Село Аляухово Одинцовского района затерялось среди полей и лесов неподалеку от Звенигорода. Уже на подъезде к деревне засверкали на солнце купола рубленного по старинным технологиям деревянного храма. Среди сельских строений он смотрелся как сказочный былинный богатырь, преображая и украшая всю округу.
Освящал храм и служил в нем первую Божественную литургию викарий Святейшего Патриарха Кирилла архиепископ Истринский Арсений. Ему сослужили: протоиерей Алексий Гомонов, настоятель московского храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, и священник этого храма Геннадий Лапшин.
Вл. Арсений поздравил всех присутствующих с большим историческим событием. «Я надеюсь, – сказал владыка, – что, может быть, жители этой деревни по какой-то причине холодны и не расположены к Церкви, но сегодня у них появилась возможность увидеть тот свет, который будет исходить от этого храма, от молитв, которые будут произноситься здесь во время Божественной литургии.
Этот новый храм будет приписан к храму Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, что в Успенском переулке в Москве, где отец Алексий с братией совершает свое служение и свое спасение и ведут по этому пути многих наших сограждан, которые нашли в этом островке тот оазис, который не только живой водой питается, но и тем духом, который дает возможность оставить все пагубное мира сего и найти то благое, что приводит к жизни вечной.
В нашей жизни было так, что мы большей частью старшее поколение, которое родилось в советский период, воспитывалось на понятиях «Николай кровавый», «преступный царский режим». Мы никогда не говорили о том государственном строе, который повсеместно проводил тиранию в отношении своего народа, в отношении всех передовых людей, не только церковных, но из любых слоев населения. Это были военачальники, инженеры, ученые, профессора, все те, кто умел хорошо мыслить – все они были неугодны и опасны. Многие из них ушли тем путем всея земли, которым ушли и наши известные архиереи, священники, монашествующие и миряне. Они не только Бутовский полигон населили, но и многие другие места нашей Родины: Воркуту, Магадан, Соловки и многие другие. Поэтому не будем говорить о том, что случилось в прошлом.
Милость Божия, что мы на каком-то повороте своей жизни вспомнили о своем историческом прошлом и нашли в нем много хорошего и нужного, что было бы полезно всему нашему обществу. Наши предки жили при том императоре, который был силен не только духом и молитвою, но и
теми экономическими возможностями, которые питали не только Европу, но и заокеанские страны. Сегодня мы этого, к сожалению, не имеем. Почему-то все изменилось. И как бы мы себя ни хвалили, видно невооруженным взглядом, сколько приходится сегодня импортировать из других стран мира. Значит, не все у нас хорошо и благополучно. И поэтому каждый из нас, занимает ли он какое-то положение в обществе или простой человек, может своей мудростью и своей молитвой поучаствовать в укреплении и становлении государства.
И об этом мы должны всегда помнить. Политические лидеры приходят и уходят. А Церковь Христова при всех этих политических строях остается тем институтом, который хранит, оберегает и молитвенно защищает землю русскую и живущих на ней.
По милости Божией мы с вами в силу разных причин и в разное время стали чадами нашей Святой Церкви, которую исповедуем как нашу мать, как то святое, дорогое, которое мы бережем, храним в своем сердце и стараемся под ее сенью постоянно находиться.
Видимым знаком нашей Церкви, народа Божиего являются чудные православные храмы, которые украшают нашу землю, которые восстают из небытия и зиждутся не только в наших пределах, но и далеко за океанами появляются, потому что русский дух, русский человек не может себя по-другому проявить, если он не увидит того здания, которое говорит о его религии, о его принадлежности к тому народу, который много выстрадал, перенес, но остался верным тому великому призванию, имя которому – христианин.
Может быть, большее число наших со-отечественников не является активными религиозными людьми, которые ежевоскресный день посещают храмы Божии, но они являются теми нашими согражданами, которые свято хранят наши традиции крещения, венчания, отпевания, принятия святой воды в Крещенские дни, освящения пасхальных куличей и яиц.
