Добавлено: 28.06.2020

Парад Победы 24 июня 1945 года

75 лет назад, 24 июня 1945 года, на Красной площади Москвы состоялся Парад Победы. Это был триумф народа-победителя, одержавшего победу над гитлеровской Германией, возглавлявшей объединенные силы Европы в Великой Отечественной войне.

Решение о проведении парада в честь победы над Германией было принято Верховным Главнокомандующим Иосифом Виссарионовичем Сталиным вскоре после Дня Победы — в середине мая 1945 г. Заместитель начальника Генерального штаба генерал армии С.М. Штеменко вспоминал: «Верховный Главнокомандующий приказал нам продумать и доложить ему наши соображения о параде в ознаменование победы над гитлеровской Германией, при этом указал: «Нужно подготовить и провести особый парад. Пусть в нем будут участвовать представители всех фронтов и всех родов войск…»

Парад Победы принимал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Командовал парадом Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский. Руководил всей организацией парада командующий Московского военного округа и начальник гарнизона Москвы генерал-полковник Павел Артемьевич Артемьев.

Для парада швейные фабрики Москвы и Подмосковья в рекордные сроки сшили парадное обмундирование тысячам фронтовиков. Специалисты художественно-производственных мастерских Большого театра подготовили парадные штандарты. Сотни орденских лент, которые венчали древки 360 боевых знамен, которые несли во главе сводных полков, также были изготовлены в мастерских Большого театра. Каждое знамя представляло воинскую часть или соединение, отличившееся в сражениях, а каждая из лент знаменовала коллективный подвиг, отмеченный боевым орденом. Большинство знамен были гвардейскими.
К 10 июня в столицу стали прибывать специальные поезда с участниками парада. Всего в параде участвовали 24 маршала, 249 генералов, 2536 офицеров, 31 116 рядовых, сержантов. К параду подготовили сотни единиц боевой техники. Тренировки проходили на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе. Солдаты и офицеры ежедневно тренировались по 6-7 часов. И всё это ради трех с половиной минут безукоризненного марша по Красной площади. Участники парада первыми в армии были награждены медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», учрежденной 9 мая 1945 г.

Утро 24 июня выдалось дождливым. Г. К. Жуков позже так вспоминал этот день:

«24 июня 1945 года я встал раньше обычного. Сразу же поглядел в окно, чтобы убедиться в правильности сообщения наших синоптиков, которые накануне предсказывали наутро пасмурную погоду и моросящий дождь. Как хотелось, чтобы на сей раз они ошиблись!

Но, увы, на этот раз погоду предсказали верно. Над Москвой было пасмурное небо, и моросил дождь. Позвонил командующему Военно-Воздушными Силами, который сказал, что на большей части аэродромов погода нелетная. Казалось, Парад Победы не пройдет так торжественно, как хотелось. Но нет! Москвичи в приподнятом настроении шли с оркестрами к району Красной площади, чтобы принять участие в демонстрации в тот исторический день. Их счастливые лица, масса лозунгов, транспарантов, песни создавали всеобщее ликующее настроение.

А те, кто не принимал участия в демонстрации на Красной площади, заполнили все тротуары. Радостное волнение и крики «ура» в честь победы над фашизмом объединяли их с демонстрантами и войсками. В этом единении чувствовались непреоборимая сила и могущество Страны Советов.

Без трех минут десять я был на коне у Спасских ворот».

Ровно в 10 часов, с боем кремлевских курантов, маршал Жуков на белом коне выехал на Красную площадь. В 10 часов 5 минут начался объезд войск. Великий маршал поочередно здоровался с воинами сводных полков и поздравлял участников Парада с победой над Германией. Войска отвечали могучим «Ура!» Объехав полки, Георгий Константинович поднялся на трибуну и поздравил вооруженные силы с победой. Затем прозвучал гимн СССР в исполнении 1400 военных музыкантов, громом прокатились 50 залпов артиллерийского салюта, и над площадью разнеслось троекратное русское «Ура!»

Поэт Алексей Сурков так сказал об этом:

«Ни серые низкие облака, обложившие с ночи московское небо, ни непрерывно падающий мелкий дождь не могли потушить солнечную радость этого величественного торжества.

Много величественных военных парадов было на Красной площади. Но такого парада, как сегодняшний, еще не видели древние стены Кремля.

И когда куранты Кремля торжественно пробили десять, когда на трибуну поднялся Верховный Главнокомандующий, когда показался в Спасских воротах гарцующий на белом коне маршал Жуков и справа — командующий парадом маршал Рокоссовский, вся площадь единой грудью выдохнула, как радостный вздох восторга, громовое перекатное «ура!».

Оно расплеснулось над площадью и пошло перекатываться по Москве от улицы к улице, от площади к площади. Радиоволны разнесли его по всей нашей необъятной Родине, по всему миру».

Торжественный марш воинов-победителей открыл командующий парадом Маршал Советского Союза Рокоссовский. За ним следовала группа юных барабанщиков, воспитанников 2-й Московской военно-музыкальной школы. За ними шли сводные полки фронтов в том порядке, в каком они были расположены во время Великой Отечественной войны, с севера на юг. Первым шёл полк Карельского фронта, затем Ленинградского, 1-го Прибалтийского, 3-го Белорусского, 2-го Белорусского, 1-го Белорусского (в нём была группа воинов Войска Польского), 1-го Украинского, 4-го Украинского, 2-го Украинского и 3-го Украинского фронтов. Замыкал торжественное шествие сводный полк Военно-морского флота.

