Он был непременным участников круглых столов в редакции нашей газеты и одним из инициаторов создания «Державного клуба». И, что характерно, — в своих выступлениях он всегда старался обозначить самые трудные и зачастую спорные ситуации и вопросы нашей жизни. Эта черта отца Александра всегда делала обсуждаемую тему острой и злободневной.
Ему очень нравилось словосочетание «Русь Державная». И, скорее всего, не случайно он назвал свой интернет-сайт «Державный путь».
Свой последний путь на Земле он направил к стопе Андрея Первозванного в Херсонесе. И, как оказалось, шагнул оттуда в Вечность. Господь подчас забирает от нас человека, который, по нашему разумению, мог бы еще многие годы жить, радовать близких, друзей, продолжать свой нелегкий священнический труд.
Но Ему виднее… И в небесном воинстве, куда Он призвал его, отец Александр сделает еще очень много. Чтобы наша страна действительно стала «Русью Державной, страной нашей православной!»
Андрей Печерский
«Мы должны до конца отстаивать державность во всех ее проявлениях»
Из выступлений священника Александра Шумского в газете «Русь Державная»
Главное — чтобы не привести страну к новой революции. Это — моя главная личная озабоченность . Меня это волнует. Что бы ни было, что бы ни случилось, главное — чтобы не допустить новой революции сегодня. А сегодня и слева, и справа начинаются эти призывы к революции, к свержению власти. Призывают и либералы, и крайние патриоты, и в том числе, к сожалению, некоторые православные люди. Это меня очень беспокоит.
«Русь Державная», 2020 г., № 3
Удивительно само название газеты — «Русь Державная». Как человек пишущий я знаю: насколько важно дать правильное название книге, статье, тем более — газете, которую ежемесячно читают тысячи людей. Правильное название, словно маяк, не даёт сбиться и отойти от основной линии. И вот эту державную линию коллектив газеты проводит уже более 25 лет, что само по себе свидетельствует о соответствии «Руси Державной» Божией воле.
Слова «Русь Державная» уникально точны и глубоки. Эти слова «Русь Державная» содержат в себе сущность русской идеологии. Они сочетают в себе две ипостаси — и небесную, и земную. Если бы, например, газету назвали «Русь Имперская», то сразу потерялся бы смысловой объём, и всё свелось бы к некой политической программе и потере духовного содержания. А слово «Державная» включает в себя как земную имперскую составляющую (поскольку Россия может существовать только как империя — в националистической и местечковой форме она обречена на гибель), так и саму небесную Божественную Державность, отражающуюся в словах «да под Державою Твоею всегда храними».
«Русь Державная», 2019 г., № 2
К сожалению, сейчас происходит охлаждение к церкви. В храмы стали меньше ходить — это факт. Сформировалось новое поколение, которое выросло уже в других условиях и как должное воспринимает то, что есть. Мы-то как чудо воспринимаем. Когда я иду служить в Иверскую часовню, я всегда плачу. Если бы мне в юности сказали, что я стану священником и буду служить в Иверской часовне, я скорей поверил бы, что меня оправят на Марс.
Молодежь сейчас прагматичная стала. Они сейчас пока еще активно против Бога не борются. Я со многими молодыми ребятами разговаривал. Они слушают так, как бы «дядя, говори, говори, мы послушаем, а у нас свои дела». Они как бы мимо ушей все это пропускают. Меня это очень беспокоит.
«Русь Державная», 2017 г., №11
Владимир Путин говорит о глобализме как о страшной болезни: «Я разочарован в глобализме». Эти слова дорогого стоят. Это же прямой вызов западу. Это только слова? Нет. Это уже позиция, очень сильная позиция государства и Церкви… Мы побеждаем в Сирии, и народ поддерживает политику главы государства. Россия снова оживила в себе свой древний имперский архетип. Это очень важно.
