Задумаемся:
«Почему я так редко, так случайно захожу в церковь?..
Каким мыслям я при этом следую?
А что если постараться сказать себе об этом правду?
Может быть, жизнь сможет измениться к лучшему?»
Существует набор распространенных приемов-мыслей, с помощью которых невидимый враг старается не допустить человека к Богу.
Прием одиннадцатый. «Я ТАКОЙ ГРЕШНЫЙ, КУДА МНЕ ЕЩЕ В ЦЕРКОВЬ?»
Представьте себе человека, который скажет: «Я такой грязный, куда мне еще в баню?»
А куда же тебе еще?
Вот только в церковь вам и надо, драгоценные грешники! Нагрешили с три короба – вот вам и не нужно ходить туда, где можно еще прибавлять грехов. Пора именно в церковь. Давно пора! Пора очищаться, омываться, набираться сил для борьбы с грехом, учиться, как это делать. Церковь – школа борьбы с грехом. А хуже греха ничего нет. От него – все беды, все слезы. Грех хуже смерти. Смерти никому из нас не избежать, а вот умирать с нераскаянными грехами – не приведи Господь. Уж больно тяжко будет потом. Пока есть возможность, пока еще не поздно – надо бежать в церковь, не откладывать ни дня.
Вот тут и подстерегает еще один прием.
Прием двенадцатый. «У МЕНЯ НЕТ ВРЕМЕНИ. МНЕ НЕКОГДА».
Если перевести эти слова на язык честный, то получится: «Я считаю, что у меня есть дела поважнее».
Но это не так. Более важного дела, чем спасение души, у нас нет.
Если же быть еще честнее, то придется признать, что мы, к сожалению, предпочитаем хождению в церковь не только дела, но даже их отсутствие.
Разве мы не уделяем часы и дни телевизору, интернету, чтению газет, телефонным разговорам? Мы ведь не отказываемся от этого, потому что на это нет времени. А это, может, не приносит никакой пользы.
Сколько у нас ежедневных не только безполезных, но даже вредных занятий: мы осуждаем, обсуждаем других людей, перемываем косточки начальству, от чего оно не становится лучше, а нам не прибавляется ни копейки зарплаты. Более того, мы духовно беднеем: набираем себе грехов, делаем более строгим к нам Суд Божий. Господь сказал: Не судите, да не судими будете (Мф.7,2).
А есть занятие, которое всегда меняет и жизнь, и нас самих к лучшему – это молитва.
Прием тринадцатый. «В ЦЕРКОВЬ ХОДИТЬ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ».
Само не получится.
Как и многое другое в жизни.
Представь себе: ты дня два рабочих пропустишь, придешь без бюллетеня, начальник тебя спросит:
– Почему вы не были на работе?
Ты скажешь в ответ:
– Не получается.
А он тебе – скорее всего:
– Пишите заявление об уходе.
И будет прав. Разве это работник?
Или, тем более, если воин скажет командиру:
– У меня не получается встать в строй, не получается выйти на боевое дежурство, не получается дать бой противнику…
Разве это воин?
Когда нас крестили, батюшки всех нас называли: воин Христа Бога. Почему? Потому что идет постоянная невидимая война. В крещении мы соединяемся со Христом, поступаем в Его воинство, одеваемся в свет, получаем от Бога духовное оружие, надеваем броню правды, доспехи Духа Святого, ограждаемся и вооружаемся крестом – оружием мира. Невидимый враг, от которого мы перед этим отреклись, непрестанно сражается с каждым из нас, всех до единого стремится обмануть и погубить навеки. И с этой войны никуда не убежишь, не дезертируешь: бесы – везде. Можно только попасть к ним в плен. Причем, не понимая этого, а даже, может быть, и радуясь этому. Потому что это плен духовный. Душа не всегда может ощущать, что она «не на месте». Если ты думаешь, что в этом – какое-то преувеличение, что можно «просто жить», не думая о душе, то это значит, что врагу удалось тебя обмануть.
