Добавлено: 23.09.2018

Отправная точка служения России

Из беседы с митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием


– Дорогой Владыка, недавно православный Воронеж и, я думаю, вся православная Российская земля, отмечала важное событие – принесение мощей прославленного пятнадцать лет назад праведного адмирала Ушакова. Поскольку наше общество остается в большинстве своем еще невоцерковленным, то газета «Русь Державная» видит свою задачу в освещении именно этого аспекта – отношения Церкви и общества. Адмирал Ушаков дает нам всем пример этого соработничества Церкви и общества. Хотелось бы, чтобы Вы поделились своими мыслями, связанными с этим.

– Праведный адмирал Фёдор Ушаков – уникальный в этом отношении пример для нас. Он жил в недалекое от нас время, когда уже зарождалось все то, что внутренне разъело Царскую Россию и привело к событиям 1917 года. Как человек образованный, мыслящий, очень тонкого духовного устройства, Фёдор Фёдорович не мог не замечать этих процессов. Его призванием была военная служба, и он жил и действовал, исполняя воинский устав. Но у него был еще и устав внутренний, о котором мы часто забываем – это, говоря светским языком, образование, совершенствование своего ума, сердца и души. Церковный человек определил бы его так: нельзя приступать к работе, планировать и начинать то или иное дело, пока не разберемся, в каком состоянии находится наша душа и не приведем ее в должный духовный порядок.

Пример Фёдора Фёдоровича Ушакова, как верующего человека, свидетельствует о том, что он не просто исполнял церковные обряды – он жил Евангелием, жил православной верой, заветами наших предков. Он общался с преподобным Серафимом Саровским и, конечно же, это общение не прошло для него бесследно. Он впитывал в себя все, что касалось образования и совершенствования души. Любовь праведного адмирала к подчиненным ему морякам и ко всем людям, забота о них – все это исходило из сердца, было следствием глубокого внутреннего убеждения. Он был высшим военным начальником, отдавал приказы, кого-то наказывал, кого-то поощрял; но при этом совершенно не имел тщеславия, высокомерия и надменности! Для таких полководцев как адмирал Ушаков или генералиссимус Суворов не было «маленьких» людей. Для них каждый человек был важен, значителен и достоин уважения. Отчего происходило такое отношение? Оттого, что они были верующими людьми и восприняли образ Христов в своем сердце. Это была отправная точка их служения России. Именно из источника глубокой, искренней веры проистекает готовность человека идти на подвиг. Не деньги определяют такую готовность.

Великие империи – и Римская, и Византийская – распались в то время, когда на их стороне воевали воины-наемники, т.е. профессиональная армия, защищавшая интересы императора за деньги, а не по зову сердца. У нас, в России, такого никогда не было. Наша армия была сильна духом, который исходил из любви к Отечеству, к вере своих предков, к своей семье. Высокий патриотизм, который делает человека способным жертвовать собой ради спасения своей Отчизны, рождается из понимания того, что родная земля – не просто почва, которая может тебя накормить, это Родина – нечто живое, личностное. С молоком матери русский человек впитывал любовь к родному краю, на примере родителей учился должному отношению ко всему, что его окружало. И эта священная любовь к своей земле была основана на любви к Богу! Она питала, облагораживала душу человека – и люди были светлыми, дружелюбными, умели молиться, любить, радоваться друг другу… Не было антагонизма, не было проявления разлагающих элементов, которые появились в сознании наших солдат, когда их «распропагандировали» в Первую Мировую войну и призвали бунтовать и дезертировать. Люди потеряли веру и, как следствие, потеряли интерес к службе Государевой. Никогда ранее не было в российской армии таких печальных явлений.

Великий подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне был совершен на «духовной закваске» прежней, православной Руси. Необходимость спасения Родины от кровавых агрессоров всколыхнула забытые священные чувства – и нашим народом были явлены чудеса героизма, мужества, воинской и гражданской доблести до самопожертвования. Известны свидетельства аналитиков неприятеля, утверждавших, что Рейх никогда не сможет сломить, одолеть сопротивление русского народа: наши девушки были целомудренны, а мужчины относились к защите Отечества совсем по-другому, нежели немецкий солдат. Именно эта сила народного духа, основанная на Евангелии и благородном примере подвигов предков, позволила сокрушить армию, поставившую на колени всю Европу!

