Добавлено:

"Он был всем для всех"

Воспоминания о Святейшем Патриархе Алексии II его референта Н. И. Державина

В кабинете Николая Ивановича Державина висит большой портрет Святейшего Патриарха Алексия II - словно святой лик. Все 18 лет служения Патриарха он был его верным помощником и ныне полон светлых воспоминаний о Святейшем…

Первые впечатления о будущем Патриархе

Моя первая встреча с будущим Патриархом Алексием II состоялась в 1984 году, когда он ещё не был Предстоятелем нашей Церкви. Тогда я учился в Ленинградской духовной академии. В то время владыка Алексий прибыл в академию для защиты своей докторской диссертации. Он был не только выпускником Санкт-Петербургской духовной школы, но и носителем лучших богословских традиций своей "альма-матер". С особой любовью и теплотой вспоминал он годы учёбы, преподавателей, дореволюционную профессуру, которые только после Великой Отечественной войны смогли возобновить свою педагогическую деятельность в возрожденных духовных школах Москвы и Ленинграда. Будущий Патриарх имел возможность видеть, слышать и учиться у этих преподавателей. После окончания академии он защитил кандидатскую диссертацию по догматическим трудам святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, причисленного ныне к лику святых. Выдающийся иерарх был известным богословом и проповедником, а также составителем православного катехизиса, его мощи находятся сейчас в Храме Христа Спасителя. Знаменательно, что 2 декабря, в день памяти святителя Филарета, Патриарх отслужил молебен перед его мощами. Это было его последнее богослужение в воссозданном Храме Христа Спасителя.

В 1984 году митрополит Таллинский и Эстонский Алексий завершил большой научный труд "Очерки по истории православия в Эстонии" в трёх томах и представил его на соискание ученой степени доктора богословия. Открытая защита докторской диссертации состоялась в актовом зале в присутствии профессорско-преподавательской корпорации и студентов. Тогда я впервые и увидел будущего Патриарха. Хорошо помню его речь. Историю православия в Эстонии он знал не понаслышке: родился и вырос там, его папа - протоиерей Михаил - служил в Эстонии, да и сам он начинал свое приходское пастырское служение в этом крае.

Защита прошла блестяще: и студенты, и преподаватели были под большим впечатлением. Митрополит Алексий получил докторскую степень.

Вторая наша встреча состоялась в 1986 году, когда его назначили митрополитом Ленинградским и Новгородским; четыре года он управлял новой епархией, а я к тому времени заканчивал академию. Именно в ту пору он предложил мне помогать ему в составлении некоторых документов. В 1988 году я окончил академию и был оставлен при ней профессорским стипендиатом, а вскоре стал преподавать историю Русской Православной Церкви, совмещая эту деятельность с работой в епархии. Таковы были первые шаги, первый опыт сотрудничества с Патриархом.

Особенно памятно мне празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Нужно иметь в виду, что это был совершенно иной исторический контекст: в то время не было ни трансляций богослужений, как сейчас, ни публикаций на духовные темы в печати. Многие люди только в дни празднования великого юбилея впервые услышали о Церкви нечто положительное: её созидательную роль в становлении российской государственности, историю её подвижнического и просветительского служения.

На юбилейные торжества, возглавляемые правящим архипастырем митрополитом Алексием, в Ленинград прибыло около 300 высоких гостей. Программа празднования не ограничивалась только богослужениями. Я хорошо помню, какое сильное впечатление на всех произвело выступление хора духовенства Ленинградской митрополии, исполнившего церковные песнопения в Мариинском театре. Всё было впервые.

Спустя два года митрополит Алексий был избран Предстоятелем нашей Церкви. Несмотря на всю тяжесть патриаршего креста и новые заботы, он всегда с большим вниманием относился к представителям СМИ, понимая, что это одна из форм свидетельства о жизни Церкви; по возможности общался с корреспондентами, давал интервью, делал всё, чтобы люди узнавали о жизни Церкви из первых уст от самого ее Предстоятеля.

Первая телевизионная трансляция состоялась в 1991 году в праздник Рождества Христова из Богоявленского Патриаршего Собора. По благословению Патриарха мне выпала честь комментировать это богослужение. Трансляция по Центральному телевидению стала событием для всей нашей страны. Конечно, телевизионный формат не может заменить настоящего богослужения, но в нем нуждаются многие престарелые и больные люди - те, кто не могут пойти в храм.

Для них это возможность участвовать в богослужении, видеть и слышать Патриарха, проникнуться атмосферой торжества.

Для многих людей, которые были далеки от Церкви, эти трансляции, смею надеяться, стали началом вхождения в Церковь и последующего воцерковления. Хорошо, что сейчас есть печатные издания, телевидение, интернет, которые могут свидетельствовать о евангельских истинах - тогда же, в 1991 году, это были инициатива, воля и благословение Патриарха, о чём я всегда буду вспоминать с благоговением.