Конечно, Господь хранит нас, ангелы оберегают, Церковь круглые сутки молится о всех своих чадах. Вместе с восходом солнца по всему земному шару, по всем православным храмам и монастырям движется Божественная литургия, идет непрерывная молитва. Но и сам не плошай. И ты старайся молиться вместе с Церковью за всех православных христиан. Это духовное единство называется соборностью. У нас Церковь соборная, как мы исповедуем в Символе веры. Это великая сила, неодолимая для врага.
Так что же стоит на самом деле за этими лукавыми словами: «не получается»?
То, что мы, значит, стали пленниками суеты.
Это род зависимости. Наркотик суеты нами обладает, нами управляет. В этой суете вроде бы всё наполнение нашей жизни, весь ее смысл, без нее вроде бы никак невозможно. Так и говорят: суета заела.
Мы просим Бога словами Псалтири: Отврати очи мои еже не видети суеты (Пс.118,37).
Защита от суеты – исполнение заповедей Божиих, правил Церкви. Церковная дисциплина помогает нам преодолеть все препятствия и хотя бы раз в неделю остановиться, прийти в себя, задуматься: для чего я живу? Так ли надо жить? Как?..
Прием четырнадцатый. «ЕЩЕ УСПЕЮ, НЕ СЕЙЧАС, ПОТОМ КАК-НИБУДЬ».
Если мы ходим в храм только тогда, когда у нас случается что-то неприятное, то получается, что мы у Бога просим скорбей. Мы словно бы говорим: «Господи, пока не дашь скорбей, я к Тебе не пойду».
Но лучше не ждать их.
Когда попадешь в житейскую яму, выбраться из нее бывает труднее, чем уберечься от нее.
Поэтому народ и говорит: «От греха – подальше».
Жизнь показывает, что хорошее дело лучше не откладывать. Лучше откладывать плохие дела. Можно не успеть сделать главное.
Родители, бывало, спрашивали:
– Батюшка, ребенок умер на тридцатый день жизни, некрещеный. Что можно для него сделать в Церкви?
– Ничего. Он не в Церкви. Если бы окрестили его на восьмой день, как положено, тогда можно было бы и отпевать, и поминать его в церковной молитве. За него молилась бы вся Церковь.
Прием пятнадцатый. «НО ЕСТЬ ВЕДЬ НЕ ТОЛЬКО ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ».
С помощью этого приема дьявол старается отвести нас от единственной истинной веры – православной, от единственной истинной Церкви, в которой мы уже, слава Богу, крещены, которая дает нам возможность спасения, в которой спаслись миллионы святых. Мы, увы, еще почти ничего толком не знаем о нашей вере, о нашей Церкви, об этом главном богатстве нашего народа – куда нам еще смотреть по сторонам? Мы словно бы никак не поступим в первый класс школы Православия, но стоим на ее пороге и думаем: «А какие есть еще другие учебные заведения, на других материках?..»
Лучше войдем в эту нашу родную школу. Ведь столько времени уже потеряно… Смиренно сядем за парту, как прилежные ученики. И начнем учиться. Внимая чутко всему, что здесь преподается. В этой школе веками учились наши предки. Уж сколько великих, умнейших людей: писателей, ученых, врачей, полководцев, с благоговением внимали этому знанию.
«Нас увлекает Запад, – писал святитель Феофан Затворник, – но на Западе уже заходит солнце правды, а мы, восточные, должны пребывать в свете, и не только сами освещаться, но и всем светить».
Еще святой равноапостольный великий князь Владимир – Красное Солнышко 1020 лет назад отправил послов в разные страны, чтобы они разузнали, где какая вера. И выбрал для нас, милостью Божией, веру православную. И наш народ тысячу лет прославляет святого князя Владимира за это величайшее благодеяние.
Поэтому враг рода человеческого больше всего и нападал, и нападает на наш православный народ. В том числе и с помощью всевозможных сект и лжеучений. Поэтому нашей стране, народу нашему, вообще православным христианам бывает трудно. Мы особенно ненавистны невидимому врагу и тем, кто ему служит.