В советский период в СССР, несмотря на богоборческую идеологию, все же нравственные ценности сохранялись, а на либеральном западе, где, вроде бы, не было этой идеологии, они разлагались. Мы сейчас это видим хорошо, что Россия из Советского Союза вышла верующей страной, а запад из своего либерализма вышел страной содомской. Вот что мы видим. Они пришли к Содому, а мы пришли ко Христу. Это факт.
Тютчев замечательно определил, что между ними и нами пропасть, которую невозможно преодолеть, поэтому диалог с Западом проходит очень сложно. Что значит диалог? Диалог — это разговор равных людей. Мы предлагаем им разговаривать на равных. Мы говорим: давайте вместе строить нормальную жизнь, не будем воевать, друг друга уничтожать. Будем честно работать совместно, честно общаться. Мы-то к диалогу готовы, а они не готовы. Хочу закончить словами Тютчева:
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней…
Их проект единства — глобализма — спаянный железом лишь и кровью, а наш проект традиционалистский, Христов проект — мир соединить любовью. Диалога, видимо, быть не может между этими проектами. Но у нас есть тезис: мы хотим любовью мир соединить, а они хотят железа и крови. Посмотрим, что получится.
«Русь Державная», 2016 г., № 11
«Русская весна» началась с момента, когда впервые с самой высокой государственной трибуны было произнесено слово «русский народ» и прилагательное «русский» вдруг обрело легитимность, ведь еще лет десять назад нельзя было это прилагательное произносить публично. Это, конечно, Запад очень поразило, потому что, услышав прилагательное «русский», они очень испугались, и с этого момента началась эскалация животного страха на Западе. Вдруг они увидели, что русский архетип начал просыпаться и что, действительно, все русское возрождается.
Говорим о молодежи. Действительно, кажется, что молодежь, какая-то ее часть, безнадежно потеряна. Здесь нам надо очень много работать с тем, чтобы вернуть ее и сделать из этой молодежи часть русского народа. Это очень большая работа и, конечно, прежде всего, язык. Вот вы говорили, как молодежь ругается матом. Вообще теперь мат стал нормативной лексикой, везде на нем просто разговаривают. Конечно, такие вещи все проявления «русской весны» могут перечеркнуть.
Мы с вами живем на самом деле в эпоху чудес. Кто вообще предполагал, что будет «русская весна»? Еще лет пять назад было даже трудно предположить, что Крым присоединится. Вот чудо из чудес! Сколько чудес нас еще ждет?
А Господь дает чудо тогда, когда люди действительно проявляют веру, когда они доверяют Богу и когда они готовы идти до конца, когда они готовы положить свою жизнь за веру, за Отечество, за своих друзей и близких. Русские сейчас к этому готовы. Нас сейчас обложили санкциями, но никто же не боится их. Опять же наши недруги столкнулись с великой русской тайной. Вспомните сказку про Мальчиша-Кибальчиша. Очень талантливая сказка. У него спрашивают: «Какая у вас главная военная тайна?» А военная тайна у нас в том, что нас нельзя взять никакими материальными вещами. Русскому человеку свойственна удивительная бытовая свобода. Запад связан в том, что он весь опутан материальными интересами. Они не могут жить без какого-то комфорта, а мы — легко. Даже люди, привыкшие сегодня к комфорту за эти годы, если у них отобрать этот комфорт, они легко перестроятся на жизнь в скудости, в стесненных обстоятельствах. Мы к этому привыкли. У нас такая генетика. И, на самом деле, здоровые русские люди чувствуют, что это хорошо, что нас утесняют: через Запад Господь утесняет нас и приводит в разум истины. Вот этого они как раз не ожидали, потому что любую страну поставили бы на колени этими санкциями. Любую страну, но только не Россию. И чем больше будет санкций, тем больше мы будем духовно сопротивляться.
Вот это наша главная военная тайна.
Маятник истории пошел в русскую сторону, и тут ничего сделать нельзя. Дело не только в Путине. К Путину мы действительно относимся с большим уважением как к лидеру, как к вождю, как к человеку очень мужественному, русскому. Но здесь пошел объективный процесс. Как говорил Экклезиаст, есть время разрывать и время сшивать; время войне и время миру. Было время антирусское, а теперь — русское. Маятник пошел в нашу сторону, поэтому нам нечего бояться, надо только хранить веру и не отходить от Бога, не поворачиваться к нему спиной. Если мы будем к Богу лицом и просить у Него, то получим просимое.
