвского Вознесенского монастыря сейчас нет, вместо этой обители на территории Кремля разбит сквер и открыт новый туристический маршрут. Даже если предположить, что икона будет перемещена в Кремль, придётся признать, что доступ к ней будет ограничен. Вход в Кремль осуществляется по билетам и по определённому расписанию. Это сделает икону менее доступной.

Вознесенский храм в Коломенском, где была явлена Державная икона, не отапливается и в зимнее время закрыт. Летом и в Вознесенский, и в Георгиевский храмы Коломенского вход по билетам, так как храмы входят в музейный комплекс. Музей является бессрочным пользователем всей территории «Коломенского» и никакое создание «Державного» монастыря в Коломенском, о якобы существующей духовной необходимости создания которого приходилось читать в православной прессе, не только невозможно, но и ничем не обосновано. Единственное место, пребывание в котором делает Державную икону доступной для всех и не противоречит воле Божией Матери о пребывании Чудотворного образа в Коломенском – это открытый ежедневно и в любое время года Казанский храм.

Люди едут в Коломенское со всех концов России приложиться к иконе. И не только из России, приезжают паломники из ближнего и дальнего зарубежья. Все знают, где находится Чудотворный образ, все знают, что он доступен ежедневно и не требуется приобретать билеты. Если перенести икону в Кремль, то паломники, во-первых, не всегда смогут к иконе попасть, во-вторых, это будет по билетам и, в-третьих, люди просто будут в замешательстве: икона была в Коломенском, все об этом знали, и вдруг её на месте нет.

Боль, которую доставит коломенским прихожанам такое перенесение иконы, тоже нельзя не принимать во внимание. Люди в течение почти тридцати лет ходят к Державной иконе, молятся перед ней, многие прихожане и особенно прихожанки были непосредственными участниками и участницами её второго обретения в 1990 году, кроме того, всё Коломенское с особой любовью и торжественностью прославляло икону крестным ходом и богослужением на Вознесенской площади в год столетия её явления, и теперь вдруг лишиться родной святыни – это причинит боль очень многим людям.

Здесь имеет место подлинное почитание Державной иконы, она отнюдь не находится в забвении, и Казанский приход дорожит святыней.

Всех призываю к миру и единомыслию и приглашаю на богослужения перед Чудотворным Державным образом.

По пятницам перед иконой совершается акафист, а после поздней воскресной Литургии – молебен.

Клирик храма Казанской иконы
Божией Матери в Коломенском
протоиерей Алексий Моисеев
от 21.11.2024 Раздел: Май 2018 Просмотров: 1076
Всего комментариев: 0
avatar