«Держава, имеющая не токмо армию, но и флот, две руки имеет» - эта мысль Петра I сразу же всплывает в памяти, когда задумаешься об исторической судьбе нашей Родины, великой морской державы, омываемой водами трех (из четырех мировых!) океанов. В чем же знаменательность для сегодняшней России этой ее грандиозной «морской составляющей»? С вопросами на эту тему к Председателю Движения Поддержки Флота Михаилу Петровичу Ненашеву обратился наш специальный корреспондент Валентин Николаев.
- Михаил Петрович, складывается впечатление, что в последнее время жизнь наших Вооруженных Сил проходит как бы под сенью российского военно-морского флага. Столько юбилеев! – словно листаешь страницы истории и чередой проходят события поразительные, поистине знаковые…
- Как в любой нормальной семье гордятся делами выдающихся предков, ставят их в пример детям, так и во всем государстве российском подобное должно стать нормой. Если мы не хотим быть «иванами, не помнящими родства». Из доброй, плодотворной преемственности складывается как дух самой человеческой семьи, так и образ жизни целой нации.
Исходя из этой моральной установки, наше Движение инициировало, к примеру, подготовку и проведение 9 февраля с.г. празднование 100-летия подвига экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». И, несмотря на то, что высшие власти страны не давали никаких указаний (нам до сих пор непонятно – почему?) по организации общенациональных торжеств по этому поводу, Движению вместе с другими организациями удалось воздать должное русским морякам. А памятный знак в честь подвига «Варяга», учрежденный нашим Движением с большим удовлетворением носят на груди и ветераны, и молодежь. Кстати, из более чем 50 крупных музеев нашей страны, республик СНГ поступили запросы на этот знак, чтобы его выставить для всеобщего обозрения. Но если по уму поступать, то ведь государство в лице соответствующих руководителей должно было бы учредить общероссийскую медаль в память об этом историческом морском бое?! Потому что деяния такого уровня и значения как подвиг «Варяга» и канонерской лодки «Кореец» можно, пожалуй, встретить лишь у одного-двух народов на целой нашей планете. Как нечто сопоставимое из истории вспоминается разве что подвиг спартанцев.
- Нет слов, даты и торжества, о которых Вы только что рассказали, имеют огромное значение для жизни, для утверждения «морского самосознания» у тех, под кем палуба корабля, кто несет службу в океанских глубинах. Но ведь это не просто праздники. Это – юбилеи боевых свершений, вехи именно боевой славы Флота. Какова же боевая воспитательная роль проводимых ДПФ мероприятий? В чем она выражается?
- Сама подготовка к юбилеям таких событий настраивает людей, организации на то, чтобы знать свою историю, свою страну. Стилем работы в нашем Движении является не просто отвлеченный труд по возданию должного тому или иному герою, действительно великому деятелю. Но мы также стремимся убеждать людей в том, чтобы в наших семьях знали, образно говоря, кто твой дед, бабушка, прадед, прабабушка…
И мы не просто вспоминаем, а настраиваем людей на извлечение уроков из истории. Нам не нужны только «ура» и «одобрямс» при взгляде на то или иное историческое событие. Мы всегда стремимся к широкому анализу: почему то или иное действо произошло? И мы же всегда категорически против, и готовы дать бой, когда «новомодные» моральные извращенцы унижают нашу страну, унижая подлинных защитников Отечества.
Один из основных воспитательных смыслов проводимой нами работы заключается в том, что мы объединяем способных на действия неравнодушных людей.
Предки наши сделали то, что смогли, то, что у них получилось, теперь на современных поколениях лежит исключительная ответственность за судьбу России.
- К сожалению, в средствах массовой информации зачастую можно наблюдать стремление ряда критиков к «пересмотру» героической истории нашей страны, в том числе и ее Флота, склонность к «переоценке ценностей». Замечательно, что в качестве боевого символа нашего Военно-Морского Флота вновь утвержден славный Андреевский флаг. Но ведь и советский, бело-голубой, с серпом и молотом, ни в чем и никогда не уронил своей чести. Справедливо ли, по Вашему мнению, что этот символ как бы переместили в тень, отлучили от подвига?
- Мне постоянно приходиться бывать в различных регионах России, республиках СНГ, естественно, на кораблях и в частях ВМФ, Морской пограничной охраны и у меня сложилось твердое впечатление, что военно-морской флаг советского периода также уважаем и присутствует в нынешней жизни. Мы приветствуем разумное и возвышенное отношение к нашим символам. Главное в этом вопросе то, что символы России, должны соответствовать нашим национальным корням, чтобы они соответствовали духу русского народа, народов, населяющих нашу страну.
- А как быть, Михаил Петрович, с восстанием моряков на броненосце «Князь Потемкин Таврический»? Его столетний юбилей грядет уже в следующем году – тоже дата. Был ли это, по сегодняшним оценкам, подвиг в «борьбе за свободу» или тот самый, по определению Пушкина, «русский бунт, бессмысленный и беспощадный»?
