Добавлено:

Под Покровом Пресвятой Богородицы

Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево!
Прп. Серафим Саровский



«Под звездой Богородицы»


Для меня трапезная монастыря стала еще и местом встреч и разговоров с людьми, которые собираются в эти дни в Дивеево. За общей трапезой люди и знакомятся, разговаривают и радуются, что Господь сподобил добраться в Дивеево.

Здесь у женщины с киотом паломницы, в котором находилась икона св. страстотерпца царя Николая, увидела нашу маленькую иконку Божьей Матери «Державная», которую раздавали мы во время проведения Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы» участникам всех восьми крестных ходов. Спросила ее, шла ли она с крестным ходом. Она сказала, что шла. Оказалось, что шла по Нижегородской епархии, сама из Оранок Нижегородских.

Следующие мои собеседницы оказались из Ростова. Я им сказала, что весной 2008 г. в Ростове начинался многотысячный крестный ход Ростов-на-Дону – Москва (один из восьми лучей программы «Под звездой Богородицы»). Одна из этих женщин встрепенулась, улыбнулась и, вспоминая, признала, что с того крестного хода у нее началась новая жизнь. Она ехала в маршрутке и увидела необычное для себя шествие по трассе. Спросила у пассажиров, что это такое. Ей ответили, что крестный ход. Попросила остановить маршрутку и прошла с крестным ходом весь день. «Я была одета в брюки, у меня не было платка. Батюшка, который нас вел, откуда-то принес мне косынку. Так я прошла целый день, он изменил всю мою жизнь.
Потом мы разговорились с женщинами, которые приехали из Воронежа. Оказалось, что они встречали наш крестный ход, который шел из Ростова, на входе в Воронеж. Именно с этим крестным ходом мне удалось пройти от границы Ростовской обл. через Воронежскую до границы с Липецкой областью. Мы шли по трассе Москва – Дон. Многотысячное шествие людей, воинов Христовых, двигалось с возглашаемой всем миром Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!». И не было силы, которая могла бы остановить решимость этого народного покаянного движения. Мы шли с единым дыханием и единым сердцем хвалили Господа и Пресвятую Богородицу, моля о прощении. И все это даровало нам состояние счастья, мира в сердце, любви. Такое же состояние наполняло людей, которые в эти дни торжеств собрались в Дивеево.

Когда видишь такое многотысячное народное движение, большое, наполненное высочайшим духовным смыслом, требующее для исполнения от всех максимума душевных и физических сил, внесение посильной лепты каждого (даже от ребенка в коляске), постигаешь всю мощь и неискоренимость христианской жизни народа. И Дивеево ярко свидетельствует о живой вере и подвиге людей наших, почитающих и право исповедающих Господа нашего Иисуса Христа.

Именно в такие мгновения ты ощущаешь глубинную Веру – основу жизни нашего народа, исполненную непоказной всепобеждающей силы.
30, 31 июля и даже 1 августа к Троицкому собору, к мощам преподобного Серафима в строгом, радостном и усталом движении подходили, завершая свое покаянное шествие крестные ходы со святынями. Мужчины, женщины, дети, подростки, пожилые люди; много отцов и матерей везли детей в колясках. Они все прошли по зову души и сердца. Их радостно встречали в монастыре, стараясь прикоснуться к святыням и поклониться тем, кто прошел в покаянном шествии.

Мне запомнился особенно крестный ход, который где-то около семи вечера 30 июля пришел в монастырь. Это был крестный ход, который вот уже 18 лет приходит в Дивеево из старинного города Павлово Нижегородской области. В нем идут не только прихожане Вознесенского храма города, но и крестоходцы из Москвы и Московской области, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Сыктывкара, Твери, Киева, Крыма и других мест России и Украины. Было много молодежи. Главная святыня крестного хода – икона преподобного Серафима.

31 июля пришел многочисленный крестный ход из древнего Сарова, в Саровской пустыньке которого был насельником преподобный Серафим.
Из Ставропольского края приехали не только паломники на автобусах. Пешим крестным ходом с иконой Казанской Божией Матери шли в Дивеево казаки из станицы Дивной Апанасенковского района Ставропольского края. Во главе со своим атаманом Виталием Якучем они также активно помогали поддерживать порядок на празднике.

Ровно 20 лет тому назад – 30 июля 1991 года


В этот день, в этот великий день 30 июля, ровно 20 лет тому назад, в Дивеевский монастырь были возвращены обретенные вновь мощи великого Серафима Саровского – самая большая святыня монастыря.
Именно в этот день, когда в обитель внесли кипарисовую раку с мощами преподобного, их встретила 92-летняя схимонахиня Маргарита, одна из последних сестер обители, закрытой в 1927 г. В руках она держала свечу, которую перед кончиной передал сестрам преподобный, чтобы его с ней встречали в Дивееве. И встречали сначала в 1903 г., в год прославления и перенесения мощей из Сарова в Дивеево. А потом продолжали хранить свечу, а после закрытия обители передавать из рук в руки. Более сорока лет хранила её схимонахиня Маргаритушка; она и передала Свечу протодиакону, который вставил ее в свою свечу и встречал мощи у Святых ворот обители.

