Близ этой местности в XVI в. находились сельцо Кречкино (также именовалось Рычково) и деревня Сафатово, на той же речке Песочной, Московского уезда, Горетова стана. Около 1636 г. Роман Бобарыкин построил в Сафатово деревянную церковь в честь Воскресения Христова. В приходной книге Патриаршего Казенного Приказа за 7147 (1639) г. написано: «Церковь Воскресения Христова, да с приделами Покрова Богородицы, да Николы Чудотворца». Так стало Сафатово селом Воскресенским.
Патриарх Никон неоднократно останавливался в селе Воскресенском для отдыха по пути в Иверский монастырь и каждый раз искренне восхищался красотою природы этих мест. Стал он думать о возведении здесь обители, и с этой целью в 1656 г. купил у Романа Бобарыкина село Воскресенское с деревнями и пустошами в вотчину Новгородского Иверского монастыря.
31 октября 1657 года была освящена теплая деревянная церковь во имя Воскресения Господня, с трапезною и прочими монастырскими службами.
В этот день Царь Алексей Михайлович и Святейший Патриарх Никон взошли на истринскую гору Елеон и водрузили Поклонный крест. Как было указано в надписи на Поклонном кресте XVII века, воспроизведенной и на восстановленном в 2006 году кресте, Царь Алексей Михайлович «дошел до горы Елеон и нашел окрестности прекрасными, как Иерусалим Небесный, поэтому назвал имя местности и строящемуся монастырю Новый Иерусалим». С этого момента и началось строительство не только монастыря, но и ландшафтной иконы палестинских христианских святынь, связанных с земной жизнью Христа. В соответствии с названием обители — Новый Иерусалим — и все места, прилежащие к ней, получили новые названия, перенесенные со святых палестинских мест. Гору, с которой царь обозревал местность монастыря, Патриарх назвал Елеоном, река Истра, окружающая монастырь, получила имя Иордана, прилежащие холмы именованы Фавором и Ермоном и т.п.
Именно в процессе строительства монастыря начали развиваться лежащие вблизи селения, доросшие в XVIII веке до города, который получил наименование Воскресенска, а затем (в 1930 году) стал именоваться Истрой. Уже в начале возведения Воскресенского собора (1658 год) в Новом Иерусалиме организуется производство кирпича, изразцов, создаются иконописная школа, кузница, столярная мастерская. В первой половине 1660-х годов налаживается литье колоколов. Из Иверского монастыря, основанного Патриархом Никоном на Валдае, переводятся опытные белорусские мастера, на выучку к которым поступают крестьянские дети из окрестных селений, а также пленные и беженцы, попавшие в Московию во время русско-польской войны. Все они получали в обители начальное образование и, каждый по своим склонностям, ремесло. Отроки несли и церковное послушание: были иподиаконами, певчими, чтецами. Это способствовало расцвету художественных ремесел в монастыре и обеспечило храмовое строительство специалистами разных профессий. Многие из отроков-сирот, которые прежде нищенствовали или скитались по дальним родственникам, выросли в Новом Иерусалиме в замечательных мастеров, оказавших большое влияние на русскую культуру, духовную поэзию и певческое искусство второй половины XVII века.
Шесть лет действительного патриаршества Никона были блестящею эпохою царствования Алексея Михайловича.
Как пишет священник Самуил Михайловский, Патриарх Никон принадлежит к числу тех немногих людей, которых Господь посылает народам в трудные моменты истории.
Клевета и наветы, сопровождавшие дела и поступки Патриарха Никона, патриота своей Родины, глубокого мыслителя, сыграли свою черную роль. В массовом сознании неправедные обвинения нашли определенный отклик. Легко было обвинить Патриарха Никона (ведь он не мог ответить из ссылки) во всех неудачах исправления книг.
Но есть промысл Божий. Промысл и в том, что благочестивого мученика уже при жизни сопровождали пророческие видения и чудеса. Ему было дано свыше исцелять болящих, утешать страждущих. Промысл и в том, что тысячи людей на коленях встречали, несмотря на запреты, Патриарха по дороге в ссылку, тысячи 15 лет спустя искали его благословения на последнем пути в любимый монастырь.
Патриарху при жизни был дан дар пророчества о судьбах России.
Свидетельства о чудесах на гробе Никона в Новом Иерусалиме, пусть на сегодня пустом, также дают нам вразумление о том, что молиться Никону, служить ему панихиды, прославлять его на земле, святой долг тех, кто почитает и преклоняется перед его памятью.
А уж в созданных им обителях, особенно в Новом Иерусалиме, где витает дух чудотворца, почитание Патриарха должно быть также естественно, как дыхание.
Сегодня понятия о том, что такое Русская Палестина, сильно искажены. Некий «Туристический кластер Русская Палестина» трактует это понятие расширительно, включая в него известные музеи, развлекательные комплексы.
Однако, все примазавшиеся к монастырю и Русской Палестине «инвесторы», иные благодетели, взявшие на себя смелость исказить замысел Святейшего Патриарха Никона и Святейшего Патриарха Кирилла, просто не могут понять, на что они «руку поднимают». Объясняем: на богоданный образ Святой Земли.
Этот образ расширялся. Так, И.В. Сталин, решив построить Истринское водохранилище, тем самым завершил икону Святой Земли, создав аналог Галилейского (Тивериадского) моря. Образ Святой Земли будет развиваться и пополняться, даже если для этого придется снести новоделы на месте исторических мест. Таков Божий промысл. И никто не сможет ему помешать. Как и почитание Патриарха Никона в народе, в местных преданиях не будут заслонены нынешними хулителями угодника Божия.
Еще в конце 50-х годов XIX века был объявлен открытый конкурс на памятник Тысячелетию России в городе Новгороде. Среди нескольких десятков проектов первой премии удостоился проект выпускника Академии художеств Михаила Осиповича Микешина. Памятник был открыт в 1862 году. Представлены все великие люди России и среди них — Святейший Патриарх Никон.
Жаль только, что в нашем родном городе память о его основателе никак не отмечена — нет ни памятника, ни названия улицы…
Хочется верить, что и в Истре будет установлен памятник Патриарху Никону — основателю нашего города.
Директор Историко-православного фонда «Русская Палестина»
Н.А. Колотий
Н.А. Колотий