Русский народ – один из тех немногих народов, который любит то, что составляет сущность Христианства: Крест. Русский человек высоко ценит страдание, он воспринимает его силу, чувствует действенность искупления и знает вкус его горькой сладости. Странничество и есть не что иное, как одна из форм, одно из проявлений этой любви ко Кресту. В основе этого подвига лежит любовь к Богу и стремление страдать и распинаться со Христом. Сущность этого подвига – в добровольном принятии на себя иного образа для достижения высшей степени смирения, кротости и благости сердечной и тем самым для развития любви даже по отношению к врагам и гонителям.
Мирской жажде всевозможных земных благ, пышности и сластолюбия странники противопоставили полное к сему безразличие, нищенскими одеждами прикрывая свое изможденное трудами пути и подвигами поста тело. Торжествующим в мире лжи, сребролюбию, ненависти странники противополагали истинную любовь, сочувствие к людям, чистую правду, объявляемую ими всем, не считаясь ни с чьим положением.
Странничество произошло из подвига паломничества, из желания посетить места, освященные стопами Спасителя, Божией Матери и святых, из желания приобщиться к святости места. Подвиг странничества заключался в том, что человек скидывал с себя все земные путы богатства и приобщался к нищете. Человек становился воином Христовым. Это – борьба не на жизнь, а на смерть не только с грехом, но и с самим корнем греха – с самолюбием во всех его проявлениях.
Подвиг страннический учил о полной нищете, он призывал к полной свободе от вещей или, говоря словами одного странника, «всего человека обнажал, дабы не думать о богатстве своем».
«Иди за мной», – сказал Христос юноше. Для того чтобы следовать Господу, нужна безоглядность. И вот люди Божии, добровольно оставив имущество свое, подобно птицам небесным, которые не сеют, не жнут, а Бог их питает, отправлялись странствовать, ради одного только спасения души, уповая лишь на милость Божию.
Существовала традиция ходить пешком к святым местам. Ехать – считалось грешно. По этой причине и цари, и знатные вельможи, направляясь на поклонение в Лавру к преподобному Сергию Радонежскому, как правило, на богомолье останавливались в Хотьковском-Покровском монастыре и от него шли уже пешком. Существовала и народная поговорка: «Если придешь в монастырь пешком, то преподобный Сергий примет как родненьких. А если приедешь, то как гостей».
И шли люди Божии по бесконечным дорогам Святой Руси. От преподобного Сергия в Саров, на Валаам, в Соловки, в Оптину; заходили к Тихону Задонскому и далее до самого Афона и Святой Земли.
Свой нелегкий путь странники, как правило, освящали непрестанным повторением Иисусовой молитвы.
«Молитва Иисусова, – по свидетельству Симеона Солунского – восходит к временам апостольским. Цель творения этой молитвы – усечение в корне злых помыслов. Ум не может быть без мыслей, без образов, и вместо собственных образов, вызванных чувственностью человека, ставится молитва, которая способствует, с одной стороны, памятованию Господа, а с другой – воспоминанию о собственных грехах.
В наши дни подвиг странничества приобретает особую значимость. Странники повествуют об откровениях последних времен, о грядущих судьбах России. Есть среди странников и священники, хранящие антиминсы, и богослужебные сосуды, и складные походные престолы. Ходят такие странники дебрями и дорогами, а где Господь приведет, служат Божественные литургии. Они являются хранителями святынь, и до последних дней мира будет в России совершаться тайная Литургия, невидимая для постороннего взора. И сейчас движется по городам, селам, лесам и полям нашей Родины незримый крестный ход, освящая молитвой всю многострадальную Святую Русь.
Протоиерей МИХАИЛ Малеев