Говоря о «русской весне», вспоминаешь еще Федора Михайловича Достоевского, такая ассоциация с романом «Идиот», где говорится: откройте русскому человеку русский свет и увидите, какой богатырь вырастет на ваших глазах. Что такое русский свет? Это смысл. Также Достоевский говорил, что если человека лишить смысла жизни, то он, скорее, убьет себя и не будет жить, даже если вокруг него будут одни хлебы. Это его удивительные слова. Долгое время мы почти были лишены этого смысла. В долгую эпоху лихолетья в 90-е годы мы, массы русских людей, утратили смысл жизни. Сегодня этот смысл возвращается, и для нашего врага это самое страшное, а для нас — самое отрадное, потому что это смысл русского бытия. К нам возвращается русский свет. Он снова начинает светиться в наших душах, в наших сердцах. Это и есть русская идеология. Ее не определить, это не формула. Это то, что идет из глубины человеческого сердца — это свет, это осмысленность, сознаваемая человеком — это и есть начало идеологии. Потом она оформится в какие-то слова, но, сколько ты ни говори слов, пока не появится внутреннего света, пока не появится внутреннего смысла, никакой идеологии не будет. Сейчас как раз и формируется эта идеология. Этот севастопольский свет, крымский свет, луч этого света и пробуждает в нас великий смысл русского бытия. Это и есть наш оптимизм.
С державностью связаны не только радостные переживания, которые у нас сейчас, конечно же, есть, можно сказать, ликование от того, что державность возвращается. Но державность представляет собой еще и ежедневный кропотливый труд. Мы все призваны к трезвению, и в этот момент нельзя поддаваться излишним чувствам и эмоциям, потому что русскому человеку свойственно слишком увлекаться возвышенным чувством. Это всегда немножко опасно. Федор Михайлович говорит о том, что широк русский человек, надо немножко сузить. Леонтьев об этом говорил, что надо чуть поуже и чуть позаостреннее в делах, потому что эта наша широкость нас и выбивает немножко из колеи, потом трудно собираться для какого-то действительно важного общего дела. Поэтому сейчас очень важно, что это общее дело появилось, и каждому человеку нужно трезвенно отнестись к своему участку державной работы. Слава Богу, что русские люди за эти годы все-таки повзрослели, видно, что самосознание изменилось. Это взросление нужно продолжить.
«Русь Державная», 2015 г., № 4
Глобализации мира началась давно, и в каждую эпоху она имеет свои отличительные стороны. Сейчас идет содомизация мира, я бы сказал так. То есть нам навязывают не просто либеральные ценности, но вместо иерархии, данной нам Богом, то есть вместо позитивной земной иерархии, которая основана в лучшем случае — на власти царя, нам сейчас навязывают, по сути дела, очень жесткую тоталитарную содомскую антииерархию.
А Россия стоит на пути этих процессов. Единственная сегодня страна, которая является именно державой. Не только Церковь Православная — она и в Греции есть и в других странах, — но именно держава Российская противостоит при всех своих минусах и слабостях и шатаниях, содомизации мира. Последний, так сказать, бастион на пути содомизации.
Поэтому, естественно, наши либералы, которые включены полностью в процесс содомизации, делают все, чтобы разрушить державность в принципе. Мы об этом уже много раз говорили и писали, что российский либерал, в отличие от западного, ненавидит не только какие-то порядки в своей стране, он саму страну свою ненавидит, саму державу ненавидит в принципе. Достоевский писал, что русский либерал ненавидит саму свою мать, то есть свою страну, которая всё ему дала.
С либералами спор не о том, каким должно быть государство, они вообще не хотят, чтобы оно было. Мы думаем: пусть плохое государство, пусть слабое, но пусть будет это государство. А они не хотят здесь никакого государства. Они готовы подчиниться легко содомским законам глобального мира и подчиняются. Поэтому все песни наших либералов о свободе — это смешно. Когда они начинают по-настоящему проговариваться, мы видим, что они не за свободу, они как раз против свободы.