Вот в какой день Господь сподобил приехать нам в Дивеево, окунуться в святых источниках, посетить могилки дивеевских святых и блаженных, посетить храмы, поклониться иконе Божией Матери «Умиление», самое главное – припасть к мощам святого преподобного Серафима!

Человек предполагает, а Господь располагает


Сколько раз мы слышали эту поговорку. Но как мало мы слышим и видим. Вот и я даже не предполагала, что уже во второй половине дня смогу приложиться к мощам преподобного. И не один раз.
После Литургии, посетив источники, вернулась в монастырь с надеждой, что смогу пройти к мощам. Очередь казалась мне бесконечной. Встала. Потихоньку молюсь. И вдруг очередь быстро-быстро начала двигаться. Не прошло и получаса, как я оказалась перед дежурным, который раздваивал очередь. Одним он говорил: « Идите налево» – они подходили к раке и прикладывались к головке; а те, которым, как и мне, он сказал: «Идите направо», подходили, припадая к раке святого Серафима, к его ножкам. Я с радостью пошла, молилась за всех и… о своей больной пораненной ноге, на исцеление которой надеялась.

Счастливая, что удалось так быстро приложиться к святыне, выпорхнула и пошла на Всенощную. Храм был наполнен тысячами людей. После Елепомазания и приложения к Кресту у меня возникло желание пойти еще раз к мощам преподобного. Выйдя из храма, устремилась опять к очереди. Вскоре за нами, как только мы поднялись на ступеньки лестницы в пределах храма, закрыли входную дверь – в 21.00 доступ к мощам прекращался. Стояла и молилась, чтобы дежурный меня отправил в очередь к головке преподобного. Вдруг произошло какое-то движение, впереди оказалась группа, которая увлекла меня с собой. Этих паломников сопровождала инокиня Татиана, и мы вместе подошли к раке. Перед нами открыли стенды с личными вещами Батюшки. Мы приложились к его рукавицам. Вот сапожки, вот рубаха, материнский крестик, с которым он не расставался всю жизнь. И уже инокиня Татиана стоит с мотыжкой преподобного, в руках, которой он копал Канавку Богородцы, прикладываюсь к ней, и по моей просьбе меня этой же мотыжкой и отхаживают и как раз по тем местам, где болит. А потом… перед нами открывают на раке святого стеклянное окошечко, и мы прикладываемся к святой главе преподобного Серафима Саровского. И вдруг очередь остановилась из-за возникшей «пробки» – узенького прохода, и я, приложившись к Честной Главе, перед ней же и застыла. Не знаю, сколько мгновений, секунд я простояла пред Угодником Божиим, но знаю, что мне была великая милость дарована Им. Мы вышли из храма один за одним. Единственное, что я спросила: «Откуда вы приехали?». Оказалось, из Оренбургской области.

О Настеньке и Машеньке, сестрах из Сыктывкара


Эту историю я услышала от квартирной хозяйки, у которой мы остановились на ночлег. За вечерним чаем Мария рассказала о своей жизни, 49-летнем замужестве, о работе в Дивеевской сберкассе, которая размещалась в Казанской церкви. О своих уже взрослых детях и внуках-правнуках, о том, как, приезжая в Дивеево, они бегут в храм и на Канавку. А потом она рассказала самое сокровенное, что русские люди могут рассказать только близкому или родному человеку.
Каждое лето у нее на несколько дней останавливается семья паломников из Сыктывкара. Муж, жена с дочерью и племянницей. Они успевают везде: и помолиться, и на источники съездить, и потрудничать в храмах и на кухне. И везде с ними девочки. Особенная у них дочка Настенька. Все службы знает; чем может, помогает в храме и такая необыкновенная, что монахини просили родителей оставить девочку в школе при монастыре.

Это произошло пять лет тому назад, когда они впервые приехали в Дивеево. Сходили в монастырь. Потом девочки, которым было 5 (Настеньке) и 7 (Машеньке) лет, отпросились у матери пойти в храм. Она их отпустила. Прошло время. Девочек нет. Мать пошла искать детей. Не нашла, вернулась домой – девочек нет. Опять в монастырь, обежала его опять весь, не нашла. Пошла на Канавку. Они были на ней. На вопрос, что они делали, дети рассказали, что обошли на коленках всю Канавку. Потом они подвели маму к Кресту Спасителя в конце Канавки и сказали, что в нескольких метрах от него, когда они еще не поднялись с колен, впереди них, по словам девочек, как бы оборвалась земля. И над этим обрывом стояла Она и благословляла и Анастасию, и Марию. А потом Она ушла. Мать осмотрела детей. На них не было ни одной ссадины или царапины. Их окружили люди, которые были свидетелями этого детского подвига. На вопрос: «Как им удалось так преодолеть столь длинное расстояние», они ответили, что как только они стали с молитвой на коленки, их словно кто-то двигал по воздуху.

