О посте
«Русь Державная» продолжает публикацию проповедей афонского старца иеромонаха Николая (Генералова), настоятеля скита Крумица, любезно предоставленных автором главному редактору газеты Андрею Печерскому. Сердечно благодарим батюшку за доверие.
Дорогие соотечественники – мир ВАМ!
Благодарение Господу, что Он по Своему долготерпению и человеколюбию продлевает нам наше с вами общение через письменные беседы. С Божией помощью на сей раз мы поговорим с вами о посте вообще и отношении его к таинству Святой Евхаристии.

Пост – это оружие на диавола, в особенности же, когда он сопровождается молитвою, ибо тогда он становится оружием непобедимым против сатаны по слову Спасителя, сказавшего, что: «…сей же род изгоняется только молитвою и постом». (Мф 17. 21). Святое Писание вещает нам, что все святые постились и постом достигали своего величия. Ниже приведем некоторые примеры.
Св. Пророк Моисей постился сорок дней: «И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал (Моисей) на скрижалях слова завета, десятисловие». (Исх. 28).
Постился Пророк Илия: «И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива». (Царств 3 гл. 19, 8).
Постился пророк Даниил: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя, до исполнения трех седмиц дней». (Дан. 10. 2-3).
Постились Ниневитяне: «И поверили Ниневитяне Богу и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл». (Иона 3. 5, 10).
Постилась Иудифь: «Она постилась все дни вдовства своего». (Иудифь 8.6). Постился пророк Давид: «Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука». (Пс. 108. 24). Находим и в других книгах Ветхаго Завета о посте, как например: Есфирь (Гл. 4. 16), Пророка Захарии – (8. 19), Книга Исаии – (Ис. 58. 4-6): Книга Товит – 12. 8; в Книге Пр. Иоиля – 2.12 и в других местах Ветхаго Завета.
В Новом же Завете постился во-первых, Сам Господь наш Иисус Христос: «И поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал». (Лук. 4.2)
Один пост Иисуса Христа уже достаточен для того, чтобы заградить уста всех суесловов, которые говорят, что пост – это выдумка аскетов и монахов, а не повеление и заповедь Церкви и Христа. Если Христос постился, то кто ты, безумный человече, что выступаешь против поста? Затем снова в Св. Евангелии читаем: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое…» (Мф. 6.17-18)
Затем о посте мы находим и в других местах Нового Завета: (Лука 2.37); (Мф. 12.21); Деяния Апостолов 14, 23; (10, 30 ст.); (27, 9). К Корифянам – I посл. 7, 5; (II пос 11, 27). Дабы сократить свою писанину, поэтому не привожу эти места из Св. Писания, а приведу лишь следующее: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». (Мф. 9. 14-15).
И Св. Апостолы, исполняя повеление Христово, после Его распятия и сами постились, и установили на все времена Великий сорокодневный пост, в память 40-дневного поста Самого Спасителя, и в Среду и в Пятницу в знак скорби, ибо в Среду – был предан Христос, а в Пятницу – Распят, а также и другие посты установлены Духом Святым на нашу пользу душевную и телесную.
Как строго относится мать наша Церковь к посту видно из 69 Апостольского Правила, которое ясно гласит: «Если Епископ, или Пресвитер, или Диакон, или Ипподиакон, или Чтец, или Певчий Святую Четыредесятницу не постится (кроме болезни телесной) или Среду и Пятницу – да извержется. А мирской – да отлучится». Примерно тоже говорят 29 и 99 Правила Шестого Вселенского Собора, а 50 Правило Лаодикийскаго Собора гласит, что если кто Великий Четверг нарушает (вкушает с маслом), то тот тем самым безчестит всю Четыредесятницу.
Все это вынужден сказать лишь потому, что многие в наше время как мирские, так и Клирики совсем не хотят уважать заповедь о посте и тем самым тяжко грешат, как в этом мы с вами убедились, ибо нарушают заповедь Церкви и попирают Правила и каноны.
Другие же вроде бы и постятся, но тут же матерятся и кощунствуют; постятся, но живут беззаконно, то есть невенчаны; постятся, но в то же время обманывают, воруют, обижают, лгут, клевещут, играют в азартные игры, часами смотрят телевизор, изменяют и убивают своих собственных детей, делая аборты. Другие постятся, а с родной матерью не разговаривают, гневаются, не молятся, не исповедаются, не причащаются, не прощают проступки ближнего и годами не разговаривают с родными и соседями.
