Образ Пресвятой Богородицы всегда с теплотой и сердечностью почитался в России. «В этой стране нет ни одной большой церкви, где бы не было чудотворной иконы Богоматери; мы видели своими глазами как святые иконы, так и чудеса, совершавшиеся от них», — писал еще в 1654 году путешествовавший по России архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский.
В решающие и самые значительные моменты истории Отечества православный народ обращался к заступничеству Пресвятой Богородицы. По молитвам перед Ее иконами (Владимирской, Казанской, Тихвинской, Иверской...) отдельные русские города, края и земли получали избавление от вражеских нашествий, стихийных бедствий, губительных эпидемий.
В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Пресвятой Богородицы особое место занимает одна из главных святынь современной России — икона Божией Матери «Державная».
Этот образ Свой Матерь Божия явила русскому народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения от престола царя-мученика Николая II.
Свидетельством о явлении Державной иконы является «Сказание», написанное священником Вознесенской церкви в Коломенском Николаем Лихачевым, опубликованное в журнале «Душеполезный собеседник» в октябре 1917 г. А уже в наше время, в 1-м номере журнала «Отечественные архивы» за 2004 г. были опубликованы два ценнейших документа. Первый документ — запись рассказа самой крестьянки Е. И. Андриановой, сделанной московским мещанином И. Д. Покровским в марте 1917 г. Второй документ — отрывок из протокола заседания Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества об обследовании найденной иконы от 27 июля 1917 г.
Явлению иконы предшествовали следующие события. Крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, деревни Починок Евдокии Ивановне Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, были два видения...
13 февраля Евдокия Андрианова во сне слышала таинственный голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний воли Божией, и спустя две недели, 26 февраля, как бы в ответ на усердную молитву, Евдокии Андриановой приснилась белая церковь и в ней величественно восседающая Жена, в Которой сердцем она признает и чувствует Царицу Небесную.
2 марта Евдокия Ивановна отправилась в село Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь*. Настоятелем церкви Вознесения был священник Николай Лихачёв. Придя к нему в дом, Андрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета, как поступить. Отец Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находившиеся в храме и на иконостасе, но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в храм, отец Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах и в церковном подвале. Именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли была найдена большая старая узкая черная икона.
Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение восседающей на троне Богоматери с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на главе, скипетром и державой в руках, с чем и связано название иконы — «Державная». Лик Богоматери был необычайно строг и имел царственный вид.
Евдокия Ивановна с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося отца Николая отслужить благодарственный молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.
В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.
После явления образа Богоматери «Державная» Вознесенский женский монастырь в Кремле по записям в своих книгах установил, что икона прежде принадлежала ему, а в 1812 году, перед нашествием Наполеона, в числе других, была передана в Вознесенскую церковь села Коломенского, откуда так и не была возвращена.
О случившемся дали знать митрополиту Тихону — будущему Патриарху Московскому и всея Руси, и он благословил составить Божией Матери «акафист акафистов» в честь иконы Ее «Державная», собранный по частицам из акафистов другим чудотворным образам Богородицы, явленным в России. Были написаны также два канона (один из них, как и акафист, с участием святителя Тихона) и молитвы перед Державной иконой Божией Матери.
Слух о вновь обретенной иконе быстро распространился не только в селе Коломенское. Богомольцы стекались в церковь Вознесения из Москвы и других мест, всю надежду в эти смутные для России дни возлагая на благодатную помощь Царицы Небесной.
В 1917—1918 годах икону выносят в московские храмы, монастыри, на фабрики и заводы, где перед нею служат молебны. В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была встречена Великой княгиней Елизаветой Федоровной и другими сестрами с большим торжеством.
С радостным страхом и покаянным трепетом начал русский народ молиться перед Державной иконой Божией Матери по всей России, а сама икона в бесчисленных копиях стала украшать русские храмы.
После революции, в годы жестокого гонения на Церковь, новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая православных верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Державной иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, который особо чтил великую святыню.
Десятки лет по России ходило много копий Державной иконы Божией Матери, но где находился первоначальный ее образ, не знали.
