Добавлено:

Почему ты не ходишь в церковь?

Откровенный разговор о самом главном


Продолжение.
Начало в № 11, 2009 г. и № 4, 2010 г.

Задумаемся:
«Почему я так редко, так случайно захожу в церковь?..
Каким мыслям я при этом следую?
А что если постараться сказать себе об этом правду?
Может быть, жизнь сможет измениться к лучшему?»
Существует набор распространенных приемов-мыслей, с помощью которых невидимый враг старается не допустить человека к Богу.


Прием девятнадцатый. «НЕ ХОЖУ В ЦЕРКОВЬ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО МОДНО ».
Не так давно одна молодая женщина, юрист по профессии, сказала:
- Я не хочу креститься, потому что это мода такая.

- А почему же вы в узких брюках? Разве это не стало модным в последнее время? – пришлось спросить у нее. – А то, что делали люди у нас на Руси тысячу с лишним лет, вы считаете чем-то мимолетным и изменчивым?

Вы – юрист, ваша профессия построена на логике. И вот видите, она перестает действовать в духовных вопросах. Почему? Потому что в жизни идет лютая духовная борьба за каждую душу, за мысли каждого человека. И нужно делать усилие для того, чтобы вырваться из этого плена мыслей на свободу, прийти к Богу.

Говорят, что если бы таблица умножения затрагивала духовную сферу, шли бы споры о том, что дважды два – четыре.

Было бы просто прекрасно, если бы модным было верить в Бога, честно трудиться, уважать старших, защищать Родину, хранить семейную верность… Еще лучше – если бы эта мода не менялась от сезона к сезону. Что плохого в такой моде?

Но и тогда дьявол научит – и кто-то скажет: «Я изменяю мужу, потому что стало модно хранить супружескую верность».

Прием двадцатый. «В ЦЕРКОВЬ СТАЛО ХОДИТЬ МНОГО ЛЮДЕЙ НАПОКАЗ, ПОЛИТИКИ СТОЯТ СО СВЕЧКАМИ, ХОДЯТ БАНДИТЫ, Я НЕ ХОЧУ ИМ УПОДОБЛЯТЬСЯ».
Правильно, не уподобляйся. Уподобляйся множеству других людей, которые всегда скромно ходили в церковь, рискуя даже своим положением в советское время, исповедовались, причащались… Уподобляйся полководцам Суворову и Кутузову, Пушкину и Достоевскому, академикам Павлову и Виноградову, святым благоверным князьям Александру Невскому и Даниилу Московскому, преподобным Сергию и Серафиму, миллионам православных русских людей – они ведь ходили в церковь. Уподобляйся множеству наших современников, которые сегодня искренне молятся Богу, проливая невидимые мiру слезы (как писал Гоголь, который ходил в церковь) за наше страждущее Отечество и вымирающий без Бога, без молитвы народ, который только Господь, только Матерь Божия, все русские святые могут избавить от гибели, на которую его постоянно толкают дьявол и слуги его. И тут ни одна молитва, в том числе и твоя, не лишняя.
Помнишь сказку про репку? Это сказка и про общую молитву, про твое в ней участие.

А если бы мышка отказалась участвовать в общем деле, сказала, что боится дедку, или обижена на бабку, или ей не нравится внучка? Так бы и не вытянули репку.

Прием двадцать первый. «НАС НЕ ВОСПИТЫВАЛИ В ВЕРЕ. ТЕПЕРЬ УЖЕ ПОЗДНО МЕНЯТЬ СВОЕ МIРОВОЗЗРЕНИЕ».
Нет, не поздно. Менять его все равно придется: когда душа покинет тело и мы увидим совершенно точно, что всё, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мiр, мiр ангелов и бесов, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще всё изменить и спасти свою душу. В будущей будет только вечное раскаяние. Но тогда уже действительно будет поздно.

Первым вошел в рай благоразумный разбойник, который перед самой смертью, страдая на кресте за свои преступления, покаялся, исповедовал Господа – и получил от Него прощение и вечное спасение.
Значит, здесь, на этой земле, как бы мы ни жили до этого, никогда не поздно покаяться за всю прошлую жизнь и обратиться ко Господу.