Такой пост, конечно, не заповедает нам Церковь и он не есть лекарство для души и тела, но скорее это наркотик, который усыпляет их совесть, чтобы не протестовала против их порочной жизни, которую они проводят. Мать наша Церковь заповедает нам другой пост: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления». Итак, вот какой это истинный и благоприятный Господу пост, который составляет уклонение от всякаго зла и принуждение к добру, воздержание от страстей и пороков. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовно».
Но постимся-ли мы с вами так, как повелевает Церковь? Большинство христиан так не постится. «Я Великий пост кое-как держу – разсуждает иной – а вот малых постов не соблюдаю; или: я первую и последнюю седмицы Великаго поста пощусь, а остальные дни не пощусь, в том числе и Среду и Пятницу». И начинают свою философию гнать, чтобы только оправдать себя. «Я думаю, - глаголет умник, что не так уж и важно поститься, лишь бы сердце чистое было, - и показывает рукой на свое чистое сердце, - не то сквернит человека, что входит, а что выходит из уст. Я не пощусь, но я и не делаю зла, как некоторые, которые постятся, а злые, как собаки», - а затем опять разсуждения: мне кажется.., я считаю.., я предполагаю.., я думаю.., я знаю и прочие безумные глаголы.
Те же самые люди, объядаясь, часто заболевают и врач прописывает им многодневную диету и они с большим усердием это исполняют. Значит, если врач сказал, то надо держать строгую диету, а если Врач-Христос говорит держать пост – то это невыносимо тяжело, ибо диавол не позволяет. Почти все перекосились и еле ходим, задыхаясь, а почему? От поста? Конечно же от многоядения и не храним заповедь о посте, а «Бог поругаем не бывает». А отсюда: холестерин, диабет, ожирение, сердечные болезни и ранняя напрасная смерть – вот плоды преслушания Церкви, а там еще и ответ придется во всем дать Христу.

Посмотрите все жития святых и вы сами убедитесь, что чем дольше подвижники постились, тем больше жили на земле, всегда были бодры духом и телом, целые ночи они проводили в молитве с земными поклонами, весь день трудились, легко переносили летний зной и зимнюю стужу, спали час-два на голой земле. И при всём этом они почти никогда не болели и проживали 100 и более лет.
Значит, самый строгий пост не только не вредит здоровью, не сокращает жизни человека, а сохраняет и умножает их, о чем теперь свидетельствует и медицина.
А поэтому, дорогие мои, не разстроим и мы с вами своего здоровья, если будем по-настоящему хранить посты и постные дни так, как этого повелевает Церковь. А то спрашиваешь верующих, если они постятся и получаешь ответ: «Как же, как же, батюшка. Среду и Пятницу пощусь, ничего скоромного не вкушаю, кроме рыбного и с маслом, а также и посты, а Великий пост только с постным маслом провожу». Но разве это пост? Это перемена пищи, а когда есть рыба – то рыбный день, а не пост. Во-первых, по Средам и Пятницам круглый год, кроме сплошных недель и Праздников, вкушается пища без масла. Успенский и Великий посты с маслом вкушаем лишь по субботам и Воскресеньям. Рождественским и Петровским постами по вторникам и четвергам вкушаем с маслом, а по Субботам и Воскресеньям и рыбу, а не то, чтобы кушать рыбу каждую среду и пятницу и думать о себе, что ты великий постник.
Как-то раз мне пришлось Петровский пост начать в одном Русском монастыре и я подумал что трапеза будет наверняка с маслом (на Афоне всегда первые три дня пища без масла) и не ошибся. Была, по Афонским меркам, обильная трапеза и вот подали на стол горячие, вкусные и, как сказали мне совершенно постные, … сосиски из овощей и сои. В наш компьютерный век можно, конечно, «изобресть» и постного барашку, и курочку, и теленка, но разве эта пища во время поста прибавит нам молитвы, слезы умиления или чистоту помыслов?! Конечно же нет!