Пускай светские люди говорят: «это только часть нашей традиции, нашей культуры, нашего духа». А если человек соблюдает традицию, то это говорит о том, что он принадлежит к Церкви.
В советское время Святейший Патриарх Алексий рассказывал мне такой случай. Когда в Комсомольске-на-Амуре появилась группа людей, которые стали свято исполнять церковные законы, собираться в каком-то доме для молитвы, они очень хотели, чтобы у них появилась церковь. И когда будучи управляющим делами митрополит Таллинский и Эстонский Алексий поставил вопрос перед советом по делам религий о том, что надо разрешить этот вопрос, то ему ответили: «Вы же представляете, это Комсомольск-на-Амуре, как же там может быть церковь? Это было в 60-е годы прошлого века. Сегодня в Комсомольске-на-Амуре уже пять церквей.
Люди, которые жили в Петропавловске- Камчатском, на Магадане тоже собирались в домах для совместной молитвы. И когда они поставили вопрос о храме – был такой ответ: пусть в Хабаровск слетают, там в храме помолятся! А это ведь не расстояние от Москвы до Домодедова.
Мы же сегодня добровольно идем ко всем, кто хочет познать Христа. Может быть, появление на любой улице города или села церковного деятеля не всегда встречают положительно. Всем хочется взаимности – ты мне, я тебе. И никто из нас не подумал, а что я Богу дал? Что я ему посвятил, чтобы я мог укорять Его, требовать, чтобы Он мне за свечу дал то или иное?
Ваша община, по-видимому, не относится к этой категории наших сограждан, которые с Богом и Церковью работают на бартере. А работают для спасения своей души и для блага других…
И я благодарен вам, отец Алексий, за то, что вы проповедуете истину Божию не корысти ради, а по Духу. Желаю вам такого же искреннего слова, той же огнеметности, того же энтузиазма, с которым вы проповедовали все эти годы в своем служении Церкви и Отечеству»...
Приписной храм в деревне Аляухово был посвящен святым Царственным страстотерпцам, видимо, не случайно. Как рассказал отец Алексий, в поисках места для храма он объездил все Подмосковье. И по совету игумена Саввино-Сторожевского монастыря архимандрита Саввы он приехал и в эту деревню. Первый же человек, с которым он повстречался – был отставной военный, брат Николай. Войдя к нему в дом, батюшка увидел на стене портрет императора Николая II во весь рост. И тогда Николай поведал отцу Алексию о своей заветной мечте – построить храм во имя св. царственных мучеников и предложил отдать под это строительство свой земельный участок…
Но мне думается – это не единственная причина посвящения этого храма св. Царственным страстотерпцам. В храме Успения Пресвятой Богородицы, где служит отец Алексий, каждый вторник читается акафист св. Царственным мученикам.
Кстати, этот уголок Подмосковья хранит память многих исторических событий, связанных с царским родом. Неоднократно посещали русские императоры Саввино-Сторожевский монастырь, неподалеку в городе Павловская Слобода также находится выстроенный несколько лет тому назад храм во имя св. Царственных страстотерпцев. Совсем неподалеку, в получасе езды, в деревне Лужки в храме св. Первоверховных апостолов Петра и Павла в начале 2000-х годов было явление священнику и прихожанам иконы Державной Божией Матери.
Оказалось, что этот храм был в свое время подворьем Чудова монастыря, который был разрушен в Кремле после революции.
Ничего случайного в нашей жизни не бывает. Прославление царской семьи долгими десятилетиями безбожия зрело в сознании русского народа. И в 2000 году это знаменательное событие произошло. Последний император российский Николай II с семьей были прославлены в воссозданном из небытия Храме Христа Спасителя. Почитание святых Царственных мучеников и державной иконы Божией Матери с каждым годом приобретает в возрождающейся России все большую силу и дает нам всем надежду на неминуемую победу нашей православной веры.
Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
Фоторепортаж автора
и Виктора Рыжко