Прием двадцать второй. «НО МЫ ЖЕ СВЕТСКИЕ ЛЮДИ, МЫ ЖЕ НЕ МОНАХИ».
Конечно, не монахи. У нас совершенно иные, светские нормы жизни, в том числе и духовной, церковной. Мы можем жениться и выходить замуж, создавать православную семью – малую церковь. Можем есть мясо в те дни, когда церковный устав нам позволяет. Можем ходить, ездить, куда нам вздумается. Монахи всего этого не могут. У монахов - полное послушание игумену (игуменье). У них – свое церковное, келейное молитвенное правило, положенные им ежедневные молитвы, поклоны, а у мiрян – свое.

Прием двадцать третий. «ВСЕ ТАК ЖИВУТ».
И это – дьявольская ложь. Все живут по-разному. И кто-то живет намного лучше нас. Только живет незаметно.

Но даже если бы действительно случилось такое, что все люди на свете вдруг совершили какой-то грех, то все равно он бы остался грехом. Отвечать будет каждый за себя.

И если мы оправдываем себя тем, что что-то сделали из-за кого-то, из-за чего-то: или время было такое, или еще какие-то были обстоятельства, - то это не перестает быть грехом. Грешили-то мы.
Если будем смотреть на тех, кто лучше нас, станем, может быть, лучше. А если будем смотреть на грехи – действительные и мнимые – наших современников, то так и застрянем в своих грехах.

Дело не в том, как все или не как все. А в том, хорошо или плохо, по совести или нет.

Смысл нашей жизни здесь в том, чтобы, несмотря ни на что, ни на кого, стать лучше. И если это будет вопреки обстоятельствам, то перед Богом это будет еще выше.

Прием двадцать четвертый. «НО ЕСЛИ НАЧИНАТЬ ХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ, ТОГДА ВЕДЬ НАДО БУДЕТ ЖИТЬ ПО-ДРУГОМУ».

А почему ты думаешь, что по-другому – это обязательно хуже, чем сейчас? Разве сейчас твоя жизнь – лучше некуда?
«Если я покрещусь, обвенчаюсь, тогда грешить уже будет нельзя, жене изменять…»

А этого и сейчас делать нельзя. В грехе и сейчас нет ничего хорошего. Последствия его и сейчас нисколько не лучше.
«Нельзя» - это не значит, что всё зло греха в нарушении правил церковных. Главное зло – в самом грехе, в том, что он губит нас, наши души. В прибавлении зла в мiре, от которого мы все страдаем.
Дьявол предлагает свои способы успокоения: «Волнуешься – закури. Плохое настроение – выпей. Выполняй все свои желания, даже блудные, низкие – не смотри, добро или зло несет это тебе и людям. Живи как можно легче!»

Живешь вот так, легко – а тебе становится всё тяжелее и тяжелее. А потом приходит и настоящая скорбь – то, чего вовсе не хотел.

А у Бога – наоборот. Он говорит: «Потрудись. Помолись. Потерпи. Покайся. Попостись. Сходи в храм». И становится всё легче и легче.
Господь Иисус Христос сказал нам: Приидите ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 28-29).

У Бога – бремя, но оно – легкое.
А в мiру, у дьявола – всё вроде бы легко, но эта его «легкость» - тяжкая.

Сколько слез-то в мiру!
И все равно рано или поздно люди приходят со своими скорбями в церковь, не могут с ними сами справиться.

Начнешь ходить - сначала будет, может, нелегко, непривычно. А потом будешь удивляться: как мог без этого жить? Ведь одно же благо: и благодать, и польза, и праздники такие радостные, с таким живым смыслом. И мир в душе. И мысли какие-то простые, разумные в голове. И нет с Богом никакой безпомощности в любых затруднениях.
А уж когда Господь поможет – такая радость, такая благодарность…

Прием двадцать четвертый. «Я ПРОСТО НЕ ХОЖУ. ПРИ ЧЕМ ТУТ ДЬЯВОЛ?»
Это, конечно, самый «сильный» довод!
Но и он тоже от дьявола.

Одно из любимых орудий лукавого – слово «просто».
Важнейшая его цель – чтобы люди думали, будто его просто нет. «Просто» зло вокруг совершается неизвестно почему, как бы невзначай. Такие у людей странности, такие вкусы – губить свою душу, мучить себя и других. Кому что нравится. Однако святые отцы говорят, что дьявол участвует во всяком грехе.

Если в церкви людям хорошо, если там – мудрость и сила, польза и красота (одно слово – благодать), - то с чего бы человеку туда «просто не ходить»?