В прошлом веке на Афоне подвизался великий постник, аскет-подвижник Хаджи Георгий. Его очень любили наши Русские паломники и всегда посещали его и просили его советов и св. молитв. И он однажды рассказал им следующее: «Я видел Святителя Николая, с которым беседовал и который между прочим сказал мне: вот ты помогаешь Русским советами и молитвами своими и хорошо делаешь, и я очень люблю Россию и Русский народ, но Господь накажет Россию, потому что Русский народ не хранит постов. Я, когда был еще младенцем, то не брал по Средам и Пятницам материнские груди, постился, а они не хотят слушать голос Церкви и не постятся».
Это говорил Святитель Николай вначале прошлого века, а чтобы он теперь бы сказал, явившись какому-нибудь Святому Старцу?!
Как видите, посты – это нужнейшее для спасения дело, и надо всем нам к ним относиться со всею строгостью и серьезностью и не смотреть на преслушников, которые нарушают посты, кто бы они ни были Клирики ли или мирские.
Многие по сатанинскому наваждению говорят: «Кушай! Посты – это чепуха! Не то, что входит сквернит человека, а то, что исходит». Этим пустословам советую прочитать 15-ю главу от Матфея и сами убедитесь, что там нет и речи о посте, но говорится о том, что: «Тогда приходят к Иисусу фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб». И Господь обличил фарисеев и объяснил и в заключении сказал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека: а есть (кушать) неумытыми руками – не оскверняет человека».
Где же здесь речь о посте? Просто уловил этих неразумных людей – сатана.
Но пора уже послушать безсмертные наставления о посте – Святителя Иоанна Златоустаго.
«Ты скажешь: если нужна вера, для чего же еще нужен пост? – Для того, что пост с верою много придаст крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает ангелом, да еще укрепляет противу сил безтелесных. Но этого мало, - нужна еще и молитва, и она должна предшествовать. Итак, смотри, какия блага происходят от сих двух добродетелей. Ибо тот, кто молится, как должно, и притом постится, не многаго требует; а кто требует не многаго, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угасает злыя похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Посему-то Апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшия самаго ветра. Ибо таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не разслабевает на молитве, как то со многими бывает; но он быстрее огня и выше земли, - потому-то таковый особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека искренно молящагося. Если жена могла преклонить жестокаго начальника, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился: то тем более может преклонить Бога тот, кто непрестанно предстоит пред Ним, укрощает чрево и отвергает утехи. Если слабо у тебя тело, чтобы поститься безпрестанно; то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствием чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать; а это немаловажно и недалеко от пощения, и может укротить неистовство диавола. Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство – источник и мать всех зол.
Стань только подле постящагося, и сейчас почувствуешь его благоухание. Постящийся есть духовное миро, - он и глазами, и языком, и всем обнаруживает благоустройство души своей.
Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими говоришь, делами? Если увидишь нищаго, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконныя зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразныя лица и не засматриваться на чужую красоту. Зрение есть пища очей: Если она противозаконна и запрещена, то вредит посту и разрушает спасение души; если же законна и дозволена, то украшает пост. Всего нелепее было бы в разсуждении яств воздерживаться и от позволенной пищи, а глазами пожирать и то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не вкушай же и глазами нескромности. Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы: да не приимеши, - говорит, - слуха суетна (Исх. 23, 1). Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем? Злословящий снедает тело братнее, угрызает плоть ближнего. Потому и Павел с угрозою сказал: аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг друга истреблени будете. (Гал. 5, 15).
Провести пост значит не то, чтобы провести только время, но чтобы провести его в добрых делах. Подумаем о том, сделались ли мы рачительнее, исправили ли какой-нибудь из своих недостатков, омыли ли грехи. Во время четыредесятницы обыкновенно все спрашивают о том, сколько недель кто постился, - и можно слышать от одних, что они постились две, от других, что – три, а от иных, что – все недели. Но что пользы, когда мы проведем пост без добрых дел? Если скажет иной: я постился всю четыредесятницу; ты скажи: я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил её, имел привычку клясться и оставил эту дурную привычку.
Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи: то по прошествии сорока дней, проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого поста, он еще продолжается, и будет нам постоянная от него польза, и, еще прежде царствия небеснаго, он здесь воздаст нам не мало наград. Как живущий во грехе, и прежде геены, наказывается угрызениями совести: так богатеющий добрыми делами, и прежде царствия, наслаждается величайшею радостью, питаясь благими надеждами».
Святитель Иоанн Златоуст да укрепит и поможет всем нам проводить время поста так, как он учит в своих безсмертных поучениях о посте, которые приведены выше.
Как мы с вами уверились на основании Св. Писания, Церковных Правил и Св. Отцов что пост с молитвою – это всесильное оружие на диавола, но часто случается, что пост становится оружием в руках диавола. Если например, спросить у тех, которые во множестве Причащаются в Великие дни о том, если они готовились к принятию Святых Таин, то получим такой примерно ответ: «Конечно приготовился, три дня постился! Очистился, я в порядке! Совесть у меня чистая и я достойно причастился». Для этих людей пост – это всё, главная подготовка к Причастию, а остальное, как то: искренняя исповедь, исправление жизни и т.д. – об этом нерадят.
Если же спросить тех других, которые не причастились, то примерно ответят: «Как же мне причаститься, когда не могу поститься, а работа у меня трудная, а поэтому и не могу три дня поститься, тем более, не вкушая масла».
В порядке и эти люди и совесть у них чистая, ибо не могли поститься три дня, этим оправдывая себя и удаляя себя от Чаши Спасения. И как видим обе стороны впали в диавольские сети: первые недостойно, как попало, причастились, а вторые совсем не причастились.
«Пост – это лекарство – говорит Св. Иоанн Златоуст – но лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает безполезным для того, кто не знает, как им пользоваться. Нужно знать и то, в какое время должно принимать его, и количество самого лекарства, и телосложение того, кто принимает, и свойство страны, и время года, и приличный род пищи, и многое другое; и если одно что-нибудь будет оставленно без внимания, то повредит всему прочему, о чем сказано. Если же для нас нужна такая точность, когда надобно лечить тело: тем более необходимо со всею строгостью разбирать и разсматривать всё, когда лечим душу и врачуем помыслы».

Но есть ли особый пост перед Св. Причастием, который необходимо всем нам нести?
Не имеется такой особый обязательный пост перед Святым Причастием и это показывает:
1. Жизнь первой Церкви. Нигде в Новом Завете и Апостольских Отцах нет речи о посте пред Св. Причастием.
2. Церковные каноны. Ни один из них не определяет таких постов. Характерно Св. Никодим Святогорец говорит: «Священные Каноны пост прежде Божественнаго Причастия не учреждают».
3. Деяния Церкви. Если существовал бы трехдневный пост и к тому же без масла перед Св. Причастием, тогда те, которые часто причащались и причащаются не должны во всю свою жизнь вкушать даже елей. А также частое причащение служащих Клириков, которые накануне не постятся, то же действительно и для мирских, ибо Священник, когда готовится причаститься, говорит: «И сподоби державною Твоею Рукою преподати нам пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами всем людем». (Об этом говорили и раньше с вами.)
Дорогие паломники! В православной Церкви есть грех, если кто-то убавит из догматов что-то или Учения Церкви, также есть грех и то, если кто-то что-то добавит.
Трехдневный пост перед Св. Причастием – добавка, которая причинила много вреда тем, кто часто причащается.
В заключении скажем: Для тех, кто часто причащается, достаточно тех постов, которые определили Церковь (Среда, Пятница и все известные нам посты). Относительно же Субботы, когда 64 Апост. Правилом запрещен пост, - рискну сказать следующее: в обеде можно покушать с маслом, чтобы не нарёкая пост, а вечером фрукты, овощи, хлеб, чай… если же кому-то Духовник, ради подвигов, определит и строже пост, то не должно считать, что так определяют Св. Каноны, но в настоящем случае – это как епитимия для определенного лица и только.
Итак, с Божией помощью, кратко сказали о посте, то есть сделали то, что было обещано сделать в прошлой беседе.
Теперь же продолжим наш разговор о Св. Причастии.
