Появился я на свет Божий накануне Великой Отечественной войны. Мать рассказывала: крестили после выхода из роддома в день Равноапостольных Мефодия и Кирилла - учителей Словенских. Наверное, поэтому с детских лет у меня тяга к слову письменному. По профессии я - военный журналист.
В середине девяностых состоялся договор о сотрудничестве между Православной Церковью и Федеральной пограничной службой, который подписали святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и генерал армии Андрей Николаев. В ту пору работал я в газете «Боевое знамя» корреспондентом, и мне поручили вести в ней страничку для воинов-христиан…
А нужно признать, что после смерти матери не ходил я в церковь. В то безбожное время был октябренком, пионером, комсомольцем, а позднее, уже на службе, стал коммунистом. Правда, Бога ощущал. Родители мои были людьми верующими. А отец, уходя на фронт, взял с собой Библию, с которой не расставался до своей гибели в 1944 году. И, наверное, молились за меня в Царстве Небесном мать и отец. Так как в критических ситуациях я чувствовал невидимую поддержку, которая помогала избегать беды. Офицером я стал в 28 лет, призвали с "гражданки". Стал замполитом в роте морской пехоты. И в первый день, беседуя со мной, замполит батальона, фронтовик майор Журмилов сказал мне:
- Придешь в роту, будь как священник. Умей терпеливо выслушать человека, как на исповеди. Конечно, политзанятия - важное средство воспитания, но человеку нужна вера для души.
Преподавал подчиненным коммунистическую мораль по должности, но всегда помнил наставления замполита-фронтовика о душе и вере. И поэтому большое внимание в воспитательной работе с моряками уделял истории Русского Государства, которая неотделима от веры православной…
И когда я встретился по делам редакции с настоятелем Храма Святого благоверного князя Александра Невского, то сразу почувствовал родственную душу. Благодаря протоиерею Сергию я вернулся в православие. И теперь стараюсь почаще посещать храм, а на воскресной службе бываю обязательно. Я потянулся к священнику отцу Сергию, бывшему моряку, водолазу-спецназовцу, особенно после того, как он мне рассказал о своем пути к Богу.
…В один из дней плановой учебной подготовки водолазы отрабатывали выход из подводной лодки через торпедный аппарат. Особых трудностей при соблюдении правил безопасности этот маневр не предвещал. Но случилось непредвиденное. Следующий за Сергием моряк поторопился, и сигнальный буй, который выбрасывается с выходом водолаза из торпедного аппарата, как сигнал о том, что все в порядке, каким-то образом оказался внизу, зацепился за крюк. Дернулся Сергей - фал перетянул дыхательный шланг. Прекратился доступ воздуха. Сложилась критическая ситуация, грозящая гибелью. И он взмолился: «Если Ты есть, Боже, не дай погибнуть!». Случилось чудо. Моряк вышел наружу. Сослуживцы после рассказывали, что был он белым, как простыня, и каким-то отрешенным от действительности. Проводили расследование происшествия водолазные специалисты. Ничего не определили. Зашли в тупик. Списали на … случайность. А он уверовал: Бог есть. Теперь путь поиска истины стал для него целенаправленным.
После увольнения в запас он мог продолжить учебу в вузе. Как отслуживший воин, имел право стать студентом вне конкурса. Собирал не раз документы. В последний момент что-то удерживало от этого шага.
Женился. Работал столяром-краснодеревщиком. Все шло хорошо, но не было покоя душе. Стал читать духовную литературу, прежде всего Жития Святых отцов. Все больше приближался к свету веры. Настал момент, когда Бог занял место в его сердце. В тридцать лет принял таинство святого крещения. Стал активным прихожанином Хабаровского Христорождественского собора, продолжая свое православное просвещение. Засиживался за церковными книгами до утра. Молодая жена стала проявлять недовольство. Пожаловалась на мужа матери. Теща оказалась мудрой женщиной и ответила дочери: «Раньше были верующими все. Неверующих считали за сумасшедших». Жена успокоилась, стала разделять взгляды мужа. В 25 лет крестилась. Внимательно слушала чтение о Житии Святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского… Вместе они и прозревали.
Затем случилось второе напоминание. Шел Сергей зимой берегом Тунгуски. Решил сократить путь по тонкому льду. Провалился на быстрине, попал в ледяной плен. Забарахтался, пытаясь выбраться, но тщетно. Ноги отяжелели, тянуло ко дну. А ведь был моряком, плавал неплохо. Вся жизнь перед глазами промелькнула в тот миг. Подумал: «Пришел мой час». И тогда он обратился к Николаю Чудотворцу, покровителю моряков, за помощью… С новой силой вспыхнула в сердце вера, появилась надежда. Ногам стало легко, они всплыли. Вспоминает отец Сергий:
- Стал перекатываться по тонкому льду. А лед за мной ломался и ломался. Спасся. Понял: моя жизнь принадлежит Богу. В 33 года, когда епископ Хризостом предложил принять сан дьякона, уже не раздумывал, согласился. Три года спустя, был рукоположен в сан священника и служил в Кафедральном соборе. Затем был назначен в Храм Александра Невского.
И вот уже более 12 лет отец Сергий, теперь уже протоиерей, является его настоятелем.
Шесть лет я являюсь прихожанином этого храма. И все это время отец Сергий является моим духовником, перед которым я облегчаю душу, открывая свои грехи. А в Храме Александра Невского всегда испытываю благодать Божию. Созданный в 1943 году, когда наступил перелом в Великой Отечественной войне, он является одним из самых почитаемых в Хабаровске. В нем отец Сергий несет прихожанам свет православия, вселяет в их души и сердца надежду на спасение, веру в Бога, любовь к нему. Несколько лет назад правящий архиерей, владыка Марк назначил протоиерея Сергия ответственным за взаимодействие с военнослужащими, окормлять воинов-христиан на территории Хабаровского края. Батюшка и до этого нес слово Божие служивым людям, выезжая в части с духовными беседами, осуществляя там таинство Святого Крещения, освящая казармы и бытовые помещения. Мне нередко доводилось быть в таких поездках. Особенно запомнились посещения пограничных застав. В наше трудное время, когда воины границы оказались в тяжелых условиях, им очень помогает Слово Божие, которое доносит им отец Сергий. После таких посещений на заставах число верующих увеличивается до 75-80 процентов. И, как правило, командование там, после встреч со священником, состоит в основном из православных христиан. А в Храме Александра Невского, небольшом по размерам, прибавляется число прихожан из военных. Молятся сегодня и матросы, и солдаты, прапорщики, мичманы и офицеры, у большинства из которых именно отец Сергий пробудил веру к Иисусу Христу. Посещают церковь Святого благоверного князя Александра Невского даже генералы, правда, в гражданской одежде. Батюшка часто говорит в своих проповедях и в духовных беседах с воинами:
- Нет больше чести для православного христианина-россиянина, чем умереть за Отчизну! Это богоугодное, святое дело.
И, не только словом устным пробивается к сердцам военнослужащих отец Сергий. Он активно сотрудничает с газетами «Суворовский натиск» и «Дальневосточный пограничник», под его редакцией выходит в свет газета Храма Александра Невского «Христолюбивое воинство Приамурья». Газеты со Словом Божиим многие воины предпочитают прочим - бездуховным.
Отец Сергий провожает всякий раз солдат и офицеров, отбывающих в командировку в Чечню. Благословение батюшки помогает им исполнять свой воинский долг.
Алексей Зачеса, г. Хабаровск