Движение войск сопровождал огромный оркестр численностью 1400 человек. Каждый сводный полк проходит под свой боевой марш почти без пауз. Затем оркестр смолк, и в тишине забили 80 барабанов. Появилась группа солдат, которые несли 200 опущенных знамён и штандартов разгромленных немецких войск. Они бросили знамена на деревянные помосты у Мавзолея. Трибуны взорвались аплодисментами.

Из воспоминаний генерала армии С. М. Штеменко:
«Торжественный марш сводные полки совершают в том порядке, в каком располагались наши фронты с севера на юг. Первым идет полк Карельского фронта. Впереди — маршал К.А. Мерецков. За ним — Ленинградский во главе с маршалом Л.А. Говоровым. Далее — полк 1-го Прибалтийского фронта. Возглавлял его колонну генерал армии И. X. Баграмян. Перед сводным полком 3-го Белорусского фронта шел маршал А.М. Василевский. Полк 2-го Белорусского фронта вел генерал-полковник К.П. Трубников, заместитель маршала Рокоссовского, полк 1-го Белорусского — генерал-лейтенант И. П. Рослый, а впереди шел заместитель командующего фронтом генерал армии В. Д. Соколовский.

Затем следовал полк 1-го Украинского фронта во главе с маршалом И.С. Коневым. Фронтовое знамя нес трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин.
Полк 4-го Украинского фронта вел генерал армии А. И. Еременко. За ним следовал 2-й Украинский фронт со своим командующим маршалом Р. Я. Малиновским и, наконец, самый южный из фронтов — 3-й Украинский с маршалом Ф.И. Толбухиным впереди. А замыкали шествие сводных полков моряки, возглавляемые вице-адмиралом В. Г. Фадеевым.

Музыкант военного оркестра Р. Романов вспоминал:
«Взвилась волевая рука генерал-майора Чернецкого — капельмейстера сводного оркестра частей Московского гарнизона. И оживилась вся площадь от бодрящей музыки.

Менялись марши, а воины все шли, шли. Но вот и оркестр тоже пошел на перестроение. Остановился. 10 часов 55 минут.

Радио с площади передавало всему миру: «Минутная тишина. Вдруг начинают бить барабаны. Одни барабаны. Восемьдесят барабанов выстукивают сухую дробь. Бьют гулко, сильно. Их звуки заполняют всю площадь. Кажется, даже камни зданий гремят...»

А барабаны — впереди. Я бью дробь. Мне видно все. Я маленький левофланговый, стою так близко, что даже слышу, как стучат о деревянные помосты брошенные древки гитлеровских знамен.

Первым полетел личный штандарт Гитлера. Самый рослый солдат с силой бросил его к подножию Мавзолея, а за ним застучали по деревянным настилам древки всех остальных знамен».

Писатель Леонид Леонов так писал о том дне:
«Воины возвращаются в отчий дом. Столица, когда-то молча проводившая своих детей на тяжкий бранный подвиг, теперь с песнями встречает их в своих предместьях... Хорошо возвращаться на родину с сознанием исполненного долга... Вы идете по улицам Москвы или среди необозримых колхозных раздолий, и ветер гонит вам в лицо благоуханье зацветающих полей. Птицы щебечут вам голосисто, как девушки перед покосом, а девушки, краше райских птиц, зовут вас в свои калитки. Ах, как хорошо нынче на этом самом земном шарике, товарищи! Женщины и малые ребята целуют ваши знамена и оружие, и вы сами рукоплещете им за хлеб и боевую сталь, которые так безотказно, в зной и в стужу добывали они фронтовикам.

Отечество не успело воздвигнуть триумфальных арок для встречи победителей или выбить на мраморных досках летопись выигранных сражений. Ничего, успеем, все впереди...»

Парад длился 2 часа под сильным дождем. Однако людей это не смутило и праздник не испортило. Играли оркестры, праздник продолжался. Поздно вечером начался праздничный салют. В 23 часа из 100 аэростатов, поднятых зенитчиками, залпами полетели 20 тыс. ракет. Так завершился этот великий день. 25 июня 1945 г. в Большом Кремлевском дворце состоялся прием в честь участников Парада Победы.

Как отметил российский президент Владимир Путин в своем письменном обращении, адресованном посетителям выставки «Парад Победы 24 июня 1945 года», открывшейся в Государственном историческом музее в канун 55-й годовщины Парада Победы: «Нам нельзя забывать об этом сильном параде. Историческая память — залог достойного будущего России. Мы должны перенять у героического поколения фронтовиков главное — привычку побеждать. Эта привычка очень нужна в нашей сегодняшней мирной жизни. Она поможет нынешнему поколению выстроить сильную, стабильную и процветающую Россию. Уверен, что дух Великой Победы будет хранить нашу Родину и впредь в новом, XXI веке».
от 23.04.2024 Раздел: Июнь 2020 Просмотров: 996
Всего комментариев: 0
avatar