Нет, тут дело куда серьезнее…
Разве нам, людям, это нужно – злиться, ругаться, разводиться, убивать друг друга? Вдыхать в себя дым от горящих сушеных листьев, свернутых в трубочку («курить»), дуреть от алкоголя, мучиться от наркотиков, продавать Родину, забывать Бога, подателя всех благ?
Уколись, просто попробуй. Наркоманом же ты не будешь, не умрешь через несколько лет, измучив себя и близких. Просто будешь знать, что это такое.

Любопытство? Тебе просто интересно. Ну просто посмотри. Просто узнай. Просто всем расскажи. Это не клевета, не сплетня – просто говоришь, что слышал.

У тебя злоба к этому человеку? Ну просто скажи ему всё, что о нем думаешь. Чтобы он знал. Чтобы он стал добрым. Просто отомсти – для справедливости.

Просто присвой себе всё, что тебе просто нравится, хоть полстраны, это будет просто твой успех.

Еще тогда, когда мы и представить себе не могли, что такое жизнь по принципу «деньги решают всё», Батюшка Николай Гурьянов предсказал:
- Дьявол бросает в ход свое последнее оружие – деньги.

Как действует это его оружие, сегодня мы хорошо видим в жизни.
Предательство, блуд, убийство ребенка во чреве – ну просто такие обстоятельства, ну просто есть возможность, ну просто захотелось…
Любой грех этим словечком можно «оправдать»!

Народ говорит: «Простота хуже воровства». Это именно о такой, лукавой «простоте».

А это – просто ложь.
Правда – это, например, то, что душа дается Богом человеку с момента зачатия. Поэтому аборт – это убийство человека – такого же, как мы, только маленького, невинного и беззащитного, - и он недопустим ни при каких обстоятельствах.

Правда – то, что все мы грешные и дьявол на нашей греховности все время старается играть, чтобы наводить нас на новые грехи.
Избави, Боже, от лукавого и от нашего лукавства.

Прием двадцать пятый. «КАК Я ПОЙДУ НА ИСПОВЕДЬ, КОГДА Я НЕ МОГУ (НЕ ХОЧУ) ОТКАЗАТЬСЯ ОТ НЕКОТОРЫХ СВОИХ ГРЕХОВ?»
То, что в грехах – счастье, смысл жизни, - это наглая дьявольская ложь. Как раз наоборот. Счастье дает человеку любовь, а это – дар Божий. Счастье дает человеку чистая жизнь, потому что грех убивает любовь. Счастье дает человеку чистая совесть, а совесть нашу очищает Господь в ответ на наше покаяние.

Некоторые, например, считают за удовольствие курение, даже не хотят от него поэтому отказываться. А преподобный Амвросий Оптинский писал: «От курения – раздражительность и тоска».

Так и с любым грехом.
Когда мы не боремся со страстями, а удовлетворяем их, то наступает временное успокоение. Почему? Потому что дьявол тут коварно отходит, не безпокоит нас – завлекает в свои сети. А потом, конечно, возвращается – мы сами открыли ему эту дорогу, – и нам бывает еще хуже. Страсти крепнут, зависимость от них делается еще больше, и бороться с ними становится еще труднее.

Если будем бороться с греховными страстями, то Господь поможет, избавит от них – пусть даже и в будущей жизни. А если не будем бороться, то в будущей жизни они будут терзать нас вечно.
Вот, скажем, умер курильщик, душа его от тела отделилась. Ему хочется курить, а тела нет. Мука. Причем вечная.
Избави Бог!

Лучше решиться бросить прямо сейчас. С Божьей помощью это возможно.
Из тех, кто постоянно ходит в церковь, никто не курит.

Прием двадцать шестой. «КАК Я МОГУ СОВЕРШЕННО НЕЗНАКОМОМУ ЧЕЛОВЕКУ ОТКРЫВАТЬ СВОЮ ДУШУ?»
Вообще-то незнакомому человеку открывать душу как раз легче, чем знакомому. Так бывает в поезде: люди видят друг друга первый раз в жизни и бывают друг с другом совершенно откровенны.

Ну, а когда приходишь к незнакомому врачу? Разве не открываешь ему свое тело? Хотя видишь его, может быть, первый раз. Ты же не скажешь: «Пусть через одежду меня слушает. Пусть с закрытым ртом мне зубы лечит».

Или, может, пошлют тебя на рентген. А там – другой врач, тоже незнакомый. Разденешься, затаишь дыхание – и он тебя просветит насквозь. И увидит все твои внутренности, до костей, со всеми болячками.