Прошло несколько лет, и жесточайшие гонения обрушились на почитателей иконы. Были арестованы тысячи верующих, расстреляны составители службы, а копии образа изъяты из всех церквей.
Теперь документально установлено, что после прекращения богослужений в храме Вознесения Господня в Коломенском икона вместе со всеми другими образами храма была помещена в хранилище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское» (в обезглавленную церковь во имя великомученика Георгия Победоносца). 12 августа 1929 года икону передали в основное хранилище музея на Красной площади.
Много лет русская православная святыня находилась в музейных запасниках. Ее перемещение отражено в Книге поступлений Государственного Исторического музея. Затем икону поместили в хранилище экспонатов отдела изобразительного искусства.
Второе обретение Державной иконы Божией Матери
В советское время подлинник Державной иконы на долгое время был сокрыт от лица верующих — икона хранилась в Государственном историческом музее, а в год празднования 1000-летия Крещения Руси, 15 апреля 1988 года, образ был передан на выставку в Издательский отдел Московской Патриархии. Здесь святыня пребывала два года в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого. Затем, в соответствии с постановлением правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону решено было перенести в село Коломенское.
27 июля 1990 года, в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, образ перевезли в родное Коломенское, в храм Казанской иконы Божией Матери, построенный более 350 лет назад. Так произошло второе обретение Русской Православной Церковью Державного образа Пресвятой Богородицы.
Весной 1991 года в Москве произошло еще одно чудесное событие. Его свидетелями стали клир и прихожане недавно возвращенного Русской Православной Церкви храма Святителя Николая, который принадлежит Николо-Перервинской обители. В четверг Светлой седмицы настоятелю Никольского храма протоиерею Владимиру Чувикину была принесена в храм старинная икона Божией Матери «Державная». Лик Богоматери написан на лазурном, небесном фоне. На главе — венец, на нем — крест. Держава в руках Небесной Царицы тоже имеет наверху крест и сама перекрещена крестом, как лентой.
В течение некоторого времени икона благоухала и источала миро, о чем свидетельствуют многие очевидцы и сам настоятель храма отец Владимир. В день празднования иконы Державной Божией Матери, ставший в обители почти храмовым праздником, перед иконой поется акафист, а несколько позже установилась традиция совершать в этот день крестный ход с образом вокруг обители.
Когда впервые икона возглавила торжественное шествие, то потемневшее изображение просветлело прямо на глазах.
Возрождение взорванного 5 декабря 1931 года Храма Христа Спасителя началось с чтения акафистов Державной иконе Божией Матери во временной малой часовенке-навесе в Ее честь, а затем был построен деревянный храм-часовня в честь Державной иконы Божией Матери, в котором служились первые Божественные литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный храм — главный кафедральный собор — был восстановлен в кратчайшие сроки.
Сегодня во многих храмах России появились списки иконы Державной Божией Матери, возводятся и новые храмы, посвященные Ее образу.
Сама икона была явлена русскому народу в революционный год, перед кровопролитным периодом нашей истории, как Материнское утешение и увещание, призыв к покаянию и исповеднической верности Христу. Второе ее обретение в 1990 году произошло также в переломное для нашей страны время. Это свидетельство того, что Богородица не оставила землю Русскую, что под Ее покровом продолжает пребывать русский народ, а значит есть надежда на сохранение и возрождение нашей великой Российской Державы.
В 2007 году, в год празднования 90-летия обретения чудотворной Державной иконы Божией Матери, произошло величайшее событие — восстановление канонического единства Русской Православной Церкви.
Впервые Державная икона Божией Матери в сопровождении делегации Московского Патриархата покинула пределы своего Отечества и была принесена в епархии Русской Зарубежной Церкви. В США, Канаде, Австралии, Швейцарии, Германии, Великобритании, Франции она участвовала в торжествах по случаю восстановления канонического единства.
Везде икону встречали с благоговением. Перед святыней молились братья и сестры по вере, за сильную Церковь и сильную Россию.
Сейчас чудотворный Державный образ Пресвятой Богородицы по-прежнему находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.
Галина АНАНЬИНА,
кандидат исторических наук