Собравшиеся вместе с детьми пошли в Троицкий собор и стали подводить детей к святым иконам, чтобы девочки показали, Кто к ним подходил. Ни в ком они Её не признавали. В последнюю очередь подвели к иконе Богородицы «Умиление», потому что в первое посещение храма не смогли к ней подойти из-за огромной очереди. Обе девочки указали на этот святой образ.

Произошло ЭТО по времени где-то около 10 утра», – сказала Мария, заканчивая свой рассказ. А потом добавила: «Обычно Пресвятая бывает раньше, около трех утра».

Каждое лето эта семья приезжает в Дивеево, должны приехать и ныне. Сейчас Настеньке уже 10 лет.

День второй. Диво дивное – Дивеево


Второй день начался исповедью и причастием на ранней Литургии в 5 утра в Троицком соборе.

После её окончания отправилась в палаточный городок, чтобы посмотреть, как там устраиваются 5 тысяч паломников.

Над всем городком на горочке парила часовенка. В нем было продумано все до мелочей. И армейские палатки, и штаб, где дежурили священник Нижегородской епархии, представители МЧС, «скорой помощи». Бутылки с водой для всех желающих. Рядами стоят рукомойники-мойдодыры, отдельно душевые кабины. На электрических столбах выведены розетки для подзарядки мобильных телефонов. Представить себе невозможно, что такое военно-полевая кухня для 5 тысяч человек! Бесчисленные котлы, возле которых кашеварят повара военные и гражданские. Десятки поварят, заворачивающих индивидуальные пакеты с продуктами. И в центре этого города стоит принесенная крестным ходом терскими казаками со станицы Дивной Ставрополья икона Божией Матери «Казанская». По моей просьбе специально для «Руси Державной» возле святыни сфотографировался атаман Виталий Якуч со своим товарищем. Да, казаки из Дивной в Дивеево!

Прошагав через палаточный городок, увидела тропинку, по которой в лагерь шли и шли люди. А в начале тропинки увидела маковку купальни с крестиком. Пошла к ней. Это оказался знаменитый Иверский источник, который во второй половине XVIII века своими ручками преподобная матушка Александра ископала для утоления жажды рабочих, добывавших камень на строительство Казанского собора. Матушка на источнике поставила Иверскую икону. С тех пор более двух веков он исцеляет и утешает.

Возле источника люди. Много, но как-то все ладно и хорошо. Мирно. Подошел священник, прибывший с автобусом из Переяслав-Хмельницкого, с Украины и спросил, кто последний в очереди. Наш простой родной сельский батюшка с натруженными руками и шоколадным даже на обесцвечивающим всё солнце лицом, которое бывает у строителей и пахарей, не покладающих рук. Женщины засуетились, пропустили его, ну а с ним и всех мужчин, которые оказались в очереди. Везде дети. Как естественно они себя и привольно чувствуют! Омывшись в Иверском источнике, зашагала дальше по дороге. И вскоре передо мной был еще один источник.

Это тоже был источник матушки Александры, основательницы обители. По дивеевскому преданию, он истек из могилы матушки, похороненной у алтаря Казанской церкви. На сайте монастыря сообщается, что специалисты, изучавшие фундаменты и грунты Казанского храма, подтверждают это предание. Действительно дождевая и талая снеговая вода с поверхности земли возле Казанского храма со всей территории монастыря через почву уходит в доломиты, лежащие в толще земли под монастырем; вода очищается и, пройдя сквозь освященную землю, выходит в чудотворном источнике матушки Александры. В народном предании о нем так и говорится: «Из-под монастыря течет этот источник». И вот матушка Александра, первая игуменья общины, утешает и омывает сирых, убогих, сирот и вдов, всех страждущих и ищущих утешения. Всех, кто приходит в Дивеево. Как велик ее подвиг! Ей Пресвятая поручила исполнить заветное – основать до скончания века Свой Удел Четвертый! Пресвятая Богородица обещала Сама всегда быть Игуменью этой Своей обители, изливая на нее все милости свои и всех благодатей Божиих, благословения со всех своих прежних жребиев: Афона, Иверии и Киева.

Радуга над Дивеево


Эти дни стояла жара. С утра 400 в тени. Спасало то, что службы шли в храмах. Народ окунался в источниках. К вечерней службе 31 августа прямо на площади шло Елепомазание и общая исповедь. Были выставлены десятки аналойных столиков, над которыми склонялись исповедающиеся и священники.