А если дело серьезное, если нужна операция? Здесь уж нам придется быть не только без одежды, но совершенно незнакомый хирург вскроет наше тело, и видны будут наши внутренности, и медсестры даже смогут туда заглянуть – а там, может быть, и что-то не очень симпатичное окажется. Так что же, не видеть им этого, пусть остается? Опасно, можно умереть. Лучше поскорее удалить то, что нагноилось, – и будешь, Бог даст, здоров.

Но так же и душу нужно полностью открыть Богу. Ни в чем не лукавя, не оставляя никаких темных закоулков, о которых бы нам не хотелось и самим думать. Иначе душа не исцелеет.

Страшно, может быть, идти на исповедь. Но еще страшнее – жить с грехами на своей совести.

Когда душа покидает тело, человек умирает. Тело без души – это труп. Следовательно, душа важнее, чем тело. И болезни у нее серьезнее, потому что смерть души – вечная.

Церковь – это врачебница, как говорит священник в молитве таинства исповеди. В ней врачуются и душа, и тело. Тело страдает от недугов души.

На исповеди мы стоим прежде всего перед Богом. Мы Его не видим, но Он видит нас насквозь – как на рентгене. А батюшка – только свидетель того, в чем мы каемся Богу.

У монахов есть ежедневное откровение помыслов. А ну-ка, скажи, о чем греховном думал сегодня? И это – великая помощь человеку. Когда мы выносим наружу, на свет свои (а то и вовсе не свои, а врагом внедренные) дурные помыслы, нам легче их побеждать.
Когда мы живем от исповеди к исповеди, то начинаем жить перед Богом с прозрачной душой. Начинаем сами себя лучше видеть. Становимся более искренними, более честными перед своей совестью, перед Богом и людьми. Ведь нет никакого смысла прятать что-либо от Бога: Он всё равно всё знает, от Него ни одна мысль наша не ускользнет. (Поэтому мы не можем думать, что Он каких-то наших молитв не слышит). И начинаем смотреть на вещи совершенно реально: есть то, что действительно есть, а не только то, о чем люди узнали. Мы не говорим тогда: «Кому какое дело, что я подумал? Я же ничего не сказал, не сделал». Но душа-то этим живет. Она делает свой главный выбор – между добром и злом. Этот выбор выявляет всё качество человека, определяет всё качество жизни.
Так же, как ни врачей, ни медсестер не удивляют наши болезни, так же и священника не удивят наши грехи. Если у больного какой-то серьезный недуг, то это вызывает лишь большее сочувствие врачей, заставляет их быть к нему внимательнее.

Врач лечит каждого больного отдельно, и так же исповедоваться должен каждый из нас индивидуально. Каяться в своих грехах, больше ни о ком на исповеди не упоминать.

Господь говорит каждому из нас: «Покайся. Постарайся больше этого не делать. Я любой грех прощу. А если забыл что-то, не заметил, - прощу в таинстве соборования».

Такова милость Божия к роду человеческому.
Соборуемся мы обычно раз в год, Великим постом. Соборование – это таинство Церкви для больных душой и телом, при котором священники помазывают их с молитвой освященным маслом.

То, что установлено Богом – врачом душ и телес наших - всегда нам на пользу. Так же, как всякое отступление от Бога – всякий грех – это рана. Так учат нас наши проповедники.

Грех – это рана, как всякая рана на здоровом теле человека. Как ее ни припудривай, как ни говори, что это очень интересно, современно (или как там еще?) - всё равно здоровое тело лучше.

Эта рана может даже и не болеть. Но врачи знают, что это еще опаснее.

Разве курение – это не рана? Для легких, для сердца, для души? Разве можно сказать, что алкоголь или наркотики полезны для здоровья?

Любой грех вреден и для души, и для тела.
Понятие греха очень нужно нам в жизни. Особенно – в воспитании детей. Грех – мудрое это слово. Оно ясно говорит, что хорошо, а что плохо и чего не должно быть в жизни. Оно всё ставит на свои места.

Прием двадцать седьмой. «ЕСТЬ И НЕДОСТОЙНЫЕ СВЯЩЕННИКИ. А ВДРУГ К ТАКОМУ ПОПАДЕШЬ?»
Есть. Да, это горькая правда. Про одного из них могу точно сказать – это пишущий эти строки. Уж очень высокое у нас служение. Очень трудно быть его достойным. Помолитесь за нас. И лучше всего – в церкви.