Но нам и защита дана от Бога непобедимая – Святая Православная Вера. Христос Спаситель всегда помогал нам в истории и сейчас помогает. Матерь Божия от лет древних покрывает Своим Покровом особенно Россию. Наша страна издавна именуется Домом Пресвятой Богородицы. Ее называли еще Святой Русью. Святость – идеал нашего народа. Идеал, действительно, наивысочайший из тех, что могут быть у людей на земле. И у нас больше всего святых – людей, которые жили, поставив Бога и спасение души на первое место, которые не пожалели даже своей жизни ради верности Христу – как великое множество новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за Веру и Церковь на нашей земле совсем недавно, в советское время.
Прием шестнадцатый. «А ЧТО В ЦЕРКВИ ДЕЛАТЬ?»
У каждого православного в церкви дел очень много.
Входя в храм (лучше – до начала службы), перекрестись, поклонись Господу, Матери Божией, всем святым. Поставь свечи: за здравие – перед иконами и за упокой – на канун, перед Крестом Спасителя. Подай записки с именами крещеных православных христиан – о здравии, о упокоении.
Выбери место в храме. Постарайся понять, куда и к Кому пришел, Кто тебя слушает, Кто тебя видит, в том числе все твои мысли.
С самого начала службы мы слышим призыв: Миром Господу помолимся. То есть, внутренним миром, тишиной души. Постарайся умирить свои мысли и чувства. Ты пришел говорить с Самой любовью, с Богом. Не так давно почивший старец протоиерей Николай Гурьянов, который жил на острове под Псковом, говорил: «Какие вы счастливые, что вы верующие… Ласково разговаривайте с Господом, когда стоите на молитве».
Старайся ни с кем не беседовать – вслушиваться, вдумываться в то, что читают и поют. Со словами и песнопениями богослужения соединять свою мольбу, вливая ее в общую просьбу молящихся – от всея души и от всего помышления нашего, как призывает нас Святая Церковь.
Можно молиться и своими словами – о самом важном, самом сокровенном. У всех есть такие сердечные просьбы.
О чем мы говорим с Богом?
Прежде всего, мы Бога благодарим.
Вот для чего мы ходим в церковь – в первую очередь.
Мы постоянно пользуемся Его безчисленными благами: постоянно сокращается наше сердце, постоянно едим, видим, слышим, думаем, радуемся – живем. Постоянно живет весь мiр вокруг нас. Это всё совершает Живодавец Господь.
А что касается болезней и всяких бед, которые тоже совершаются в жизни, то это – не от Бога, это от нашей греховности и от дьявола.
Если бы не Господь, было бы неизмеримо больше горя. Мiр бы захлебнулся в нем.
Господь старается обратить всякое зло нам во благо. И мы можем Ему в этом способствовать, если не будем роптать, злиться, искать виноватых, унывать, а будем смиряться, каяться в своих грехах, терпеть, укрепляться в добре и благодарить Бога.
Никакое добро не бывает «само собой разумеющимся». Это всё – победа над злом в главной битве, которая и есть – жизнь.
«Слава Богу за всё», – сказал в конце своей жизни, среди скорбей, великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст.
Вторая наша просьба к Богу – о прощении грехов.
Все мы – грешные, один Господь только без греха. И только Он может нам прощать грехи, очищать наши души.
Третья просьба – о помощи Божией.
Без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15,5), – сказал Господь.
Все наши вопросы решаются прежде всего в Церкви: государственные, семейные, медицинские, педагогические, финансовые, военные...
Генералиссимус А.В.Суворов учил своих солдат:
«Молись Богу – от Него победа!»
У него не было ни одного поражения.
Мы ходим в церковь и просим помощи Божией не только для себя. Как и живем и всё делаем не только для себя, и не только своими силами. Мы молимся в церкви со всеми вместе о мире всего мiра. О Богохранимой стране нашей, о ее властях и воинстве. О своем городе или селе и верою живущих в них. О изобилии плодов земных. О плавающих в море, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных. О всех прежде почивших православных христианах.