Поэтому сегодня мы должны до конца отстаивать державность во всех ее проявлениях, и при всех недостатках нашей власти надо ее поддерживать. Но поддерживать не слепо, конечно. Мы должны, естественно, критично относиться к ее действиям, но, как говорил философ Батищев, исходя из другой доминанты. Надо понимать, что у президента Путина нет сегодня всевластности, его власть ограничена. И у Сталина не было, это либеральная легенда о том, что Сталин был всесилен. А Путину еще тяжелее в этом смысле, объем контроля у него больше, чем у Сталина. Сталин мог за ночь обзвонить все крупные заводы, сейчас это невозможно сделать. И многие решения Путина просто саботируются, причем так, что не найдешь и виноватых, потому что совершенно непонятно, кто это делает.
«Русь Державная», 2013 г., № 6
Вера и верность
Памяти отца Александра Шумского
О. Александр был очень яркий человек, русский богатырь и одновременно очень скромный, внимательный. Настоящий русский батюшка. Боевой горячий характер сочетался одновременно с подлинным, духовным смирением.
В нем удивительно по-русски проявлялась готовность немедленно вступить в бой со всем, что враждебно России, Православной Церкви, русской культуре, русской жизни.
Это потеря не только для семьи, родных и друзей отца Александра Шумского.
Это невосполнимая утрата и для нашей Церкви.
У нас много замечательных священников, но таких талантливых, ярких, а главное мужественных и честных священнослужителей, которые обладают замечательным литературным даром и при этом смелостью писать о том, что сегодня особенно волнует наш народ, я не знаю, братья и сестры. Давать духовное осмысление событий, но и связывать то, что сегодня происходит в стране, со смыслом всей тысячелетней истории России — это не только дар, это знание родной истории, русской литературы, умение.
Историк, кандидат педагогических наук, человек огромной эрудиции и высочайшей культуры.
Как глубоко он размышлял о творчестве Федора Михайловича Достоевского, о работах Данилевского, Аксакова, о русской истории...
О. Александр был очень горячим человеком. Не теплохладным, а именно горячего и живого духа. «Очень добрую строгость» отца Александра отмечают все, кто у него хоть однажды исповедовался или обращался к нему за духовной помощью или советом.
Священника Александра Шумского отличало благоговейное отношение и любовь к Богослужению и пастырским обязанностям. «Как люблю служить раннюю литургию!» — говорил мне отец Александр. Эту его любовь к Богослужению отметили в своем слове и владыка Фома и в своем послании, которое прислал из Берлина прежний настоятель храма — владыка Тихон.
Если ему приходилось встречаться с неправдой в духовной жизни или замечать попытки нового обновленчества, церковного модернизма, отец Александр был твёрд, как камень — никаких компромиссов ни в вере, ни в вопросах жизни нашего общества и государства.
Он всегда говорил и писал очень прямо и находил очень верные слова, обличая эту неправду. Отца Александра отличали необыкновенная чуткость, внимание, деликатность и доброе, не внешнее, показушное, а сердечное отношение к людям.
Вообще в нем не было ни капли желания кому-то понравиться, угодить, ничего показного. Очень яркий человек, русский богатырь и одновременно очень скромный, внимательный. Настоящий русский батюшка. Боевой горячий характер сочетался одновременно с подлинным, духовным смирением.
В нем удивительно по-русски сочеталась готовность немедленно вступить в бой со всем, что враждебно России, Православной Церкви, русской культуре, русской жизни с готовностью немедленно от всего своего щедрого сердца пожалеть поверженного раскаявшегося противника. Если же он в полемике, случалось, как человек большой и горячий, ненароком и задевал кого-то из своих, всегда готов был первым протянуть руку и извиниться.
