Он родился 14 ноября 1931 года на Крите, породившим многих святых, в многострадальной деревне Магарикари общины Фестос периферийной единицы Ираклион, которая была осквернена и полностью разрушена как турками, так и немцами.
Захария получил воспитание в духе богоспасаемого Крита и был приобщен к его живой православной литургической традиции.
Однако стремление к жизни в полном уединении и абсолютной преданности Христу заставило Захарию, после прохождения военной службы, тайком покинуть свою деревню и отправиться на знаменитую Гору Благодати, Святую гору Афон, оставив позади себя «суетную мирскую жизнь».
Семья отшельника, потерявшая его, сильно горевала. Однако знакомый их священника нашел Захарию на Святой горе Афон, и его семья узнала, что он жив и подвизается в монастыре. С тех пор он часто приезжал в родную деревню, чтобы повидаться со своими соплеменниками, оказывая значительное влияние на сродников и односельчан и духовно их направляя.
На родине старца Мелетия существует бесчисленное множество свидетельств о его благодатных дарах и духовной помощи.
Когда блаженный муж прибыл на Афон, он обратился в Священный монастырь Кутлумуш, известный своим традиционно строгим аскетическим укладом жизни, а также разнообразием богослужебных традиций его скитов, калив и отшельнических келий. Захария пришел в этот монастырь вместе со своим духовным братом, отцом Филиппом.
Двух юных подвижников лично принял известный духовный отец и муж святой жизни старец иеромонах Макарий.
Старец Макарий немедленно совершил над ними монашеский постриг (в Малую схиму) ввиду острой нехватки насельников в Священной обители.
Как сказали тогда отцы, до этого они ни над кем не совершали постриг на протяжении целых 20-ти лет. Затем, через два года, Захария принял Великую схиму в день памяти святого Евстафия.
Примечательно, что старец Макарий предвидел свою кончину и сказал будущему старцу Мелетию: «Когда мы пострижем тебя в Великую схиму, я отойду в вечность, дитя мое».
После этого подвижник Мелетий подвизался в обители своего покаяния восемь лет. Затем, получив благословение, он удалился в пустыню Святой горы, в неизреченное и неописуемое место, любимое отшельниками.
Там он совершал аскетические подвиги в 12-ти кельях, на крутом берегу благословенного скита Карулия, в обители преподобного Афанасия и на Вигле.
В 1978 году он отправился на святые места: Иерусалим, Раифу и на Синай, где провел в общей сложности 27 месяцев.
Из аскетической и пастырской жизни и деятельности отца Мелетия мы выделим следующее:
● Он служил преподобному отцу нашему Тихону (Голенкову), великому подвижнику, духовному отцу святого старца Паисия Святогорца.
● Он был связан с преподобным Паисием, и когда отец Паисий в скиту Карулия был сражен туберкулезом — чрезвычайно опасной в то время, но также и заразной болезнью — отец Мелетий, не учитывая ее заразность, с самоотречением и любовью поспешил служить ему и заботиться о нем.
● Он был крайне самодисциплинированным, совершая по 3000 земных поклонов в день. Земные поклоны сопровождались непрерывным трудом, творением умной молитвы, а также цитированием отрывков из Святого Евангелия. Характерной чертой старца было денно и нощно поминать посредством молитв и земных поклонов имена болящих и нуждающихся, обращавшихся к нему за помощью.
● Он был скромным сосудом Благодати. Его чрезвычайная скрытность в своих духовных восхождениях и его духовные переживания впечатляли меня, но и укоряли. Когда кто-то настаивал на том, чтобы чему-то поучиться, он его отталкивал.
● Он был отцом великого смирения на практике. Воспитывал покаяние в своих духовных чадах и посетителях, и через некоторое время они следовали его примеру.
● Он окормлял людей по телефону. Сам старец не любил телефонные разговоры, однако, он знал, когда кому-то по-настоящему нужна помощь, и тогда он сам отвечал на звонок.
● Он в совершенстве знал Святую Библию, Ветхий и Новый Завет и святоотеческие тексты. Старец читал целые отрывки по памяти.
Отец Мелетий изучал как святоотеческие, так и современные богословские труды. От великого святого отца Тихона (Голенкова) он узнал, что монаху надо заниматься по многу часов в день в качестве аскетического упражнения.
● Пост был для старца динамичным аскетическим упражнением. Он регулярно исповедовался с такими смирением, раскаянием и самоукорением, какими обладают немногие. Только праведники являются такими обвинителями самих себя.
● Центром его жизни было причащение Божественных Таин. Его подготовка к этому таинству была поистине монашеской и «солдатской».
● Он никогда никого не осуждал, даже если что-то знал о человеке. Старец уединялся, замолкал, преклонял колени, молился, пел гимны Воскресению Христову, радовался. Старец сочувствовал современному человеку с его страстями и горестями.
Ныне и всегда нас ведет знаменитая Святая гора. Ныне и всегда именно Святая гора спасает нас своим духовным воскрешением.
Радуйся, Благодатная гора Афон, со своими монахами и со старцем Мелетием Капсальским!
Архимандрит Антипа (Никитарас),
бывший Патриарший экзарх
Патмоса, доктор богословия
(Публикуется в сокращении.)
По материалам СМИ
бывший Патриарший экзарх
Патмоса, доктор богословия
(Публикуется в сокращении.)
По материалам СМИ