- Это было очень заметным и показательным событием в жизни нашей страны. Значит, об этом мы обязаны помнить спустя и век и два… Я думаю, это был ответ военно-морским властям, на осуществляемое ими управление на Флоте. И ведь они не оценили по-настоящему восстание моряков на одном корабле в 1905 году...
Похожее было и перед 90-ми годами двадцатого века. Чувствительные, умные и принципиальные люди предупреждали «ЦК», «президиумы», высокое «партийное начальство» о грозящих бедах, но что отвечали? Типа, не Ваше дело, наверху все знают и делают правильно…
Очень много исторических параллелей вживую затрагивают нашу сегодняшнюю жизнь, политику. Вопрос, – какие выводы нынешняя власть сделает и вместе с ней мы – граждане своей страны? Какая будет работа, такая и будет у нас жизнь.
- Так уж устроена эта наша жизнь, что есть даты, которые как бы ускользают от общественного внимания. Возьмем передовую роль русского флота в организации «минно-заградительных действий». Все это было впервые в мире и с невиданным эффектом! И сразу же всплывает фигура А.В. Колчака. Его участие в минной войне в осажденном японцами Порт-Артуре (1904); это он, будучи командиром минной дивизии на Балтике, сумел решительно, под носом у неприятеля, накрепко перекрыть вражескому флоту путь в Финский залив и тем самым спас Петроград, а возможно и Россию от быстрого поражения в войне (1914). Как видим, сразу две даты. Они как-то отмечаются флотской общественностью?
- Память об А.В. Колчаке как адмирале, ученом, исследователе возвращается в нашу современную жизнь не только мемориальными знаками. О нем начинают чуть-чуть, но уже объективно разговаривать во флотских, военных аудиториях, на страницах СМИ. Начинаются обсуждения и других фигур Флота, Армии периода гражданской войны, о которых мы раньше не знали, о которых нам не разрешалось знать. И мы, Движение Поддержки Флота, способствуем такому восполнению нашей российской истории. Потому что и «белые», и «красные», по-своему понимая настоящее и будущее, боролись за лучшую долю для своей страны.
А сегодня, как и в те времена, по-прежнему к нашим границам наступает с Запада противник и он же, якобы, партнер.
- А как реагирует Флот на расширение НАТО на Восток?
- Безусловно, для всякого здравого умом российского человека расширение НАТО - это агрессивная политика, прикрываемая циничными словами западных деятелей. Сто процентов офицеров ВМФ, Морской пограничной охраны, офицеров армии, других силовых структур, с кем мне довелось общаться, отчетливо это понимают. Основательное продвижение натовской группировки к границам России – это истинный показатель «миролюбивости» Запада. И этой наглости нет предела, а словесная шелуха о «партнерстве во имя мира» будет лететь в нашу сторону так же, как и поучения по бережному обращению с бандитами и террористами, окопавшимися на российской территории.
Командование ВМФ обязано ставить вопрос перед руководством страны об адекватном ответе, заключающемся в строительстве новых кораблей, подводных лодок, морской авиации и т.д. Ответ ВМФ, армии должен состоять в организации и проведении реальных учений с реальной отдачей.
Заигрывания во всякие совместные с натовцами тренировки - это государственная глупость. Военные должны оставаться военными, иначе 1941-й год в любую минуту может повториться.
- А теперь может быть самый главный вопрос сегодняшней истории Флота. Это подготовка к еще одному столетнему юбилею…
- Вы правы. Сейчас ведем подготовку к 100-летию со Дня рождения великого адмирала России – Николая Герасимовича Кузнецова, выдающегося Наркома ВМФ, Адмирала Флота Советского Союза.
Н.Г. Кузнецов – величина общенационального масштаба, поэтому мы обратились за содействием в подготовке и проведении 100-летия флотоводца к главе нашего государства, руководителям Государственной Думы, Совета Федерации, министрам, главам областей, республик, краев, командующим флотами, флотилиями, военных округов, руководителям основных СМИ, руководителям экономических структур и к другим руководителям основных институтов общества и государства.
По ряду направлений мы встретили понимание и получаем содействие. Но основная работа впереди, и чтобы воздать должное истинному сыну отечества – Н.Г. Кузнецову, нам необходимо действовать объединившись. Прежде чем обратиться по этой, общероссийской, теме к Президенту России, мы изучили общественное мнение в 62-х регионах нашей страны, республиках СНГ, где есть наши отделения, представительства.
В образе Николая Герасимовича Кузнецова наиболее ярко выражено само понятие о подлинном русском характере.
- Уверен, что наши читатели с благодарностью воспримут эту Вашу высокую оценку боевой, поистине подвижнической деятельности замечательного русского флотоводца Николая Герасимовича Кузнецова. Его вклад в достижение Победы неоценим. Вероятно, еще не все отчетливо осознают, что ВМФ – это особый, автономный вид Вооруженных Сил. Кроме кораблей у него есть и морская пехота, и своя авиация. Именно в Главном штабе ВМФ в июле 1941 года родился замысел «как следует проучить немцев» и нанести удар по Берлину. А осуществлял его адмирал Н.Г. Кузнецов под личным контролем самого Сталина. И что характерно: удар по гитлеровской столице был нанесен одновременно с жуковским контрударом под Ельней. Да и в дальнейшем все крупные операции наших сухопутных войск осуществлялись в тесном взаимодействии с Флотом.