Врагов у Шумского было очень много. Помню, в разгар его противостояния в статьях и выступлениях с либеральной революционной нечистью, у храма святителя Николая в Хамовниках кто-то неоднократно развешивал портреты о. Александра в траурной рамке.
В «МК» появилась статья «Если в кране нет воды...», в которой о. Александру пытались приписать некий антисемитизм. Понятно, что это означало в то время: обычные методы русофобов приклеивать своим противникам ярлык антисемита.
Когда «революционные бесы» либеральных русофобов вновь устремились ввергнуть нашу страну в хаос очередной революции, отец Александр неустанно объяснял людям, в том числе на страницах православных ресурсов, чем опасны такие революции и раскрывал происки и методы этих бесов. И тогда по доносу одного из представителей сексуальных меньшинств, вовремя сбежавшего в Германию, в прокуратуре умудрились завести дело на священника Александра Шумского, обвиняя его в разжигании ненависти к определенной социальной группе по статье 282 УК. Слава Богу, это обвинение очень быстро было опровергнуто.
Надо сказать, что о. Александр в последнее время очень беспокоился, наблюдая, как революционный дух проникает и в среду православных людей, вместе с ропотом и так хорошо знакомым по временам предшествующим развалу страны в 1991-м «желанием перемен». Он очень трезво видел и обличал все недостатки нашей современной жизни в своих статьях и передачах на радио «Радонеж».
Но не случайно, глубоко зная и понимая творчество Ф. М. Достоевского, очень ясно видел, как «революционные бесы» могут рядится и в псевдоправославные одежды, скрываться, вроде бы, под риторикой борьбы за «чистоту веры». Хотя, еще раз подчеркну, отец Александр твердо стоял на святоотеческих традициях и не допускал ни малейшей возможности каких-то «обновлений».
Отец Александр Шумский не только глубоко знал творчество Данилевского, Хомякова, Аксакова, Киреевских, посвящал им свои работы. Он был словно один из них, из этого круга славянофилов. Думаю, и сами великие русские мыслители могли бы признать духовное родство и духовную близость к ним священника Александра.
Удивительно сочетались в отце Александре энциклопедические знания, глубокая образованность с его подлинной народностью. Он и внешне выглядел простым русским батюшкой, из русскую глубинки ХIХ века. Могучим, крепким, укорененным в родной земле.
Коренной москвич, в семье которого были представители подлинной элиты страны — научной, творческой, художественной, всегда преданно служившие Отечеству, отец Александр обладал удивительной, подлинно аристократической простотой, которая притягивала к нему абсолютно всех: и представителей научной и творческой интеллигенции, и военных, и государственных, и простых людей из самых различных слоев общества.
Он очень любил родную Москву. Как-то один известный писатель написал, что Москва — это мачеха, а провинция — мать.
Отец Александр очень убедительно ответил ему, защищая Москву, которая, несмотря ни на что, остается священным первопрестольным градом России, и по-прежнему в слове Москва «для русского сердца так много отозвалось». Известному писателю пришлось согласиться с отцом Александром.
Шумский очень любил и знал Москву, святыни столицы, ее переулки, ее неповторимый дух, который не могут заглушить даже приметы «всевластия законов рынка». Он сам был воплощением старорусской Москвы, добродушной, хлебосольной, гостеприимной, патриархальной. Любил он и Петербург, его имперское державное величие, что не всегда встречается среди москвичей.
Отец Александр был человеком широкой и открытой, истинно русской души, необыкновенно верным, надежным и преданным другом.
В доме Шумских всегда чувствуешь себя, как в настоящем оазисе патриархальной русской московской жизни, наполненной добротой, взаимной любовью, радостными детскими голосами, семейным счастьем. Конечно, без матушки не было бы такого дома и такого батюшки — какой удивительный человек матушка Ольга!
Много лет жили они в крохотной квартире с семью детьми. Патриарх Алексий, узнав об этом, выхлопотал для Шумских нормальную квартиру. Там уже у Шумских родился восьмой ребёнок. Семь прекрасных дочерей, замечательный сын, кстати, отслуживший после института в спецназе, преподает историю в школе, пошел по стопам отца — ведь о. Александр — кандидат педагогических наук. Сегодня у отца Александра и матушки Ольги пятнадцать замечательных внучат и внучек.