Записки, которые мы подаем в церкви о здравии и упокоении, читаются в алтаре. На каждой литургии батюшка вынимает из просфор частички за живых и умерших. В конце литургии он погружает их во Святую Чашу с Телом и Кровью Христовыми и молится: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною. И тем, кого помянули, бывает великая польза.
Просфоры потом раздаются в храме верующим. Они вкушают их, приносят домой, разрезают и каждый день едят натощак по кусочку, запивая святой водой. И сами освящаются.
Иногда нам снятся люди умершие. Снам вообще верить не положено, разгадывать их – дело опасное. Невидимый враг и здесь может обмануть. Приснился живой человек – просто помолись о его здравии, приснился умерший – помолись за упокой. И будет им польза. Особенно – если помянуть в церкви.
Сами себе почившие уже помочь не могут – только на нас надеются. Поэтому, если к нам придет мысль: «А стоит ли идти в церковь? Что там делать?» – можно будет ей ответить: «Да хоть бы умерших помянуть». Уже одно это – большое дело. Для них это – как хлеб.
Люди приносят в церковь продукты (всё, кроме мяса) – милостыню, которая тоже усопшим на пользу.
Одна раба Божия недавно принесла к нам в храм и положила перед кануном пакет гречки. Помянуть родителей.
Потом смотрит – а пакета нет.
Она расстроилась: как же это так – в храме?
Ей советуют за свечным ящиком:
– А вы подайте заказную записку на литургию, это будет самый лучший помин.
Она так и сделала.
Через несколько дней приходит:
– Я вас пришла благодарить за ваш совет. Вы мне сказали подать записку, помянуть. Я подала. После этого мама покойница приснилась моей сестре. Такая веселая, довольная. Сестра у нее там спрашивает: «Что, мам, ты такая веселая?» А она отвечает: «А мне тут так хорошо. Меня тут хорошо одевают и кормят. Даже дают гречневую кашу».
На вопрос о том, насколько важно поминать на проскомидии живых и умерших, протоиерей Николай Гурьянов как-то сказал:
– Поминайте, поминайте. Сказано: В нюже меру мерите, возмерится вам (Мф.7,2). И меня помяните.
Иной раз можно услышать: «Оттуда (с того света) никто еще не приходил».
Но на самом деле и приходили, и приходят.
Протоиерей Сергий Лавров много лет был настоятелем храма Покрова Божией Матери села Игумново под Москвой. После финской войны в 1941 году, когда он уходил на фронт, его мать, Елизавета, вдова расстрелянного в 1937 году протоиерея Николая, дала ему кусок хлеба и сказала:
– Откуси. Придешь – и доешь.
Так она верила в то, что вымолит его. И его укрепила, словно бы дала вкусить этой веры.
Он вернулся в 1946 году майором связи – и доел.
Пятьдесят два года прослужил священником.
Когда его хоронили, матушка, Наталья Петровна, рассказывала, что за две недели до смерти он ей сказал:
– А ты знаешь, ко мне папа с мамой приходили.
– Что, приснились? – спросила она.
– Нет, так приходили. Сказали: «Ну, теперь пора к нам».
Помнится, когда мы, священники, читали над ним, как полагается, Евангелие, он лежал такой спокойный… Всё сделал: Родину защитил, трех дочерей вырастил, Богу послужил… И был подготовлен родителями к переходу в жизнь вечную.
Так заканчивают жизнь праведники. Царствие им Небесное!
Прием семнадцатый. «МОЖНО И ДОМА МОЛИТЬСЯ».
Не только можно, но и нужно.
Дома мы молимся каждый день по «Молитвослову», читаем прежде всего утренние и вечерние молитвы. Это наше домашнее молитвенное правило. А в субботу вечером, в воскресенье утром, в праздники и накануне их вечером, в любой день, когда душа пожелает, когда почувствует, что ей нужна помощь Божия, идем в храм. Церковная молитва сильнее, чем домашняя. Блаженная Матрона Анемнясевская, исповедница советского времени, говорила:
– Дома-то нужно триста раз поклониться, а в церкви-то – три раза.
