Сюда, на Дальний Восток, Русь пришла, чтобы свидетельствовать другим народам о Пасхе, о Христе, о Его страданиях за весь человеческий род. И свидетельствовать о Его Победе над злом. Сейчас по всем долинам и взгорьям Приморья звучат пасхальные колокола. Плывет этот пасхальный колокольный звон, переливается с Приморья в Приамурье, плывет над Амуром и над Байкалом, разносится над Енисеем и Волгой, звучит над Доном и Днепром, достает до студеных волн Балтики. Тихоокеанская волна омывает наши берега, переходя в духовную пасхальную волну, которая мчится, омывая все наши города и селения. Солнце ликует пасхальное, и радость переливается и устремляется на запад сообщить счастливую весть: «Христос Воскресе!»
Митрополит Вениамин
(Пушкарь)
(Пушкарь)
Весеннее апрельское солнце над Тихим океаном. Утренние лучи разливаются розовой акварелью по синей воде. Раннее солнце в голубых горизонтах и на золотых куполах приморских церквей. Плывет над Океаном теплый свет, плывет над золотыми волнами бухты Золотой Рог. Утро раннее в океанской свежести и благоуханиях молодых верб и первых весенних цветов, желтых адонисов и одуванчиков. Ароматы апрельской тайги над заливом Петра Великого. Солнце бордовое раннее подымается в синее небо, становится желтым и золотым. Солнце играет, ликует, переливается радостным светом. Веселится солнце над землей и над родным нашим городом – богоспасаемым Владивостоком. Христос Воскресе! – возвестили в эту ночь у Океана Великого пасхальные колокола. Христос Воскресе! – раздался счастливый глас всех православных христиан с берегов тихоокеанских. Христос Воскресе! - возликовало все живое на земле и в небе. От берегов Тихого океана поплыл пасхальный колокольный звон над Россией, от восточных пределов Святой Руси воссиял солнечный свет над нашей Родиной.
Уже Пасхальное утро над бухтой Золотой Рог и проливом Босфор Восточный. А в Белокаменной только-только прозвучало радостное «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» День над Россией начинается с берегов Тихого океана.
…Со ступеней еще недостроенного Спасо-Преображенского собора видны мачты кораблей в бухте, сияющие в пасхальном солнце сине-зеленые волны Золотого Рога и просторного пролива Босфор Восточный с высокими сопками острова Русский на другом берегу. Спасо-Преображенский кафедральный собор всем своим видом, своими величественными стенами, куполами и крестами преображает все вокруг. Теперь даже саму площадь, которая начинается от ступеней собора, люди иногда именуют «Белой». Белая площадь – в честь Преображения Господня на горе Фаворской, когда даже одежды Спасителя убелились как снег Божественным светом.
В Москве, на берегу Москвы-реки ширится знаменитая Красная площадь, а во Владивостоке у бухты Золотой Рог – просторная площадь, которая, верим и надеемся, в недалеком будущем станет на всех городских картах именоваться Белой.
Владивосток – «Великий порт будущего» – так назвал этот град на полуострове Муравьева-Амурского святой Царь Мученик Николай, который еще будучи Цесаревичем, посетил и благословил наши места. Увидев Владивосток, Государь проникся мыслью о том, что здесь должен стоять величественный собор. В городе и во всем Русском Приморье ко времени визита Государя уже были построены церкви, но такого собора, который открывался бы с океанских вод и поражал бы своим величием все заходящие корабли, во Владивостоке не было.
Самую первую Пасху во Владивостоке встречали в 1862 году, через два года после основания военного поста на берегу бухты Золотой Рог почти в такой же весенний день как сегодня. Тогда в 1862 году это было 20 апреля по новому стилю. В нынешнем 2020 году Пасха 19 апреля.
Пасхальная Литургия в том далеком году прошла во флотском деревянном храме в честь Успения Божией Матери. Со временем храм несколько раз перестраивался, стал каменным собором, в котором даже пребывала доставленная из Киева во Владивосток в 1904 году Порт-Артурская икона Божией Матери. Успенский собор, не смотря на свой красивый вид и величественность, по масштабам не мог претендовать на подобие Собора Святой Софии в Константинополе. А ведь Владивосток виделся нашим православным царям, отцам-основателям и устроителям города Новым Константинополем, духовным и культурным началом великой православной миссии на Тихом океане, как когда-то Царьград, который явил себя источником православного просвещения и православной культуры на обширных просторах Средиземноморья, Причерноморья и землях нынешней Восточной Европы.