Отца Александра отличало полнейшее бескорыстие. Как-то перед началом празднования 85-летия Валерия Николаевича Ганичева в зале Церковных соборов в Храме Христа Спасителя владыка Арсений зашел в комнату Валерия Николаевича и, увидев о. Александра, с улыбкой произнес: «Вот Шумский — ничего ему не надо, ни денег, ни нефтяных вышек, ни званий — лишь бы служить Богу и Отечество защищать!».
Во время захвата террористами «Норд-Оста» о. Александр Шумский и его друг о. Павел Буров пытались получить разрешение и пройти в центр на Дубровке, чтобы духовно помочь заложникам. Их предупреждали представители спецслужб: «Вы понимаете, что они вас первыми расстрелять могут». О. Александр и о. Павел ответили: «Понимаем, но мы, как врачи, если нужна хоть кому-то наша помощь, должны там быть». Террористы в последнюю минуту отказались их пропускать.
В «Норд-Осте» погиб зять Шумского, Антон, музыкант «Новой оперы», флейтист. Отец Александр его очень любил, это был сын их друзей. Старшая дочь осталась вдовой, внук потерял отца.
Но когда французские журналисты после штурма спросили о. Александра, надеясь услышать от него что-то ... он ответил, что это война. И люди погибли от рук террористов в войне с Россией. Но Россия обязательно одержит победу.
Я знаю, что некоторые военные тянулись к о. Александру. А покойный Павел Яковлевич Поповских, командир 45 полка ВДВ, герой штурма Грозного хотел, чтобы о. Александр окормлял ветеранов-десантников. Не случайно режиссер, снимавший фильм о преодолении Смуты, сказал после беседы с о. Александром: «Да-а-а, этот батюшка точно мог с бердышом на плече идти с ополчением Минина и Пожарского!»
Отец Александр Шумский был настоящим царистом, всегда глубоко почитал память Царя-мученика, любил и чтил всех русских государей, уже в то время, когда некоторые нынешние монархисты защищали кандидатские работы по истории коммунистического движения и носили в кармане партбилеты.
Некоторые довольно молодые монархисты сегодня только открывают для себя то, о чем отец Александр писал и говорил еще 40 лет назад.
И теперь очень странно от этих людей слышать обвинения о. Александра Шумского в некой «просоветскости» и «православном сталинизме». Отец Александр очень глубоко понимал, чувствовал и видел единство всей русской истории, писал и говорил о том, как действовал Промысл Божий и в советский период нашей истории.
Для нынешних монархистов и некоторых «ревнителей не по разуму», как и для либералов, такое глубокое понимание русской истории недоступно или неприемлемо.
Поэтому противников тех мыслей, которые излагал отец Александр, становилось все больше с обеих сторон. А он шел единственно своей дорогой, защищая Русь православную.
Он был настоящим державником и верил, что несмотря на все нынешние трудности, по милости Божией и молитвами Пресвятой Богородицы идет возрождение Русской Державы.
Должен сказать, что прямота о. Александра, его смелость, с которой священник писал на самые злободневные темы, нравились далеко не всем. Чего греха таить, есть немало священников, которые считают, что не стоит так открыто высказываться, «лезть на рожон», как бы чего не вышло. Иногда встречаешься и в церковной среде с проявлением пресловутой толерантности, как бы кто чего-то не подумал, как бы не обидеть т.н. «рукопожатную публику», не навредить своей церковной карьере.
Вот о чем священник Шумский, будучи человеком твердой церковной дисциплины и прослужив в одном храме более тридцати лет, ни разу не думал! Ему бы только литургию служить, а в каком чине, с каким крестом или митрой... Главное жить по совести. Но при этом он вовсе не был задирой, считавшим себя Савонаролой, трибуном, не собирался «глаголом жечь».