Сама возможность работать со Святейшим Владыкой в Патриархии на протяжении 18 лет - бесценный для меня опыт и значительная часть моей жизни. С Патриархом всегда было легко работать, он ясно и точно формулировал задачу; его резолюции, наложенные на те или иные документы, которые я получал, всегда были чётко и лаконично сформулированы, не было необходимости что-либо уточнять или переспрашивать.

Предназначение Патриарха

Самым главным в жизни Патриарха были совершение богослужений, литургическая жизнь: он совершал более 200 богослужений в год. В среднем богослужение длится три часа, но есть и более продолжительные - великопостные и Страстной седмицы, чтение двенадцати Евангелий, чин погребения в Великую пятницу, утреннее богослужение с крестным ходом, - и всё время этих продолжительных служб Патриарх стоит на кафедре. И тем не менее он всегда говорил, что в богослужении, несмотря на физическую усталость, он черпает духовные силы, и Господь укрепляет его. Божественная литургия была главным источником вдохновения и сил, поэтому он так часто ее совершал. Четвёртого декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, за день до смерти, Патриарх совершил литургию в Успенском Патриаршем соборе в Кремле, затем молебен в Донском монастыре перед мощами святителя Тихона, которого он чтил и к которому относился с особой любовью. Это были его последние службы.

И то, что именно пятого числа он скончался, тоже знаменательно. У Господа не бывает случайностей, всё имеет свой смысл. Пятое декабря - именины его родителя - отца Михаила, и именно в этот день Господь призвал ревностного служителя Церкви в Свои небесные обители.

Объединение Русской и Зарубежной Православных Церквей, восстановление канонического общения внутри поместной Русской Православной Церкви - великое дело Патриарха. В силу исторических причин - революции и последующих за ней событий - мы были многие годы разделены. И всё-таки 17 мая 2007 года, в праздник Вознесения Господня, в Храме Христа Спасителя Патриархом Алексием и митрополитом Лавром был подписан Акт о каноническом общении, после чего в этом,воссозданном Патриархом храме впервые была совершена совместная Божественная литургия.

Патриарх был председателем Наблюдательного совета по восстановлению Храма Христа Спасителя, вникал во все детали, посещал храм ещё на стадии закладки камня. Помню первое богослужение - закладку камня, это было на Рождество. Крестным ходом мы пришли из Успенского Собора Кремля на строительную площадку, здесь Патриарх совершил чин освящение; это стало поистине знаменательным событием.

Патриарх выстроил совершенно новые конструктивные и плодотворные отношения со светской властью, которых не было даже до революции, когда Церковь оставалась в некотором подчинении у государства. Не забудем, что почти 200 лет в России не было патриаршества (оно было упразднено Петром Первым), и Церковь управлялась Святейшим Правительствующим Синодом через обер-прокурора, а фактически находилась в подчинении у императора.

Сегодня произошла гармонизация церковно-государственных отношений, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Патриарх очень много ездил. За всю историю Русской Православной Церкви ни один Первосвятитель не совершил столько пастырских поездок. Он побывал почти во всех епархиях Московского Патриархата как в России, так и далеко за ее пределами. Помимо богослужений, освящений храмов, он встречался с представителями светской власти и на местах выстраивал взаимополезные отношения.

Восстановление различных направлений просветительского, социального и общественного служения Церкви также связано с усилиями Патриарха: Миссионерский отдел, Отдел по делам молодежи, Отдел по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями, Отдел религиозного образования и катехизации, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению - восстановлено всё, что существовало до революции, и даже больше. Сейчас Церковь ещё и общественный институт, к голосу Патриарха прислушивались как в стране, так и за рубежом.

Патриарх с особой трогательностью проявлял отеческую любовь к детям, часто встречался с ними, посещал рождественские ёлки и другие детские праздники. Он с сердечной теплотой и любовью обращался к ним, и дети отвечали ему взаимностью. Бывая в епархиях, он с удовольствием посещал воскресные школы, учебные заведения, детские дома, всегда уделял особое внимание подрастающему поколению, говорил об укреплении семьи, о вере и нравственности. Как сказал в надгробном слове Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, "он говорил языком вечности"; действительно, всегда из его уст звучало сильное пастырское слово.

Сколько трудов приложил Патриарх, чтобы ввести в школах предмет "Основы православной культуры"; на уровне синодальных учреждений проект разрабатывался, и, я надеюсь, что этот вопрос будет решён. Патриарх неоднократно - и устно и письменно - говорил об этом с людьми, от которых зависело принятие решения. Был убежден, что необходимо дать возможность подрастающему поколению знать свою историю, которая неотделима от православия, ибо вера отцов является основой нашей культуры.

Патриарх был носителем и православной, и светской культуры. Происходя из дворянского рода, он был подлинным аристократом духа, человеком особой культуры. Общаясь с людьми, он производил на них впечатление не потому, что пытался понравиться, а потому, что был самим собой; его личность, интонация, голос, манеры вызывали у людей глубокое уважение.