Новый русский град Владивосток у берегов бухты и пролива, носящих византийские имена, должен был иметь большой кафедральный собор, какой подобает иметь Новому Константинополю у Океана Великого. И такой собор был твердо намерен построить во Владивостоке святой Царь Мученик Николай, учредивший в 1899 году самостоятельную Владивостокскую епархию и Восточный институт, который стал готовить переводчиков с азиатских языков и даже православных миссионеров для просветительских трудов в близлежащих азиатских странах.
Уже в апреле 1900 года был опубликован призыв первого правящего архиерея Русского Приморья Высокопреосвященнейшего Владыки Евсевия (Никольского) жертвовать на строительство большого кафедрального собора во Владивостоке.
«Монаршею волею в 1899 году открыта на отдаленной окраине нашего обширного отечества Владивостокская епархия. Находясь на границе государства в составе с языческими, не просвещенными светом веры Христовой странами - Кореей, Китаем и Японией, посещаемая ежегодно многочисленными иностранцами-иноверцами молодая епархия таким положением призвана к особенной просветительской деятельности, к преимущественному пред другими епархиями распространению Православия и нераздельных с ним русских народных основ» – обращался ко всей Руси и русскому народу Владыка Евсевий.
Приведем еще отрывки из этого обращения Владыки Евсевия, опубликованного в газете «Приамурские ведомости» от 25 марта 1900 года. №326:
«…Известно, что ничто так благоприятно не способствует указанным целям, ничто так не поражает чувства иноверных и ничто так благотворно не действует на них, как обилие святых, благолепно украшенных храмов Божьих и благоговейное прославление в них святого имени Божия. Для удостоверения в этом достаточно вспомнить историю святого Равноапостольного князя Владимира, который вместе с народом своим вошел в ограду Святой Церкви, будучи восхищен велелепием храма Божия и совершавшегося в нем богослужения. <…> Во многих селах епархии уже воздвигнуты храмы, а ныне, с разрешения того, кто призвал к бытию Владивостокскую епархию - державного отца нашей Русской земли (Российского Императора Николая II – авт.), и по благословению Святейшего Синода, предпринимается сбор добровольных пожертвований на устройство в г. Владивостоке кафедрального собора, который соответствовал бы значению Православия на далекой окраине православной России <…> Боголюбивый русский народ искони ревновал о благоустройстве и благолепии храмов Божьих и, уделяя на них от щедрот своих, тем самым содействовал распространению славы имени Господня. Придите же и ныне на помощь в деле построения нового храма на далекой окраине русского царства! Последуйте всякому примеру благочестивейшего Государя нашего, не только соизволившего разрешить в России сбор на этот храм, но и благоволившего пожертвовать на построение его от своих царских щедрот 5 тысяч рублей. Не откажите уделить от своих достатков, кто сколько может…»
Из приведенных строк следует, что сам Государь Николай Александрович Романов поддержал всероссийский сбор пожертвований и сделал личный вклад на строительство большого кафедрального собора во Владивостоке. Также очевидно, что задуманный собор должен производить такое впечатление на азиатских соседей, как великолепный храм, описание богослужений в котором восхитили святого Равноапостольного Князя Владимира и он «вместе с народом своим вошел в ограду Святой Церкви». Мы помним, что тем восхитительным храмом была Святая София Константинопольская.
Строительству выдающегося кафедрального Собора на Тихом океане помешала Русско-японская война, последовавшие внутренние нестроения в России, а затем и начавшаяся Первая мировая война. Лишь через сто лет, в 2000-м году вновь начался сбор средств на строительство главного православного Собора России на Тихом океане. Тогда место для собора на берегу бухты Золотой Рог выбрал правящий Владивостокский архиерей Высокопреосвященнейший Владыка Вениамин (Пушкарь). Прибывший в 2000-м году с пастырским визитом во Владивосток Святейший Патриарх Алексий II утвердил и благословил выбранное Владыкой Вениамином место для возведения Собора. И лишь в 2018 году в год столетия мученической кончины Святой Царской Семьи, по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря), 11 сентября, в День Усекновения Главы Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, над строящимся собором были установлены купола и кресты.