Просто не боялся говорить то, что считал правильным и нужным. Понимая, какую враждебную реакцию это вызовет в определенных кругах, к сожалению, до сих пор весьма влиятельных в нашем обществе и пытающихся оказывать давление на Церковь.
Кстати, Святейший Патриарх Кирилл одно время благословил всего несколько священников общаться с представителями СМИ и общественности. Среди них был и отец Александр.
Он был бескомпромиссным в борьбе с клеветой на Церковь, на русскую культуру и историю, с проявлениями русофобии, но всегда по-христиански относился к заблуждавшимся людям, жалел их.
При внешнем суровом облике у него было очень доброе и сострадательное сердце.
12 сентября я звонил отцу Александру, поздравлял его с Днем Ангела. У него, как всегда были интересные творческие планы.
А последний раз по телефону говорили буквально за три часа до его ухода в жизнь Вечную. Его переполняла необыкновенная, по-настоящему пасхальная радость от пребывания в Севастополе, на этой священной русской земле. Моя жена говорит, что эта радость, переполнявшая о. Александра во время нашего разговора, буквально разливалась вокруг и передалась ей, находившейся рядом со мной в Москве.
Звонил о. Александр с Графской пристани, мы долго с ним говорили, он буквально по шагам рассказывал о дорогих нашему сердцу местах Севастополя.
Говорил о той особой благодати, которую чувствуешь в этом священном русском городе, говорил о знаменитой панораме обороны Севастополя, о том, как заходят туда туристы в шортах, в курортном настроении, и как меняются, становятся серьезными, просветляются их лица.
Говорил о том, какой прекрасный белоснежный красавец Севастополь, веселые радостные лица вокруг, моряки часто встречаются в белоснежных форменках. Но при этом помнишь, что именно здесь, такие же русские моряки, зажав в зубах ленточки бескозырок, шли на смерть, защищая город.
Слышно было, как на набережной играла гармонь, русские песни.
Мы вспоминали наше совместное паломничество в Святую Землю и говорили о том, что Таврида для русских — это преддверие Святой Земли, что Севастополь — наша священная земля, где чувствуешь, что каждый камень омыт русской кровью... что никогда Россия не отдаст врагу эту святую русскую землю: после такого страна бы просто погибла... о значении для нашей истории возвращения Крыма в родную гавань.
Говорили о том, какой большой материал он напишет об этом путешествии, вернувшись в Москву, о том, что сразу же выйдем с ним в прямой эфир, чтобы рассказать о своих впечатлениях. О том, что обязательно соберемся и вместе поедем в дорогой и любимый наш Севастополь.
Конечно же, собирались сразу же выйти в прямой эфир на радио «Радонеж», провести очередной круглый стол у Андрея Печерского в «Руси Державной».
Невозможно представить, что не встретишься больше здесь с дорогим отцом Александром, не увидишь его теплой улыбки, радостной искорки в глазах.
На торжественном отпевании отца Александра, которое возглавлял владыка Фома, а участвовали около тридцати священников, чувствовалась особенная благодатная тишина.
Ушел из земной жизни о. Александр в святом месте — в Херсонесе, где купель князя Владимира. Верим, что святые равноап. Владимир и ап. Андрей Первозванный не оставят его своими молитвами. И Царица Небесная, Споручница грешных, у чудотворной иконы которой в храме святителя Николая в Хамовниках о. Александр прослужил всю жизнь, встретила его в селениях праведных.
Господь призвал к себе своего верного служителя в состоянии радости и благодарности Богу за все. И произошло это на святой земле Херсонеса, по дороге к стопе св. ап. Андрея Первозванного, запечатленной на камне у берегов Херсонеса.
Девиз Ордена Андрея Первозванного — «За веру и верность». Отец Александр много потрудился в годы последнего русского лихолетья для возрождения русского самосознания, для того, чтобы священный город русской славы Севастополь вернулся домой, в Россию.
Если бы таких священников, как о. Александр Шумский, было большинство в начале ХХ века, то и история России могла бы сложиться иначе. Вера и верность определяли всю его жизнь.
Виктор САУЛКИН