Я могу свидетельствовать, что очень многие люди, среди которых были представители разных культур, выходили от Святейшего Патриарха просветлёнными, преображёнными и окрылёнными: настолько с ним было легко и просто общаться! Ему был интересен каждый человек, он видел в нем образ и подобие Божие. Да, это был особый дар общения с людьми.

Его эпоха, его кончина показали, какого великого масштаба была сама личность Святейшего Патриарха.

Эпоха Патриарха Алексия II

Воля Патриарха была - похоронить его в Богоявленском Кафедральном Соборе. Там он часто служил, там же, 10 июня 1990 года, состоялась его патриаршая интронизация, и там же он нашёл место своего упокоения. Каждый день люди идут туда нескончаемым потоком, несут цветы, совершают молитвы и обращаются к нему, как при жизни.

За восемнадцать лет, что Патриарх был с нами, произошли огромные перемены. Какие бы кризисы и проблемы ни возникали, мы знали, что есть Патриарх, и он всегда подскажет, что и как нужно сделать. Он никогда не принимал скороспелых решений, в нём не было суеты, он был основательный, глубокий и мудрый. И Господь давал ему возможность находить единственно правильные решения. Так было в 1993 году, когда ему удалось посадить за стол переговоров противоборствующие политические стороны. Он был настоящим пастырем добрым, "полагающим душу свою за овец", как сказано в Евангелии, пронесшим своё предназначение через всю жизнь. Для него служение Церкви было главным и определяющим, все свои способности и дарования он посвящал Церкви, ко благу ее и во славу Божию.

Он вырос в церковной среде. Ещё ребёнком с родителями совершал паломнические поездки на Валаам и в Пюхтицкий монастырь. Впитывал атмосферу монастырской жизни, и поэтому не случайно, став Патриархом, всегда уделял особое внимание монашеству. Показательно, что в годы его Первосвятительского служения было возрождено около 800 монастырей.

Многие называют время служения Патриарха Алексия вторым Крещением Руси (после безбожного советского периода). Празднуя в истекшем году 1020-летие Крещения Руси, мы, подтвердив единство нашей Церкви, подвели некий итог религиозного возрождения, которое навсегда будет связано с именем пятнадцатого Патриарха Московского и всея Руси.

В наш век, когда слово обесценено и многие научились говорить одно, а делать другое, Патриарх образом всей жизни своей являл единство слова и дела - пример жизни во Христе.

Он очень любил отца Иоанна Кронштадтского - в этом году исполняется 100 лет со дня его кончины. Патриарх восстанавливал Иоанновский ставропигиальный монастырь в Петербурге, где любил останавливаться. Им было написано специальное послание по случаю года празднования памяти Иоанна Кронштадтского.

Патриарх был человеком диалога, всегда мог найти язык с людьми самых разных религиозных убеждений и социального статуса. Если говорить словами святого апостола Павла: "Он был всем для всех". И сам Патриарх часто повторял слова апостола Павла: "Я всё могу в укрепляющем меня Господе Иисусе". Господь давал Патриарху силы достойно свидетельствовать о Том, Кто "есть Путь, и Истина, и Жизнь". Глаза Патриарха, его голос, манера служить - не театральная постановка, а жизнь души и сердца. Ему верили.

Известный старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был знаком с Патриархом. В одном из своих писем, которые ныне опубликованы, меня поразили слова о. Иоанна - на предложение отпраздновать свой юбилей, он отвечает: "Монашеский юбилей - это его кончина". Кончина и погребение Патриарха, нескончаемый людской поток ко гробу и слезы показали, каким был наш Святейший, каков масштаб его личности, сколько он сделал для Русской Православной Церкви, для страны, для каждого человека. Его воспринимали как духовного лидера, к голосу которого прислушивались и президент, и члены правительства, и политики, и общественные деятели, и представители других вероисповеданий. Он стяжал такой непререкаемый авторитет не силой власти своей, а силой своей любви.

Показательно его отношение к сотрудникам Московской Патриархии. Они не укладывались в привычную схему "начальник - подчинённый". Он по-отечески относился ко всем помощникам и сотрудникам. Оказывал знаки внимания, например, поздравляя с днем ангела, мог подарить подписанную книгу или какой-нибудь памятный подарок. Он знал мою семью, маму, папу. Он находил ответы на все животрепещущие вопросы. Его кончина стала личной утратой не только для тех, кто с ним служил, работал и ежедневно общался, но и для всех верующих России и других стран.

Вся жизнь Патриарха - свидетельство того, что он смог пронести нелегкий патриарший крест до конца, до последнего своего вздоха, заботясь о благе Церкви, снисходя к немощам человеческим и всех объединяя. Он был кормчим церковного корабля, вёл этот корабль по бурному житейскому морю.

Сейчас Патриарх стоит уже перед Богом и молится о Церкви, обо всех нас.

Таким был Патриарх.

Верю, на предстоящем Поместном Соборе Господь изберёт нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, который достойно продолжит дело Святейшего Патриарха Алексия II.

Записала Катерина СИНЕЛЬНИКОВА

от 15.09.2024 Раздел: Январь 2009 Просмотров: 587
Всего комментариев: 0
avatar