Внимательное и, что очень важно, непредвзятое рассмотрение деятельности Императора Николая Александровича позволяет прийти к выводу о наличии у Государя стратегических замыслов в развитии страны, которые проводились в жизнь последовательно, с характерной для него внутренней настойчивостью и самостоятельностью. В отличие от своего отца он не стремился к проявлению внешней, властной решительности, что порождало принципиально неверные суждения о слабости, непонимании и так далее, а порой становилось отправной точкой, неким основанием для сознательной, злобной клеветы. Сам же о себе Государь свидетельствует: "Я люблю слушать разные мнения и не отвергаю сразу того, что мне говорят, хотя бы мне было очень больно слышать суждения, разбивающие лучшие мечты всей моей жизни, но верьте мне, что я не приму решения, с которым не мирится моя совесть".
Все основные вехи как внешней, так и внутренней политики были поставлены самим Государем: во внешней политике - проведение в жизнь "большой азиатской программы" при всемерном охранении мира в Европе. Еще в 1898 году он обратился к правительствам Европы с предложением о созыве конференции для обсуждения наиболее эффективных методов обеспечения сохранения всеобщего мира и установления пределов в отношении роста вооружений. Вследствие этого обращения состоялись Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 годов, решения которых в значительном объеме действительны по сей день.
Во внутренней политике - вопрос крестьянского землевладения, развитие сельского хозяйства, транспорта, хозяйственные реформы, развитие армии и флота и пр.
Принципиальные, существенные изменения в устройстве русского государства после реформ 1905-07 гг. также не были лишь следствием революционных потрясений, а явились сознательным выражением воли Государя к участию общества в управлении страной. Император Николай Александрович ясно понимал недостаточность представительного образа правления и одновременно не питал иллюзий относительно настроений общества. В разговоре с Витте (1905 г.) он сказал: "Я отлично понимаю, что создаю себе не помощника, а врага, но утешаю себя мыслью, что мне удастся воспитать государственную силу, которая окажется полезной для того, чтобы в будущем обеспечить России путь спокойного развития, без резкого нарушения тех устоев, на которых она жила столько времени".За двадцать три года правления Николая II население империи увеличилось на 40 %, наряду с естественным приростом заметно повысился общий уровень благосостояния. Благодаря росту сельскохозяйственного производства, развитию путей сообщения, целесообразной поставке продовольственной помощи, "голодные годы" в начале XX века уже отошли в прошлое. Урожай хлебных злаков (ржи, пшеницы и ячменя) удвоился, так же как и количество мануфактуры, приходящейся на голову населения. Вклады в государственных сберегательных кассах возросли с 1894-го до 1913 года почти в 7 раз.
С начала царствования государственный бюджет возрос в 2 раза, имел всегда положительный характер, и, что немаловажно, возрастал без введения новых налогов, без повышения старых, отражая рост народного хозяйства. Золотой запас госбанка за 10 лет, с 1894 по 1914-й возрос в 2, 5 раза.
О росте народного образования свидетельствуют следующие цифры: к 1914 году расходы государства, земства и городов на народное образование составили 300 млн. рублей (в начале царствования - около 40 млн.). Хозяйственная самодеятельность широких масс выразилась в беспримерно быстром развитии кооперации, число потребительских обществ возросло в десятки раз.
Итак, в годы царствования императора Николая II Россия достигла еще невиданного в ней уровня материального преуспевания... Происходящую в России перемену отмечали иностранцы. В конце 1913 г. редактор "Economist Europeen" Эдмон Тэри произвел по поручению двух французских министров обследование русского хозяйства. Отмечая поразительные успехи во всех областях, Тэри заключил: "Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 год идти так же, как они шли с 1900 по 1912-й, Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении".
Особое место в деятельности Государя занимало попечение о Церкви.Последний Император России относился к Православной Церкви с сыновней заботой. За время его царствования число приходских Церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, открыто было более 250 новых монастырей. Император сам участвовал в закладке и освящении новых храмов, жертвовал на их созидание личные средства. Государь часто посещал святые места, глубоко и искренне почитал святых угодников. В последнее царствование канонизовано было больше святых, чем за два столетия правления его предшественников, от Петра I до Александра III.