В наш век, когда появились «Новые Русские», то есть, как я понимаю, люди с деньгами, и конечно, часто жертвуют в храмы и монастыри всего и, в том числе и драгоценные сосуды для Святых Даров, и думают, что этим они почтили Тело Христово, и им не надо уже много заботиться об очищении своего тела и духа от греховной скверны. Но Св. Иоанн Златоуст обличает таковых, указывая, что Христос более требует от нас любви и милосердия к ближним, чем золотых сосудов и дорогих покровов для Себя. «Не почтем достаточным для спасения, - говорит Святитель, - если, ограбив вдов и сирот, принесем золотой и украшенный драгоценными камнями сосуд для Св. трапезы. Если ты хочешь почтить жертву, то принеси душу свою, за которую принесена жертва; душу свою сделай золотою. Если же она хуже свинца и глины, а сосуд золотой; какая тебе из того польза? Посему будем заботиться не о том одном, чтобы принесть в дар золотые сосуды, но о том, чтобы принесть от праведных трудов. Ибо дороже золота приобретенное без любостяжательности. Церковь не на то, чтобы в ней плавить золото, ковать серебро; оно есть торжественное собрание Ангелов. Посему мы требуем в дар ваши души, ибо для душ принимает Бог и прочие дары. Не серебряная была тогда трапеза, и не из золотого сосуда Христос давал пить Кровь Свою ученикам. Однако-же, так все было драгоценно, все возбуждало благоговение, потому что все исполнено было Духа. Хочешь ли почтить Тело Христово? – Не презирай, когда видишь Христа нагим. И что пользы, если здесь почтишь Его шелковыми покровами, а вне храма оставишь терпеть и холод, и наготу? Изрекший: сие есть Тело Мое (Мф 26, 26), и утвердивший то словом, сказал также: вы видели Меня алчущаго, и не напитали; и далее: понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе (Мф 25, 45). Для сего таинственнаго Тела нужны не покровы, а чистая душа; члены же Христовы, то есть нищие, имеют великую нужду в нашем попечении. Научимся быть любомудрыми и почитать Христа, как Сам Он того хочет. Почитаемому приятнее всего та честь, которой он сам желает, а не та, которую мы признаем лучшею. И ап. Петр думал почтить Господа, не допуская Ему умыть ноги; однако же, это было не почтение, а нечто тому противное. Поэтому и ты почитай Его тою честию, какую Сам Он заповедал, то-есть истощай богатство свое на бедных. Богу нужны не золотые сосуды, но золотые души. Говоря сие, не запрещаю делать богатые вклады: требую только, чтобы вы вместе с вкладами и даже прежде оных творили милостыню… Что пользы, если трапеза Христова полна золотых сосудов, а Сам Христос томится гладом? Сперва напитай Его алчущаго, а потом остальное употреби на украшение трапезы Его. Ты делаешь золотую чашу, и не даешь чаши студеной воды! Что пользы устроить для трапезы златотканные покровы, а Христу не дать и нужнаго для прикрытия? Какой плод от того?»
Этими словами Святителя Иоанна Златоустаго и закончим с вами беседу.
Как мы все слышали от Св. Иоанна, что не те богатые, которые имеют деньги и роскошно живут, ибо это богатство земное и останется здесь, на земле, но воистину богатые те, которые имеют Благодать Святаго Духа, ибо такое богатство вечное и никогда не отъимется у имущаго – вот такого богатства я желаю всем вам, дорогие паломники, себе и всему Русскому народу! Ныне, когда нашу Родину опутали темные адские силы и всеми силами стараются уничтожить Свет Христов – Православную Церковь или подменить Его экуменизмом – этой всеересью, то мы с вами обязаны стать «светом мира» и «солью земли» - жить во Христе и не изгонять Его грехами своими из своих жилищ и своей жизни, ибо когда мы грешим и не каемся, то Христос уходит от нас, а на Его место заступает другой – диавол. И если наше общество на глазах духовно разлагается, то не хватает соли, чтобы не гнило. А соль – это истинный Христианин, живущий во Христе и Его Церковью.
Последуем же спасительному руководству Церкви Православной. Она создала нашу народную мудрость, она укрепила наш народ среди минувших скорбей и испытаний, воспитала миллионы добрых Православных Христиан, а также полки Русских Святых, которые день и ночь молятся о нас. Будем же и мы усердными чадами Церкви, как были наши предки.
И когда возсияет ярко Свет Христов на Руси, то все еретики, сатанисты, сектанты всех мастей, как тараканы разбегутся по щелям от Этого Света, ибо Свет Христов просвещает всех, желающих Этого Света, и попаляет всех врагов Христа м Его Церкви Православной. Буди! Буди! Господи!
Простите за всё. Прошу Св. ваших молитв. Бог даст, беседу нашу продолжим.
С любовию о Христе, нед. Иером. Николай.
Святая Гора Афон
Фото Андрея Печерского
Фото Андрея Печерского