Дома мы молимся сами, а в церкви – сообща, и эта молитва особенно угодна Богу. Господь сказал: Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф.18,20). В церкви с нами – Сам Господь.
Литургия в переводе на русский язык значит «общее дело».
У протестантов нет Богослужения. Нет поминовения усопших. У них и у католиков нет икон. Нет постов. А Господь опять же сказал в Евангелии: Сей род (бесовский) ничимже может изыти, токмо молитвою и постом (Мк.9,29). Вот он там и не выходит. Вот уже Западная Европа прямо считает себя «постхристианской».
У нас, слава Богу, всё это сохранено в неприкосновенности.
Только в Православной Церкви Таинство Тела и Крови Христовых совершается так, как его установил Сам Иисус Христос, Который сказал: Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин.6,54)…
Прием восемнадцатый. «ПОКА ЖИВЕМ, НАДО ЖИТЬ, А НЕ ДУМАТЬ О СМЕРТИ».
То, что Церковь больше думает о смерти, чем о жизни, это тоже дьявол выдумал. Он приговорил всех нас к вечной казни, от которой пришел избавить нас Христос Спаситель. А Церковь, основанная для этого Господом, думает и говорит не о смерти, а о вечной жизни.
Для верующего человека смерть тела – это не конец жизни. Душа продолжает жить и по разлучении с телом. Она переходит в другую жизнь, жизнь безсмертную. Значит, только жизнь в Церкви и может дать нам настоящую, нескончаемую, вечную жизнь, семена которой мы сеем здесь, на земле, во время этой нашей временной жизни.
А мы считаем, что суета, которая наполняет нашу нынешнюю жизнь, и есть ее смысл, и есть вся наша жизнь. Всё куда-то несемся… Куда?..
В будущей жизни уже не будем ни о чем об этом думать, переживать. Не будем жить по своей воле.
Если, не приведи Господь, в ад попадем, там нас точно никто не будет спрашивать, чего мы хотим. А если, дай Бог, в рай, – то там нам наша свобода будет не нужна, там мы не будем видеть в ней никакого счастья, потому что у нас будет неизмеримо большее, безграничное счастье – творить волю Божию.
Одна раба Божия, проживя эту жизнь и оглянувшись на всё прошедшее, сказала:
– Только и нужно было – ходить в церковь да делать добрые дела.
Преподобного Серафима Саровского, который еще в этой жизни побывал в раю и потом вернулся, спрашивали:
– Батюшка, все ведь люди грешные. Почему одни пойдут в рай, а другие – в ад? Какая между ними такая разница?
Преподобный ответил:
– Всё дело в решимости.
Решишься: «Что бы ни было, буду стараться не грешить. Буду в церковь ходить, буду Бога просить. Не будет получаться – буду каяться. И опять буду стараться жить от греха подальше». Такого грешника Господь помилует. А того, кто отвергает милость Божию, кто говорит: «Один раз живем, все равно помирать, бери от жизни всё, там всё равно страдать, так хоть здесь повеселиться», – такой сам уже всё решил, что ж с ним сделаешь? Господь, говорят, насильно не спасает.
Еще ни один человек не избежал смерти оттого, что старался о ней не думать.
Нужно готовиться к будущей жизни.
Нынешняя жизнь тогда и станет жизнью истинной, исполненной великого смысла и наибольшей – пасхальной – радости.
Потому мы и празднуем так торжественно наш главный и любимый русский праздник – ПАСХУ ХРИСТОВУ.
В эти самые радостные минуты года, в пасхальную ночь, в наших ликующих храмах мы восхваляем Воскресшего Господа, поправшего Своею смертию смерть, и во всей Вселенной звенят дивные слова Божественного Златоуста:
Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе: Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков. Аминь.
Священник Николай Булгаков