Когда в далеком 1900-м году задумывали возведение большого собора во Владивостоке, то еще не знали, в чью честь будет освящен его престол. Владыка Вениамин (Пушкарь), который принялся воплощать давнюю идею строительства главного тихоокеанского храма России, благословил освятить в честь Преображения Господня…
Удивительно, что именно в столетие убиения Святой Царской Семьи вознеслись над бухтой Золотой Рог кресты и купола прекрасного собора, замыслу строительства которого покровительствовали Святые Царь Николай Александрович и Царица Александра Федоровна. Поистине, Спасо-Преображенский собор Владивостока может именоваться Царским…
Уже совсем немного осталось до завершения столь непростого пути в возведении Спасо-Преображенского Царского собора Владивостока. Верим и надеемся, что дождемся мы того дня, когда придет Победная Пасха и зазвучит звон пасхальных колоколов над Белой площадью Владивостока и над всем заливом Петра Великого.
Суровые времена переживаем мы сегодня. Нас пугают вирусами, какой-то заразой, войнами и всякими нестроениями. Однако в это чудесное пасхальное утро, взирая со ступеней недостроенного Спасо-Преображенского собора Владивостока на восходящее тихоокеанское солнце, мы с особым праздничным восторгом и надеждой внимаем произнесенным накануне словам Пасхального приветствия митрополита Вениамина (Пушкаря), которое Владыка направил своим духовным чадам:
«Здесь на Дальнем Востоке, на берегу Тихого океана мы первыми во всей Руси Великой встречаем эту пасхальную радость. Здесь у нас на востоке встает солнышко, и оно подымается выше и выше, освещает Сибирь, затем Уральские горы и затем всю нашу западную Россию. Отсюда взираем мы на нашу Родину и шлем ей пасхальные приветствия и поздравления. И шлем мы пасхальный привет нашей Белокаменной, всем окраинам Руси! И Белоруссии, Украине! Сюда, на Дальний Восток, Русь пришла, чтобы свидетельствовать другим народам о Пасхе, о Христе, о Его страданиях за весь человеческий род. И свидетельствовать о Его Победе над злом. Сейчас по всем долинам и взгорьям Приморья звучат пасхальные колокола. Плывет этот пасхальный колокольный звон, переливается с Приморья в Приамурье, плывет над Амуром и над Байкалом, разносится над Енисеем и Волгой, звучит над Доном и Днепром, достает до студеных волн Балтики. Тихоокеанская волна омывает наши берега, переходя в духовную пасхальную волну, которая мчится, омывая все наши города и селения. Солнце ликует пасхальное, и радость переливается и устремляется на запад сообщить счастливую весть: «Христос Воскресе!»… Как солнышко от берегов Тихого океана разгоняет тьму, так и духовное Солнышко, Господь наш Иисус Христос разгонит эту тьму, если только мы обратим свои сердца к Нему, откроем свои духовные глаза, чтобы увидеть этот свет Христов, разгоняющий тьму зла, ненависти. И расцветет духовный пасхальный день над Россией. Пасхальная радость сметет всякую заразу, всякую бациллу, которую насаждают, создают в этом мире. Да воскреснет Русь! И расточатся врази Ея! И да бежат от нас с Руси Святой всякие болезни, вирусы, а вместе с ними и те, которые надумали этот вирус, все враги России. Да очистится наша земля и наши сердца радостью пасхальной! Да будут наши сердца исполнены пасхальной радостью, как у преподобного Серафима Саровского, который каждого встречая в тамбовских лесах, взывал к нему: «Радость моя, почто печалишься? Нет причины печали - Христос Воскресе!»
И мы с берегов Тихого океана от стен Царского Спасо-Преображенского собора из Нового Царьграда, великого порта будущего у залива Петра Великого вслед за преподобным Серафимом Саровским и нашим духовным отцом старейшим Приморским архиереем митрополитом Вениамином (Пушкарем) восклицаем: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!»
Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»