Итак, мы можем сказать, что активное развитие страны в годы правления Императора Николая Александровича не давало оснований для происшедших потрясений. Но, к сожалению существовали проблемы в изменении внутреннего строя русского общества. Распространение безбожия, идеалов общечеловеческих свобод, изменение традиционных представлений о значении власти самодержавной, нравственная распущенность - все это внутренне разрушало крепость русского общество, делало его готовым к революционной провокации.
Сегодня для нас становится все яснее, что события февраля 1917г., представляющиеся иной раз как череда случайностей, на самом деле были плодом постоянной антигосударственной деятельности высших слоев русского общества и радикальных партий. Все это явилось выражением как личного неприятия правления Государя, то есть непонимания Императора, прежде всего в христианских принципах жизни, правления, так и выражением отвержения самодержавного строя вообще.
Государь остался один, не нашлось ни одного властного твердого помощника, ни в Петербурге, ни в армии. Сам Царь - Мученик, пишет в своем дневнике скорбные и страшные слова, характеризующие это отступления: "Кругом измена, трусость и обман".
Принять решение было чрезвычайно затруднительно, особенно в условиях совершенно наглого давления, практически предательского плена, когда противостояние означало гражданскую войну, по уверению организаторов этого натиска. К такому решению Император приходит в максимальном молитвенном испытании христианской совести, в ночном бдении перед иконой Божией Матери.
Но истинное отречение совершил не Государь, а Россия, которая отреклась и отвернулась от него, и если перефразировать известное изречение о том, что каждый народ достоин своей власти, то здесь народ оказался недостоин своего Государя, что проявилось в восторженном приятии февральского переворота в городских массах. Однако, те самые люди, отчаянно боровшиеся за власть, оклеветавшие царя и самодержавие, приложившие все усилия к его отречению, в самом скором времени оказались свидетелями последствий своего безумия: распада армии, неспособности новой власти к управлению страной и, наконец, были сметены решительным натиском большевизма…
Чудовищное екатеринбургское преступление стало поворотным пунктом русской истории XX века, пошедшей по путям социальных катастроф и гибели культуры, беспрецедентных гонений на Церковь и страшных человеческих падений. Ответом русского общества на тяжелейшие испытания, принять которые пришлось ему в 20-е годы, был удивительный по силе и напряженности исповеднический порыв ко Христу. Переживание ужаса всенародной трагедии оказалось не в силах победить надежды на прорыв к свету, вдохновенной уверенности в том, что торжествующее зло преходяще, что за всем этим - светлое будущее, духовное очищение, обновление и возрождение.
С религиозно-нравственной точки зрения екатеринбургское убийство было безумной попыткой уничтожить то, что было дорого русскому народу на протяжении тысячелетней истории со времени принятия христианской веры. Нравственно опустошенный народ не смог найти в себе силы для противодействия натиску враждебных сил, для защиты своего Государя как Помазанника Божия и таким образом вольно или невольно фактически отрекся от дара, который он имел уже много веков, - от теократии как основы Государства.
Как бы ни сложились дальнейшие судьбы русского народа, он нравственно обязан покаяться в содеянном им или от его имени в 1917 году. Очень важно понять, что покаяние ни в коем случае не может быть заявлением политического характера, а должно быть настоящей христианской добродетелью, то есть глубоким обновлением, переменой своей жизни и воздаянием благодарной памяти замученным. Обновление означает, прежде всего, внесение нравственного начала во все слои нашей жизни - в устроении семьи, образования, экономики, нравственной ответственности власти, в осмыслении судеб России.
Такое обновление означает и нашу обязанность ко всё более глубокому рассмотрению нашей истории, рассмотрению умному, совершаемому с объективной трезвенностью, и в то же время с необходимым духом любовного к ней расположения.
Из выступления архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия