Добавлено: 12.11.2024

От преподобного Сергия Радонежского до архимандрита Кирилла (Павлова)

9 октября в здании Московской духовной академии прошёл вечер, посвящённый 105-летию со дня рождения архимандрита Кирилла (Павлова)

Более полувека отец Кирилл отдал служению Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, батюшка и родился в день преподобного Сергия Радонежского, 8 октября. А 9 октября он праздновал свои малые именины по имени, полученном при крещении в честь апостола любви — евангелиста Иоанна Богослова.

Предваряла эту встречу панихида, которая при великом стечении народа была отслужена на могиле отца Кирилла в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Зал МДА был полон, люди шли послушать священников и мирян, которые так или иначе соприкасались с отцом Кириллом, ощутили на себе силу его молитвы, почувствовали благодать послушания у этого удивительного старца нашего времени. Вечер вели духовные чада отца Кирилла — игумен Киприан (Ященко), клирик Покровского храма МДА и игумен Аверкий (Лопатюк), настоятель Спасо-Вифанского монастыря.

О старце Кирилле (Павлове), духовнике трёх патриархов, говорили как о некоем объединяющем начале в то время, когда мы наблюдаем атомизацию общества. Архимандрит Алипий (Кастальский-Бородин), насельник Троице-Сергиевой Лавры, главный редактор Патриаршего издательско-полиграфического центра Троице-Сергиевой Лавры, настоятель Георгиевского храма в Абрамцеве (подворья Троице-Сергиевой Лавры) рассказал несколько случаев, как благодать старца действовала на людей так, что они приходили в величайшее раскаяние в своих грехах, жизнь их кардинально менялась, они обращались к духовной жизни, к служению Богу.

О новой книге о лаврском духовнике старце Кирилле рассказал настоятель храма Преображения Господня в Звёздном городке, насельник Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Пафнутий (Фокин). В книгу с очень точным определением образа старца Кирилла — «Он выделялся своей незаметностью» — вошли воспоминания многих его духовных сподвижников. Отец Пафнутий уделил в этом издании внимание рассказу о семье старца Кирилла, а именно тому, что он не был сиротой, имел братьев и сестёр, бабушек и дедушек. «Он ушёл в монастырь, — говорил иеромонах Пафнутий, — не потому что не мог жить в миру, а потому что не мог жить без монастыря, без богообщения». Отметил он и то, что последний период жизни старца профессор МДА К. Е. Скурат называл молитвенным благоговейным молчанием, а это самый значимый период в жизни любого духовника.

На вечере были представлены фрагменты документальных фильмов о старце Кирилле: мы увидели великого подвижника простым человеком — отец Кирилл у себя на родине, в Лавре с прихожанами, в трапезной моет посуду…

Замечательно, что кинокамера запечатлела образ отца Кирилла и его наставления: «Любовь требует немалых жертв. Чем человек более жертвенен по отношению к ближнему, тем любовь бывает плодотворней… Христос своей жертвой подал пример нам… Воскресение Христово — торжество нашей христианской любви. Если мы облечёмся в эту христианскую любовь, будем приносить обильные плоды, любить друг друга, то покажем, что мы, действительно, являемся последователями Христовыми».

Игумен Сергий (Амуницин), духовник Сергиево-Посадской епархии, настоятель Спасского храма Пушкинского городского округа, выступая перед залом, вспоминал, как ещё в 1980-е годы искал духовника и пришёл в Лавру, к старцу Кириллу. Приобрести церковную литературу тогда было очень трудно, и отец Кирилл почувствовал, с какой нуждой пришёл к нему человек, сразу подал Евангелие, молитвослов, Псалтирь. И даже подарил календарь на 1984 год с видом Успенского собора города Владимира, с которым, как рассказывал игумен Сергий, в дальнейшем будет связано его служение. Он также говорил о том, что отец Кирилл наставлял, чтобы его духовные чада учили Евангелие наизусть. Сам старец мог по памяти читать Евангелие, апостольские послания, акафисты.

Отец Сергий рассказывал, как старец Кирилл принимал своих чад, как посещал места, где они служили, как не любил он мирской славы, суеты и вокруг себя создавал такое же пространство молитвенной тишины. «Мы и сегодня подходим к его могилке, — говорил отец Сергий, — и просим: батюшка, благослови!»

«Братья Лавры, семинаристы, иконописцы посещали чтения отца Кирилла. Он сам читал, когда ему было уже за 80 лет, не показывая своих немощей, чтобы церковная молодёжь напитывалась словами Священного Писания», — рассказывал на вечере игумен Иннокентий (Николаев), скитоначальник Сергиевского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Вспоминал отец Иннокентий и о том, как братия приходила в больницу к отцу Кириллу, как он, едва придя в сознание, старался благословить каждого, передать гостинец через келейницу. Всё движение его души и мысли, как говорил о. Иннокентий, было направлено на то, чтобы послужить ближнему. Вспоминал игумен Иннокентий случай, когда священник Афанасий обратился к отцу Кириллу: «Батюшка, я хочу быть там, где и ты». А отец Кирилл ответил ему: «По вере твоей да будет тебе».

«Отец Кирилл относится к плеяде духоносных отцов, которых Господь даровал нам на перекрестье времён, когда безбожие болезненно проходило через войну и болезни. И эти люди явились, чтобы вдохнуть в нас духовную жизнь, протолкнуть нас в нынешнее время, когда можно открыто молиться», — говорил в своём выступлении иерей Николай Кравченко, клирик подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при храме Воскресения Христова.

Майор Кравченко командовал разведвзводом спецназа ВДВ, прошёл Афганистан, Сумгаит, Абхазию, Чечню. Его знакомство со старцем Кириллом произошло, когда он ещё служил офицером разведки. Приехал в Лавру передать посылку, много слышал, что здесь живёт старец Кирилл. Переночевав в храме в Страстную седмицу, вышел рано утром на улицу и увидел монаха. Спросил его, как найти старца Кирилла. Тот ответил: «Старик Кирилл есть, а старца не знаю. Ты военный? Пойдём со мной». И офицер разведки безоговорочно пошёл за монахом. Зайдя в Троицкий храм, отец Кирилл вынес елей и помазал руки майору Кравченко:

«Чтобы ты держал оружие на спасение других людей. Никого не обижай. Ни на кого не ропщи».

В то время, как рассказал отец Николай, у него было предписание ехать в Югославию. Но отец Кирилл сказал: «Нет, туда не поедешь». Позже выяснилось, что это предписание снято, начались события на Северном Кавказе.

Отец Николай рассказал о таком эпизоде, произошедшем в переломное в его судьбе время. Старец Кирилл просил его никуда не уезжать из Лавры. Но он уехал в воинскую часть, впервые ослушался старца. В Грозном его ранило. Отец Николай вспоминал, как вернулся в Лавру, подошёл к двери келии старца Кирилла и не мог осмелиться постучать. «Ну что стоишь, заходи давай», — услышал он из-за двери. Уже в келии отец Кирилл произнёс: «Тебя военного убили. Теперь ты священник. Живи здесь, готовься». На Вторую Чеченскую отец Николай поехал уже не с автоматом, а с крестом, многих солдат крестил перед боем, вёл духовную работу с ними.

Он убеждён, что духовность таких людей, как старец Кирилл, прошедших самую страшную в истории войну, была основана на страдании. Война очистила всё наносное в них, они вернулись другими. Продолжая эту мысль, хочется подчеркнуть, что наша страна 1945 года — это вовсе не страна 1920-х годов с её революционной борьбой со своим же народом. С войны вернулись люди, которые победили настоящего врага — фашизм, и создали для нас страну, и дали миру полвека мирного существования. И отец Кирилл (Павлов) — в первых рядах этих героев. Нынешним воинам важно брать пример именно с него. Тем более, что сегодняшняя война — в первую очередь информационная. А значит — духовная и просветительная работа в ней должна быть на первом месте.

Тему Великой Отечественной войны, говоря о своём духовном становлении в 1990-е годы, продолжил на прошедшем вечере Филипп Москвитин, известный русский художник, работающий в области монументального искусства, иконописи и исторической живописи.

Филипп Александрович вспоминал о том, как старец Кирилл благословил его писать иконы, но не оставлять и живопись. В этот вечер сцену торжественного зала МДА украшал портрет отца Кирилла работы Филиппа Москвитина. Этот образ стоит в ряду его портретов других фронтовиков, среди которых и портрет его родного деда, тоже участника Сталинградской битвы. Отец Кирилл дорог был художнику ещё и тем, что напоминал деда, был олицетворением эпохи героев на фоне страшной, предательской разрухи 1990-х. На эту встречу Филипп Москвитин привёз эскизы памятника архимандриту Кириллу, который, надеемся, будет установлен в Лавре.

О книге «Сталинградское Евангелие архимандрита Кирилла (Павлова)» говорила на этом вечере Ольга Каменева, к.п.н., председатель фонда «Медиапросвещение», основатель агентства «Святые online». В книгу вошло более сорока воспоминаний духовных чад батюшки. Работа над книгой продолжалась четыре года. Ольга Каменева подробно говорила о том, как создатели книги работали в архивах разных городов, нашли и изучили партийное дело отца Кирилла. Редактор книги снова напомнила историю о том, что солдат Иван Павлов дал обет Богу — если выживет на войне, станет священником. Поэтому он не мог вступить в партию, и ему пообещали, что в таком случае он пойдёт автоматчиком на танке. И он был готов к смерти, зная, что автоматчики не доживали до следующего боя. Но так сложилось, что Ивана определили писарем… В ближайшее время готовится II том книги, и О. Каменева пригласила всех желающих к участию в его создании.

Завершая эту торжественную встречу, игумен Киприан (Ященко) рассказал о том, как ему удалось по благословению архимандрита Кирилла положить начало таким масштабным проектам, как Рождественские чтения, которые проходят уже 35 лет; Высшие богословские курсы при Московской духовной академии, на которых более 20 тысяч мирян разных профессий получили дополнительное богословское образование; международный кинофестиваль «Лучезарный ангел», где за эти годы показано уже 20 тысяч фильмов. В планах игумена Киприана с соратниками — создать сеть киноклубов, кинотеатров для популяризации этих фильмов.

Нужно отметить, что и газета «Русь Державная» создавалась по благословению старца Кирилла, который направил на этот долгий путь и духовно окормлял главного редактора газеты Андрея Николаевича Печерского. Смею надеяться, что и сегодня не оставляет нас духоносный старец своим молитвенным заступничеством перед Богом.

От преподобного Сергия Радонежского до архимандрита Кирилла (Павлова) протянулась духовная нить русской истории. Главное — почувствовать свою причастность именно к духовной истории страны, народа нашего и не сойти с этого пути, которым Господь ведёт Россию и до конца времён не оставит.

Ирина УШАКОВА
от 09.12.2024 Раздел: Ноябрь 2024 Просмотров: 1831
Всего комментариев: 0
avatar