Добавлено:

Под благодатным покровом молитвы

Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь


На Псковщине тугими струнами тянутся к солнцу красноватые сосны. Таятся в этих лесах чистейшие озёра. Мне доводилось и дневать, и ночевать возле такого озёра, и всё время казалось, что кто-то хозяйской рукою бережёт этот край. Не зря казалось. Во все времена были в такой глуши подвижники благочестия, молитвенники, бессеребряники, которые жили в деревне ли, в лесу ли своей простой, неотрывной от природы жизнью. Потому что так ближе к Богу. К такой жизни тянулись и образованные люди, живущие в достатке. И сами становились подвижниками. Одной из таких подвижниц и благодетельниц была Александра Филипповна фон Розе (в девичестве Шмакова), которая основала в 1862 году Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь.

Александра Филипповна, выпускница Смольного института Благородных девиц в Петербурге, была супругой Карла Андреевича фон Розе, немца, лютеранина. После ранней смерти их дочери Марии под влиянием благочестивой супруги Карл Андреевич принял Православие с наречением имени Николай. Отношения супругов были чуткими и трепетными. Николай Андреевич часто говорил Александре Филипповне: "Если тебе суждено прежде меня умереть, то я устрою мужской монастырь; если же я умру прежде тебя, то ты устрой женскую обитель. Таким образом, мы всегда будем помогать друг другу молитвами и не узнаем разлуки". Для этого супруги купили имение Творожково с деревнями Барский Дубок и Гаврилова Гора. После кончины Николая Андреевича благочестивая вдова занялась устройством монастыря. Её духовным отцом был настоятель Череменецкого монастыря игумен Антоний (Бочков), друг и сотаинник святителя Игнатия (Брянчанинова).

16 августа 1862 года Святейший Синод издал Указ об учреждении женской обители и приюта для девиц в Творожкове. В собственность общины передавалось всё имущество Александры Филипповны фон Розе.

Первым храмом обители стала деревянная домовая церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", освящённая 29 декабря 1866 года - на следующий день после пострижении Александры Филипповны в рясофор с именем Ангелина. Вторым храмом обители стал белокаменный пятиглавый собор в честь Святой Живоначальной Троицы архитектора Михаила Арефьевича Щурупова.

Матушка Ангелина почила 17 марта 1880 года, а Творожковская община стала общежительным монастырём при следующей настоятельнице Георгии (Снигиревской).

Ко времени богоборческих гонений XX столетия в монастыре проживало около 110 насельниц, в приюте воспитывалось более 30 девочек, в богадельне призревалось 10 старушек. Эти люди были разогнаны из монастыря, весь монастырский комплекс со временем был полностью разрушен.

В 90-е годы с благословения старца отца Николая Гурьянова началось восстановление обители. Сейчас здесь действуют Троицкий собор, деревянная церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и храм-часовня в честь святителя Николая Чудотворца на острове Молитв. Настоятельница монастыря монахиня Иоанна (Двойнишникова) руководит большим хозяйством и организует строгую молитвенную жизнь более двадцати сестёр.

"В глуши лесов сосновых" на окраине России как корабль в океане стоит огромный белый храм в Творожково. Здесь нас с сыном встречает матушка Гавриила и проводит к могиле монахини Ангелины со словами: "Нашу матушку невозможно не полюбить. Вы полюбите матушку Ангелину. Она всегда с нами и всё здесь устраивается её молитвами".

Монахиня Ангелина и её помощницы в середине XIX века потрудились для этого глухого края и как просветители, и как кормилицы не только земной, но и духовной пищей. Часто крестьяне из ближних и дальних деревень шли к матушке Ангелине за благословением и за помощью в разрешении житейских трудностей. И после её кончины, если случалась беда в семье, шли к могилке благодетельницы - "к матушке просить".

Вечер в монастыре 4 августа хлопотный, все готовятся к приезду митрополита Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина). Потихоньку съезжаются священники со всей Псковщины и радостно смотреть на эти молодые живые лица. Они - мои ровесники, думалось мне, мы вместе учились в советской школе и, возможно многие из них, никогда в детстве не слышали "Отче наш". А теперь гуляют наши дети с оловянными ангелочками в ручках, по-особому любят и животных, и людей, могут подойти под благословение к батюшке.

Приятно было нам, столичным гостям, помочь большому хозяйству монастыря, вместе с сёстрами мы чистили грибы только что ими собранные, носили картошку из погребка, накрывали столы, а потом вкушали щедрую монастырскую трапезу после тихой молитвы.