Можно ли в связи с этим сказать, что «флотский Кузнецов» - это личность того же масштаба, что и «сухопутный Жуков»?
- Масштаб личности Н.Г. Кузнецова четко проявлен в его действиях, несмотря на жестокие политические условия и обстоятельства. Его огромные заслуги перед нашим Отечеством выражаются не только в том, что он подготовил Флот к началу Великой Отечественной войны, подобного не было сделано ни одним другим руководителем вида Вооруженных сил. Под его руководством Флот в годы Второй мировой войны успешно решал все поставленные задачи.
После войны он сумел организовать строительство новых кораблей, подводных лодок и морской авиации. Под его началом разрабатывали, проектировали и начинали строить корабли с атомным оружием.
Служа нашей Родине, Николай Герасимович прошел через редкие по драматизму и трагичности испытания. Достаточно упомянуть, что его два раза назначали на должность руководителя ВМФ и два раза снимали, присваивали высшие адмиральские звания и снимали звезды с погон, судили и «товарищеским судом чести», и военной коллегией Верховного Суда, и оправдывали. Он и сегодня не полностью реабилитирован!
И поэтому Кузнецова можно, не кривя душой, ставить в один ряд с таким великим русским полководцем как Георгий Константинович Жуков.
- Нет ли у Вас ощущения, Михаил Петрович, что в ходе всякого рода исследований нашей военной истории гигантская, победоносная фигура Георгия Константиновича Жукова как бы заслонила, оставила в тени фигуру его талантливейшего «морского собрата» Николая Герасимовича Кузнецова? Или для этого есть особые, скрытые от нас причины?
- Не только у меня это ощущение есть, оно живет в мозгах у любого мыслящего моряка и всякого просвещенного человека. Потому что это – несправедливо! Вот Вам совсем свежий пример такого ущербного мышления. В Кремле 8 мая с.г. перед Днем Победы шел около двух часов праздничный концерт, на котором присутствовал глава государства, министры, депутаты, общественные, политические деятели нашей страны, зарубежные гости, ветераны Великой Отечественной войны. И что же? В кадрах, которые демонстрировались на кремлевском экране, ни разу (?!) не только не показали Наркома воевавшего Флота, но даже ничего флотского не мелькнуло на главной сцене страны. Такая вот благодарность устроителей. И подобных, самых характерных примеров, чрезмерно много. Почему так происходит?
Это вопрос и к тем, кто определяет государственную политику в России и к нам, гражданам: почему мы позволяем такое?! Проблема, как видим, глубинная, и только энергичное и непрерывное взаимодействие различных здоровых сил во власти, в обществе способно противостоять «сухопутному» мышлению, пагубному для всего общества.
- Можно ли, резюмируя сказанное Вами, утверждать, что именно два этих замечательных военных деятеля времен Великой Отечественной – Маршал Советского Союза Г.К. Жуков и Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов – как раз и направляли те «две руки Державы», которые, в конечном счете, и обеспечили нашу Победу?
- Полностью согласен с этой точкой зрения, потому что, это объективно. В том числе и в связи с вопросом справедливой оценки Отечеством нашим. Вот почему мы и обратились к Президенту России с предложением установить в центре столицы памятник Н.Г. Кузнецову, учредить орден Кузнецова, статут существующей ведомственной медали повысить до уровня государственной награды.
А в день рождения флотоводца – 24 июля провести в Кремле с участием главы государства торжественную кают-компанию.
Мы особо подчеркиваем, что сам ход подготовки к юбилею великого адмирала должен принести реальную пользу авианосцу, носящему имя Кузнецова. И если мы это и многое другое из намеченного воплотим в жизнь, вот это и будет уже успех нашего поколения.
- И последний, очень «особый» вопрос. Мы знаем, что среди читателей «Руси Державной» много моряков – и те, кто служит и те, кто уже прошел свой флотский путь. Мало того – есть священники, которые когда-то служили на кораблях, в морской пехоте. Какие слова в адрес наших «морских читателей» Вы могли бы передать через нашу газету?
- Интересный вопрос. На флотах давно знают и уважают Вашу газету, а ведь само чтение «Руси Державной» - это уже соответствующий стиль жизни и службы. Со многими священниками Русской Православной Церкви в каждодневной работе мы вместе стремимся приносить большую пользу Флоту и России.
Желаю друзьям, единомышленникам, народу российскому творить добро, и чтобы труд приносил удовлетворение. А удовлетворение невозможно без горения души или, как более точно сказал Святой Филарет, митрополит Московский: «Молитва без любви не бывает услышана».