Добавлено:

Побеждая мерзость запустения

Есть выражение: «Богом забытое место». Вероятно, именно так до недавнего времени можно было бы сказать и о селе Хуторы, что под Черкассами, в центре Украины.
 Судите сами. Хуторы – промышленная окраина Черкасс. А Черкассы, как говорили в советское время, «город химиков». Вся чащоба труб – и огромных и малых – источает яд над Хуторами. При этом в химическое покрывало, разброшенное над селом, многие годы вплетались ужасающие запахи, источаемые местной птицефабрикой - здесь был кошмарный рассадник мух, которые с весны до осени тучами кружили над Хуторами, ну точно, как в описании Египетских казней. Расположена в Хуторах и колония строгого режима, а это: высокие заборы, сети колючей проволоки, караульные вышки, топот сапог, тяжёлые стальные ворота. Дорога, ведущая из Черкасс в Хуторы, самая тряская, какую вообще себе можно представить: здесь будто только что прошли танковые бои. А кроме всего этого (казалось бы, куда уж!) каждые 10-15 минут Хуторы сотрясались от рёва самолётов: близок областной аэропорт… Когда-то, в 20-х годах ушедшего века, в Хуторах поселилось несколько семей сектантов – немцев-переселенцев. И с тех пор – наряду с насаждаемым властями атеизмом – укреплялась в Хуторах ересь. Храма православного здесь никогда не было. Но в 1995-м сельсовет выделил под размещение церкви освободившееся строение, в нём прежде располагался Красный уголок птицефабрики. Вскоре на новый приход был назначен 33-летний священник о. Олег (Капитонов).
 В 1998 г. епископ (ныне архиепископ) Черкасский и Каневский владыка Софроний благословил строительство нового храма. Теперь нижний предел уже завершён; он освящён, как и временный храм в приспособленном строении, в честь Рождества Иоанна Крестителя. А верхний, летний храм, строительство которого продолжается, будет освящён в честь Всех Святых в земле Черкасской просиявших. В их число входят и Новомученики Черкасские.

* * *

 Священный Синод УПЦ в 1997 г., а в 2000 г. Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ причислили к лику святых в числе новомучеников и исповедников Российских сто четырёх священнослужителей и мирян - Новомучеников Черкасских, засвидетельствовавших мученической смертью веру во Христа в 1937-38 гг. Позже канонизированы ещё 38 Новомучеников Черкасских.
 В тридцатые годы Черкассщина дала временный и ненадёжный приют многим изгнанникам. Для священников, отбывших к тому времени свою первую ссылку (3-5 и более лет), крупные города были закрыты. Сюда также ссылали монахов из киевских монастырей и скитов; поселялись здесь – как неблагонадёжные – священнослужители из западных приграничных областей. Поэтому к началу массовых репрессий на Черкасщине оказалось большое число священнослужителей. Они бедствовали, бродили по сёлам, требы совершали тайно: храмы были закрыты. После репрессий 1937-38 гг. на Черкасщине не осталось ни одного священника, все они были расстреляны или отправлены на Север, в Сибирь… Из многих и многих осуждённых вернулся из лагерей один-единственный священник. Это был схиархимандрит Аввакум (Старов, крещен Димитрием, первое имя в монашестве Досифей). Он последний настоятель последнего действовавшего монастыря на Черкасщине - Мошногорского Свято-Вознесенского. По свидетельству людей, знавших его, он был великим старцем, у которого было много духовных чад. О. Аввакум был прозорлив, знал, например, заранее, что в 1961 г. начнутся новые гонения на Церковь, что вновь будут разрушаться храмы и закрываться монастыри. А в его Мошногорском монастыре, по его благословению, и кошки цыплят выкармливали... Сейчас подготовлены документы к канонизации о. Аввакума…