Начал дуть ветерок, и вдруг все небо заволокло грозовой бесконечной черной тучей. Мы понимали, что она идет прямо на монастырь и прольется ливнем и грозой. Исповедь продолжалась. Никто никуда не уходил. Мне так хотелось причаститься в день своего рождения. Подойдя под Елепомазание, спросила батюшку, надо ли мне еще раз исповедаться перед причастием, если я сегодня утром исповедалась, он сказал, что надо. Исповедалась прямо среди могилок блаженных и стариц дивеевских. Рядом с могилкой матушки Маргаритушки стоял за аналойным столиком протоиерей Владимир Сушков. Я встала к нему. И пока мы стояли, пошел дождь. Но, несмотря на все грозные черные тучи, это был легкий и радостный летний дождик, который послал нам преподобный, а вскоре над Преображенским собором как общее благословение всем засветилась радуга-дуга, прямо над Канавкой Пресвятой Богородицы. Дождик шел, прочищая воздух и уничтожая зной. И так стало свежо и хорошо. Эта свежесть и легкость сохранилась до конца Литургии и на следующий праздничный день.

1 августа в 8 утра, после ранней Литургии, из Троицкого собора торжественно вынесли раку с мощами преподобного. Её установили в дивно украшенном цветами павильоне, приготовленном для архиерейской службы. На площади собралось более 12 тысяч человек. Вскоре к службе пошли архиереи, среди которых были митрополит Коломенский Ювеналий, митрополит Среднеазиатский Викентий, архиепископ Нижегородский Георгий с матушкой настоятельницей игуменьей Сергией, настоятели и настоятельницы монастырей, почетные гости.

Опять появились десятки аналойных столиков, и началась исповедь желающих.

Высокоторжественно шла Божественная литургия, которую возглавил митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий.

Нет жары, легкий ветерок. Море людей. И вот уже «Верую…», вдруг во время молитвы, которую возносят тысячи людей, я почувствовала необычный ожигающий жар – я даже подумала, что это необыкновенно взыграло солнце. Солнца не было – это были Божественный жар и Божественная любовь, явленная нам преподобным Серафимом и Приснодевой Марией.

Литургия завершалась. Началось движение: многим хотелось причаститься. Но, глядя на площадь, заполненную людьми, трудно было себе представить, сколько времени понадобится, чтобы предстать пред Чашей. Оказалось – не более нескольких минут, во время которых к Чаше подошли дети и стоявшие впереди мужчины. «Тело Христово примите…». И не было более радостных минут в жизни, потому что все было, как сказал преподобный: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

...Удивительно просто и радостно заканчивались торжества. Прошли с почетными гостями архиепископ Георгий и матушка Сергия. Возле павильона, где недавно закончилась праздничная Литургия, стояли люди, любуясь необыкновенной красоты цветочными украшениями.
Это был великий всенародный праздник, в который каждый участник внес свою посильную лепту. В празднике участвовали: митрополит Ювеналий, возглавивший праздничное Богослужение, владыки и монашествующие, крестоходцы, врачи, паломники, полицейские, флористы, рабочие кухни, губернатор и музыканты Нижегородского губернского оркестра – всех не перечислишь. И незримо, но явственно в празднике участвовали те, кто многие годы делал все, чтобы состоялось это торжество народной любви к преподобному Серафиму – служки Царицы Небесной, которые пламенели любовью к Господу и России, не жалея живота своего…

Никто не уходит «тощ и неутешен» от Преподобного. Святой Старец незримо, но явно утешает, вразумляет, исцеляет, открывая души приходящих к нему людей для Божественной любви, и приводит к православной вере, к Церкви, которая является основанием и утверждением Русской земли.

Выходя из монастыря, увидела и подошла к инвалидной коляске, в которой сидела старенькая схимонахиня. Возле неё никого не было, и я предложила свою помощь. Она посмотрела на меня, тихо и ласково сказала: «Ну, что, миленькая, легче стало?..»,– и продолжила: «Не беспокойся, я здесь … У меня сегодня именины: меня зовут Серафима». И твердо, глядя в глаза с любовью, повторила: «Се-ра-фи-ма».

Перекрестившись, я вышла из монастыря. Мимо меня со святынями прошел крестный ход в Саров. На скамеечках отдыхали паломники. В трапезной в честь праздника наливали обильно монастырский квас.

Возле Троицкого собора стояла очередь к главной святыне Дивеевской обители – святым мощам преподобного Серафима Саровского.

Недалеко от монастыря подъезжали автобусы с новыми паломниками.
Продолжалась насыщенная событиями жизнь обители, где для каждого пришедшего есть не только место, но и утешение, и радость.


Виктория МЕДУНИНА
Фото автора


от 23.01.2018 Раздел: Сентябрь 2011 Просмотров: 272
Всего комментариев: 0
avatar