"...иностранные матросы провожали идущих на смертный бой русских. В порту гремели оркестры. На палубах в глубоком молчании выстроились команды английских, французских, итальянских моряков. У многих из них на глазах были слезы."
Как это было…
«Есть у подвига крылья», - писал когда-то замечательный русский религиозный философ и поэт Алексей Хомяков. Этими «крыльями» для построенного в 1899 году по заказу России в американской Филадельфии легковооруженного и легкобронированного корабля стал тот высокий подъем духа, который охватил весь его экипаж накануне великого испытания – от командира корабля капитана первого ранга Всеволода Федоровича Руднева до простого матроса, комендора, кочегара, баталера…
Как это нередко бывает, все началось с предательства. После вероломного нападения на русскую эскадру на рейде Порт-Артура японская военщина блокировала «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец», которые находились в это время в нейтральном порту Чемульпо (Инчхон). От властей порта японский контр-адмирал Уриу потребовал, чтобы русские корабли покинули рейд, иначе… И христианская Европа (там были ВМС целого ряда стран), испугавшись этого самурайского «иначе», предала русских – предложив им сдаться или выйти в море. Отвергнув первый путь как путь бесчестья В.Ф. Руднев и командир «Корейца» капитан второго ранга Г.П. Беляев, которому суждено будет пройти весь путь славы вместе со своим боевым собратом, решили дать бой японской эскадре.
Современники рассказывали, как провожали иностранные матросы идущих на смертный бой русских. В порту гремели оркестры. На палубах в глубоком молчании выстроились команды английских, французских, итальянских моряков. У многих из них на глазах были слезы. Возмущенные трусостью своего командования, они отдавали дань чести своим коллегам по тяжкой и опасной морской профессии. Спасибо вам, ребята, за эту человеческую солидарность!
Ничто не проходит безследно. Через годы, в 1919-ом, приняв участие в интервенции против России, французская эскадра в Одессе откажется стрелять в русских матросов (наш флот будет к этому времени потоплен в результате позорного Брестского мира), в солдат и рабочих и, взбунтовавшись, уйдет на Запад. Наверное, на примере «Варяга» и «Корейца» поняли они, с кем бы пришлось им иметь дело в бою…
А за внешним рейдом наши два корабля уже ждала целая японская эскадра. В ее составе были: один броненосец, пять легких крейсеров, восемь миноносцев. Силы были просто несопоставимы. Если главными калибрами на «Варяге» были 12 152 мм и почти столько же меньшего калибра орудий, которые в бою против бронированных японских кораблей можно было не принимать в расчет, а наша канонерская лодка имела лишь 2 203 мм пушки, то микадовская эскадра была оснащена гораздо мощнее."
Как пишет к нам в редакцию наш читатель из Оренбургской области Владимир Тренихин, неплохо изучивший историю этого подвига, японцы только за одну минуту (!) обрушивали на русских моряков свыше 200 тяжелых снарядов – только представить себе, сколько смертоносного металла устремилось на них в течение всего этого интенсивного часового боя! И все же русские моряки при попытке прорваться в Порт-Артур потопили один из миноносцев и нанесли повреждение двум японским крейсерам, причем, одному столь тяжкие, что он целый год находился на ремонте, т.е. фактически был выключен из Русско-Японской войны. Однако, из-за серьезных повреждений «Варяг» (получил 5 подводных пробоин, вышли из строя почти все орудия, 122 человека команды убито и ранено) вместе с «Корейцем», чтобы не допустить захвата уже фактически безоружных кораблей, был вынужден возвратиться на рейд Чемульпо. Экипажи взорвали «Кореец», потопили «Варяг» и через нейтральные порты возвратились в Россию. В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введен в строй под названием «Сойя». В 1916 году, в разгар Первой Мировой войны, по указанию Николая II (вот подлинная забота о престиже Отечества!) наше правительство выкупило у Японии свой героический корабль, и под прежним названием он был включен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года ушел на ремонт в Англию, где был захвачен «союзничками». В 1918 году в Ирландском море получил повреждение и затонул. На этом история славного корабля не закончилась. В 1954-55 гг. медалью «За отвагу» были награждены 50 оставшихся в живых моряков «Варяга» и «Корейца». А в последующие годы «Варягом» в честь своего предшественника был назван ракетный крейсер российского Тихоокеанского флота. Служба Отечеству продолжается.
Но история «Варяга» имеет не только боевую, но и как бы романтическую историю. О ней напомнил нам наш читатель Владимир Тренихин, о котором уже говорилось выше. Это – история широко известной в народе песни «Варяг». Ее народное происхождение стало для многих настолько несомненным, что изыскания на этот счет нашего автора могут кому-то показаться неожиданными. Дело в том, что слова этой песни сочинил … немец Рудольф Грейнц, восхищенный подвигом русских моряков. «А сама эта песня, – пишет В. Тренихин, – родилась как таковая 29 апреля 1904 года, когда в Зимнем Дворце Царь Николай II чествовал моряков «Варяга» и «Корейца». В частности, в своем обращении к героям он сказал: «Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов наших предков, отцов и дедов…» К этому времени на русскую версию стихов Е. Студенской композитор, оркестрант 12-го Астраханского полка А.С. Турищев написал музыку. Этой песней как раз торжественно и встречали тогда героев-моряков».
Далее в письме содержится предложение его автора опубликовать эту легендарную песню.
Редакция газеты «Русь Державная» идет навстречу этому пожеланию.
Итак:
Варяг
Наверх вы, товарищи, все по местам!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает.
Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
Наверх якоря поднимают.
Готовьтеся к бою! Орудия в ряд
На солнце зловеще сверкают.
Свистит, и гремит, и грохочет кругом,
Гром пушек, шипенье снарядов.
И стал наш безстрашный и гордый «Варяг»
Подобен кромешному аду.
В предсмертных мученьях трепещут тела,
Гром пушек, и дым, и стенанья…
И судно захвачено морем огня.
Настала минута прощанья.
Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
Кипящее море под нами!
Не думали мы еще с вами вчера,
Что нынче умрем под волнами.
Не скажут ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага,
Лишь волны морские прославят вовек
Геройскую гибель «Варяга».