Пример той же силы духа являет нам жизнь святого адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова, который был прежде всего – православным христианином со своего рождения и до конца своей жизни. Праведный адмирал в своей жизни не потерпел поражения ни в одной морской баталии, не потерял ни одного корабля Российского флота, ни один его подчинённый не попал в плен!

Если же говорить о соработничестве государства и Церкви, то возникает вопрос: как понимать это соработничество? Если рассматривать его как поле для совместной работы – обнаруживается, что не до конца проработан регламент взаимоотношений религиозных организаций и государства. Государство должно обеспечивать такое положение, чтобы люди не притесняли друг друга по вероисповедному признаку. Это особенно важно понимать людям, которые занимают государственные посты, отвечают за политику образования и воспитания подрастающего поколения. Это очень тонкие, но важные аспекты: сохранение языка, развитие литературы, изобразительного искусства, кинематографа, театра. Помогая развиваться всем этим сферам, государство должно отсекать те отрицательные моменты, которые возникают, когда кто-то лоббирует свои собственные интересы.

Скажем, театр – он воспитывает человека, значит, его режиссеры и артисты должны так направлять свое искусство, чтобы оно возвышало людей над обыденностью, укрепляло бы духовные силы. Если зритель пришел на театральную постановку и оттуда вышел окрыленным, получил совет, как ему поступать в жизни – это прекрасно. Но если в нем пробудились какие-то низменные инстинкты, он вышел с настроением совершить злодеяние или искать «кайф», как сейчас модно говорить, – это уже не искусство, а совсем другое.
Необходимо, чтобы на законодательном уровне эти вопросы лучше продумывались и решались, чтобы у нас не могли проводиться в жизнь идеи, разлагающие человека: однополые браки, нравственное растление детей и так далее. Люди должны знать, что есть грех, а что есть добродетель; какой путь ведет к погибели, а какой ведет к жизни.

«Что такое хорошо и что такое плохо», – хороший вопрос был поставлен Маяковским! Дать на него верный ответ – задача, которую государство и Церковь могут и должны решать в соработничестве. От Церкви на данный момент ничего не зависит, потому что, к большому сожалению, Церковь не имеет законодательной инициативы, не может выйти в правовое поле с каким-то предложением, которое обрело бы статус государственного установления.

Церковь никогда не стремилась подчинить себе государство. За всю тысячелетнюю историю нашего православного русского государства такого никогда не было. Государство же часто подавляло Церковь, причем совершенно несправедливо. Но Церковь никогда не отвечала за это подавление озлоблением или местью, всегда воспитывала человека в любви к Отечеству, как бы трудно ни было, какой бы ни был в нем социальный строй. Даже в советский период открытых гонений Церковь всегда заботилась о том, чтобы страна была крепкой, воспитывая здравый смысл и честную душу в человеке, делая его сильным.

Как ополчения зарождались? Люди на себя накладывали многодневный пост, каялись, то есть примирялись с Богом, шла прежде всего духовная работа над очищением души и сердца человека от греха. Подкрепившись духовно, причастившись Святых Таин, они брали в руки кто что мог (в ополчении было примитивное снаряжение) и выступали против профессиональной армии, которая уже захватила Москву. Регулярные польские войска были обучены, имели опыт военных действий. Воеводы наши были замечательные, но в рядах ополчения были не солдаты, а ремесленники, крестьяне. И они победили – силой православного духа! Эту силу дал им Христос и его Православная Церковь.

Церковь всегда будет поддерживать государство, потому что нам заповедал об этом Иисус Христос, об этом говорил апостол Павел в своих посланиях. Не дело Церкви заниматься рассмотрением того, какой политический строй установился. Христос пришел на землю не в лучшие для израильского народа времена – гнет римлян, внутренний бурлящий котел политической жизни в Израиле… Но Христос ни одну политическую партию не поддержал, вовсе ничего не говорил об этом, не призывал народ к свержению римских правителей. Современники хотели бы видеть в нем царя: не Христа в духовном смысле этого слова, а царя-освободителя от захватчиков римлян, который обеспечит своему народу безбедную жизнь. Но Христос говорил о другом: о том, что внутри человека нужно созидать Царствие Божие, а все остальное приложится. Его наставления призывали человека обратить взор на свое сердце, а не на политические интриги... Слова Его действенны и живы, потому что именно чистота сердца и духа является определяющим фактором подлинного счастья человека и благоденствия общества, в котором мы живем.
2016, № 9
от 29.03.2024 Раздел: Сентябрь 2018 Просмотров: 790
Всего комментариев: 0
avatar