Добавлено:

Под покровом таланта

На съезде писателей России в 1994 году я сказал, что нам очень повезло, ибо мы были современниками и жили под их духовным покровом национальных гениев Михаила Александровича Шолохова, Георгия Васильевича Свиридова и Сергея Федоровича Бондарчука. Да ведь «Тихий Дон» для нас был книгой века, книгой познания жизни, постижения литературного мастерства, кладезем народного языка. Музыка Свиридова не разрушала внутреннее состояние, а соединяла с гармонией, раскрывала Божественное предназначение человека. И, конечно, «Война и мир» Бондарчука потрясала масштабом, широтой охвата и человеческими чувствами.

Казалось, нет предела их талантам. Мы ощущали, что они гении, но по природной стеснительности россиян в глаза им это не говорили, и наши отношения (и мои тоже) были как радостные отношения младших к старшим и опытным братьям, достигшим вершин. Это позднее, когда они ушли от нас, стала ясна вся недостижимость не только их талантов, но и их личностей.

Бог одарил Россию, наверное, за наши страдания, за упорство в отстаивании своей Родины, за преодоление безбожия. А их творчество спаялось, возвышало друг друга и являло великую русскую классику. Социально-человеческая панорама «Тихого Дона» и историко-философская кинокартина «Войны и мира» сплетались корнями мировоззрения, духовными и душевными исканиями и драмами так непохожих героев XIX и XX веков. Они жестко показывали неумолимые и беспощадные силы истории и невиданную стойкость русского человека в их преодолении.

Трудно себе представить другого артиста в роли солдата Соколова в «Судьбе человека», чем Сергей Бондарчук. Как бы не издевался рой нынешних кино- и социальных аналитиков, критикуя светское кино, но их нынешним адептам ничего равного «Войне и миру» С.Ф. Бондарчука создать не удалось.

Михаил Александрович рассказывал мне, как еще в 1942 году в разговоре со Сталиным вырисовывалась идея создания большого романа о Великой Отечественной войне. Именно Бондарчук был готов духовно и профессионально снять фильм «Они сражались за Родину». Без триумфального пафоса, без клюквы идеологических установок, без мании о победных штрафных батальонах и глубинных стратегических замыслах командующих всех рангов. Нет, это была война внизу, в окопе, в атаке, в прорыве, в отступлении, в неимоверной, нечеловеческой стойкости, в том великом солдатском фронтовом братстве, выше которого, может быть, и не было уровня для спасения народа и страны.

Сергей Федорович сумел соединить великие таланты России на великом художественном полотне картины, дать им абсолютно точные роли, зажечь их, проявить их. Это уже талант великого режиссера - Мастера и великого патриота.

Помню, как за десять или чуть больше дней до кончины пришел ко мне в «Молодую гвардию» Василий Шукшин. Он весь был наполнен какой-то необычайно живительной энергией. От фильма, от встреч с Шолоховым («Я-то в московских салонах понаслушался: Шолохов необразованный парень, написать «Тихий Дон, конечно, не мог... А побеседовал, понял: Шолохов мудрец. Ладонь ко лбу приставит, вдаль смотрит и многое видит... Мудрец. А у Бондарчука я многому научился, как панораму снимать и человека в ней, - Шукшин вздохнул и говорит: - Но вот Шолохов говорит, что на двух лошадях сразу не усидишь. Я ведь тебе заявку принес, заявку на книгу «Ванька, не зевай». О том, чтобы не отрывался деревенский парень от земли, от деревни, от говора, от песни, уезжая в город, а то превратится в приблатненного, бескультурного полубомжа, лишенного всяких глубинных корней».

После встреч с Шолоховым и Бондарчуком, он как-то весь был наполнен энергией и планами. Так эти два гиганта действительно представляли мощные очаги национального духа и культуры. С Сергеем Федоровичем я встречался не раз на разных съездах, приемах, в дружеском застолье. С ним всегда было интересно и весело, ибо был слегка ироничен и наполнен массой веселых и курьезных случаев. Помню, когда в 1988 году мы летели из США в самолете «народной дипломатии» Комитета мира, то в середине самолета, где сидели Бондарчук, Лановой и Матвеев, раздавались взрывы хохота, исходящие от соседей, хотя глаза у всех троих были какие-то печальные, встревоженные. Что там, впереди?

А впереди были нелегкие и драматические времена. Но, пройдя сквозь эти годы, Сергей Федорович остался тем богатырем русского духа, той вершиной, по которой меряют всю горную гряду нашей культуры.

Валерий Ганичев,
Председатель
Союза писателей России


от 25.04.2024 Раздел: Октябрь 2010 Просмотров: 749
Всего комментариев: 0
avatar