Но то, что мы недостойны, не значит, что лучше в церковь не ходить. Без церкви не спасешься.

Все священники, архиереи, даже сам Патриарх – люди грешные. И даже святые, которым мы молимся, были людьми грешными. Мы знаем из их житий, что некоторые великие святые когда-то совершили тяжкие, смертные грехи. Но Господь принял их покаянную жизнь. Один Господь только без греха.

Для того Господь и основал на земле Свою Церковь, чтобы мы, люди грешные, с Божьей помощью, благодатью Святого Духа, которая изливается на нас в церкви, очищались от грехов и спасались.
В бане могут быть и не очень благочестивые банщики. Но что же нам, не мыться?

Даже и через недостойного священника на нас изливается благодать Божия.

Кто еще, кроме священника, отпустит нам грехи? Именно священнику дана от Бога такая власть. А с грехами, без покаяния, как нам, грешным людям, спастись?

Священнику еще дана от Бога власть причащать верующих; крестить; помазывать святым мирром; венчать супругов; соборовать больных; освящать воду, иконы, нательные кресты, жилища, автомобили, самолеты; служить молебны, панихиды, отпевать умерших…
«Священство есть спасение для мiра», - говорят святые отцы.
Поэтому неудивительно, что враг рода человеческого ненавидит духовенство – и на батюшек нападает в первую очередь. И еще пускает в ход свое любимое оружие – клевету. В том числе и через средства массовой информации. Цель простая - чтобы ты решил: «В церковь не пойду».

Дьявол - отец лжи (Ин.8,44), по слову Господню. Он все время старается нас обмануть. А поскольку мы грешные, ленивые, то мы и можем принимать менее «хлопотные» для нас вражьи мысли о том, что мы за хороших батюшек, а не за тех, которых Господь поставил служить сегодня (а где Он найдет других? Каких воспитало общество, такие и есть). Что мы за веру, но не за церковь. И сами можем не заметить того, что мы уже не за, а против Христа.
Не дай Бог!

Прием двадцать восьмой. «А ЧТО ЛЮДИ СКАЖУТ?»
А что Бог скажет?
Это поважнее.

Мы ведь перед Ним одним будем отвечать за всю нашу жизнь. Все: и верующие, и неверующие, и сомневающиеся, ищущие, за что бы ухватиться, чтобы сохранить «свою постылую свободу», как признавался пушкинский Евгений Онегин.

Николай Васильевич Гоголь советовал:
«Да погибнет у нас такая философия: соизмеряться с тем, что скажут люди, а не Бог. С ней и Богу не угодишь, и людям не угодишь».

Богу угодишь – точно польза будет. А людям, как известно, угодить невозможно. Сам Господь очень многим не угодил. Потому что мы грешные. Но совершил дело нашего спасения.

Господь сказал всем, кто хочет быть с Ним: Не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство (Лк. 12, 32).

Лучше быть в малом стаде Христовом, чем в большом, но без Христа, без Его Царства.

Прием двадцать восьмой. «ПОЙДУ В ЦЕРКОВЬ – ДОМА БУДУТ НЕДОВОЛЬНЫ».
Старайся дома никого не раздражать. А все-таки ходи. Заранее обдумывай, что нужно сделать дома, чтобы ко времени церковной службы главное было готово. Не спорь. Молчи, когда другие не в духе, когда сам не в духе. Известно: ничего хорошего всё равно не получится. Уступай, чтобы их не перегружать. Терпи. Молись. Знай, что идет лютая борьба. Дело, может, долгое. Может, годы. Может, всю жизнь. Кайся. Причина-то, может, не только в них, но и в тебе. Может, скорбями Господь тебе на это указывает. Может, тебе помолиться надо – когда скорбей нет, мы так горячо не молимся. Потрудиться, понести и этот крест. «Что Бог творит, никому не говорит». Одного делать не надо: унывать. Святые отцы говорят: «Прежде смерти ни в ком не отчаивайся». Господь всем хочет спастись и в разум истины прийти. Бога, молитву, надежду уж точно оставлять нельзя. Сколько только можно, хоть как-то, но ходи в церковь. И молись за близких в церкви. Господь сильнее всех людей. Может, и очень скоро всё повернется - еще больше нас будут в церковь ходить. И за нас молиться.

Священник
Николай Булгаков

от 20.04.2024 Раздел: Август 2010 Просмотров: 756
Всего комментариев: 0
avatar