Вечерняя служба идёт в деревянном храме в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Весь храм по-домашнему солнечный как терем, пахнет свежим срубом и ладаном. Этот запах напоминает первые такие часовни в 90-х годах, первые молитвы, иконы - страницы из какого-то журнала… Но теперь аналои покрыты лиловым покрывалом и десяток священников стройно служат тоже в лиловых рясах, и от того празднично и вдохновенно. А всё это во славу Царицы Небесной, Её образу "Всех скорбящих Радость с грошиками". В 1888 году икона пережила пожар в одном из Петербургских храмов, оставшись невредимою. Только грошики из разбившейся кружки для сбора чудным образом пристали к иконе - самые мелкие грошики, будто в знак того, что Божия Матерь видит самое малое наше приношение. Образ был передан несколько лет назад в благословение возродившейся Творожковской обители митрополитом Евсевием. Старинная эта икона положена на аналое и светлому скорбящему образу возносятся молитвы благодарности и воздыхания печали всех молящихся.

Остаётся эта молитва стоять над озером, продолжается она в треске кузнечиков и плавном полёте аистов, и слышится как "о Господе земля благовествует", говоря словами иеромонаха Романа.

Мой сын сегодня проходит первое послушание. Ему так понравилось нарезать цветочки и укладывать их на тропу! По ней вечером пройдёт Владыка Евсевий. Почти в полночь он войдёт в храм, за ним батюшки в лиловых рясах. Митрополит поздравит всех с храмовым праздником, а мальчишку ласково благословит, говоря: "И ты не спишь?".

На рассвете нас будит звон монастырских колокольчиков, в которые звонит матушка, проходя мимо келий, но так сладко спится в деревянных стенах на берегу озера.

Долгожданная литургия. Прославляется образ "Всех скорбящих Радость с грошиками". Владыка служит торжественно и размеренно, говорит неспешно, мягко. Здесь в церкви среди леса чище молитва и сказочным кажется крестный ход под шум столетних клёнов, помнящих голоса тех, кто молился здесь с первой молитвенницей - матушкой Ангелиной.

В конце литургии Владыка обращается с проповедью к прихожанам и паломникам:

"Земля есть удел скорбей и печалей, потому даровал Господь миру всех скорбящих Матерь. Чудесный образ Пресвятой Богородицы "с грошиками", чтимый сегодня, был передан мне в Самаре одним священником. В советское время образ хранил этого человека и всех, кто был рядом с ним. Теперь икона находится здесь в благословение всем прибегающим к ней за помощью.

"Пресвятая Богородица, спаси нас!" - эти слова повторяли наши предки со дня крещения Руси, повторяем мы и сейчас. Это - наша радость и наша жизнь. У нас есть надежда, когда мы подходим не к закрытым дверям, а к открытому лику и Она знает наши печали, наш зов не остаётся без ответа. Сегодня скорбь не умаляется, а с ещё большей силой овладевает нами. Появились неопознанные учёными болезни, ядовитые насекомые и человеку некуда деться. А всё от чего? От того, что умы и сердца наши обращены только к земному. Теперь все обратились к телевизору и компьютеру. Нет молитвы и слёз покаяния. Это - чума пострашнее гриппа, она умертвляет человека: хладность и отступление от Бога. Нам нельзя забывать, что Господь - начальник жизни и смерти.

С нами Бог, Пречистая Дева Мария и угодники Божии. Только когда наши сердца будут обращены к Богу, они будут с нами. Матерь Божия да не отвергнет и наши сегодняшние молитвы и спасёт нас от всякого злого обстояния".

Владыка оставляет в подарок монастырю частички мощей Глинских святых, к которым сам он всегда обращался за помощью.

По окончании службы митрополит Евсевий раздаёт шоколадки детям и, заметив убогого странника, подзывает его: "Иди, возьми, ты тоже маленький". Когда уходил этот странник из монастыря, казалось - это блаженный Терентий Иванович, что жил при матушке Ангелине продолжает молиться с нами. Он раскланивается с матушками: "Вы только скажите, я приду к вам за коровками поухаживаю". "Приду"… И шагает с котомкой по лесной дороге…

Мы с сёстрами проходим к старому кладбищу, где сберегло время могилки матушек-настоятельниц Ангелины и Арсении, юродивого Терентия Ивановича и блаженной матушки Ольги.

+ + +

Мир Божий. В монастырях чувствуется этот мир Божий: глубокая любовь и между людьми, и во всей окружающей природе. Не даром шли в монастыри люди, страдающие от оскудения любви, от холода мира.

В Творожковском монастыре работают плотники и повара, топится котельная, достраивается монастырская стена, сёстры ходят по ягоды и варят варенье, ухаживают за коровами. И всё это творится под благодатным покровом молитвы. Молитва здесь разлита в воздухе, он весь звенит от колокольного звона. И далеко будет звенеть над озёрами. И долго.

Ирина УШАКОВА
Фото Виктора БРОВУШКИНА

от 26.04.2024 Раздел: Сентябрь 2009 Просмотров: 872
Всего комментариев: 0
avatar