* * *

 Строительство нового храма в Хуторах начиналось тяжело, как-будто некто злобный сопротивление оказывал. Только стали рыть котлован, неожиданно наткнулись на мощный кабель аэропорта. Кабель руководство аэропорта согласилось перенести. Потом котлован залило водой: по неизвестной причине в Хуторах вдруг резко поднялся уровень грунтовых вод. А прежде у людей в округе были глубокие сухие погреба. Иерей Олег счёл это за вразумление, строители на метр увеличили песчаную подушку, вложив в основание дополнительно тысячу кубов песка; теперь храм сух.
 «За эти годы, - рассказывает о. Олег, - жизнь хуторян заметно переменилась. И кресты одели, и на клиросе поют, и детей повели в церковно-приходскую школу. Школа открылась в нынешнем году. Это две группы деток – младшего и среднего возраста. Преподают учителя, которые прошли специальные курсы при епархии. В селе заметно улучшилась и экологическая обстановка. Дело не только в том, что масштабы производства снизились, а аэропорт фактически перестал работать. Мученики имеют великую благодать у Господа и являются небесными покровителями того места, где их прославляют. За каждой Литургией мы поминаем всех поименно, среди них уроженцы не только Черкасщины, не только Украины, но всей Руси…»
 У о. Олега и его матушки Ольги шесть детей: два сына и четыре дочери. Младшему 4 годика, старшей – 17 лет. Так что «малый храм» по нашим временам не так уж и мал. Родился о. Олег в г. Богульма в 1962-м; закончил в Самаре политехнический институт и по распределению (специальность инженер-радиомеханик) был направлен на Черкасский приборостроительный завод… Однажды, было ему тогда 27, семьёй отправились в отпуск к родственникам жены, священнику Калиннику и его матушке Валентине в Иркутск… «Жили на берегу Байкала в пос. Листвянка, - вспоминает о. Олег, - ходили в церковь Святителя Николая; в доме у батюшки было много духовной литературы, читали, разговаривали… И вот постепенно Господь призвал… В Черкассах владыка сначала благословил помогать в строительстве кафедрального собора. Потом благословил стать дьяконом. А в 1996 г. - на Сергия Радонежского – рукоположил в священника. И вот уже 7 лет я служу на этом приходе. Прихожане понимают, что я чистый русак; никаких недоразумений из-за языка у нас не было ни разу. За это время закончил Одесскую семинарию; владыка благословил поступать в Академию Троице-Сергиевой Лавры… Только не знаю, когда на подготовку к экзаменам будет время, стройка идёт…»
 Спрашиваю о. Олега о проблемах строительства. Главная, как водится, финансовая. Долги – под 10 тысяч гривен (около 60 тыс. руб.). Это при том, что многие организации стройматериалы дают безвозмездно, в качестве милостыньки, или по льготным ценам: бетон, арматуру, цемент, бутовый камень…
 «Очень охотно помогает новое руководство птицефабрики, - рассказывает о. Олег. - Директор птицефабрики – православный человек. На себя они берут наши транспортные расходы, электроэнергию, помогают и деньгами. Обладминстрация тоже не осталась в стороне. Это важно. Приближается 50-летие Черкасской области. А храм наш – в честь Всех Святых в земле Черкасской просиявших, поэтому все должны внести свою лепту в строительство. Предстоят ещё значительные затраты. Ведь храм большой. Высота надземной части – колокольни 37 м, самого храма – 27 м. Нижний предел уже практически завершён, в нём идут службы, совершаются таинства крещения, венчания…»
 Отец Олег не стал говорить о своём быте. Однако знакомые поведали, что живёт его семья в тесненькой двухкомнатной квартире; строительство дома только в планах. «Сначала, - говорит он, - нужно прославлять Бога, храм достроить...» А впереди в Хуторах новое церковное строительство. В колонии, в приспособленном помещении, уже несколько лет действует православный храм, освященный владыкой Софронием в честь мученицы Анастасии Узоразрешительницы. Отец Олег там служит раз в неделю. Теперь владыка благословил строительство нового храма, и руководство колонии выделило под строительство свободный участок.
 «Это очень удачный участок, - говорит о. Олег. – К храму, что очень важно, будет выход и из жилой зоны колонии, и из промышленной...»
 Все Святые в земле Черкасской просиявшие, молите Бога о нас!

Олег Слепынин
(Украина
)

Назад

от 26.12.2024 Раздел: Ноябрь 2003 Просмотров: 818
Всего комментариев: 0
avatar