Отец Александр родился в Ростове-на-Дону в 1954 году. После окончания средней школы служил в армии, затем окончил институт, работал на телезаводе, на шахте. Поездка в Оптину пустынь в конце
80-х годов решила его дальнейший путь. В 1989–1990 он работал в издательском отделе Свято-Введенской Оптиной пустыни, тогда же и был рукоположен в сан иерея.
Закончил Киевскую духовную семинарию. Был настоятелем Свято-Духова храма в селе Ребриково Луганской области, а в 2005 году стал настоятелем и храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в городе Ровеньки Луганской области, построенном в честь погибших шахтеров.
Однажды я оказался на спектакле по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок». И меня поразила заложенная в спектакле идея, которой нет в самой сказке. Гадкий утенок не понимал, кто он, и поэтому готов был считать себя индюком, петухом, уткой, любой другой домашней птицей или даже животным. Потому что чувствовал себя отверженным. Но как бы он не копировал повадки других обитателей птичьего двора, ни для кого не становился своим. Его страдания закончились лишь тогда, когда он понял, что ему вовсе и не нужно быть членом стаи или стада, он не должен жить по чьим-то правилам и копировать чужие повадки. Он — это он.
И когда гадкий утенок нашел своих, то лебеди с радостью приняли «не такого» в свою стаю, оценив его красоту и уникальность. Вчерашний гадкий утенок стал членом лебединого сообщества, которое не требовало от него отречься от себя. Он мог оставаться собой и быть частью чего-то большего.
Почему я в последнее время часто вспоминаю эту историю? Потому что в данной аллегории — причины кризиса, в который оказались вовлечены и Россия, и Украина, и вся Европа. В этом кризисе есть наша вина. Она заключается в том, что мы на какое-то время отреклись от себя. Попытались стать кем-то другим. И то же самое пыталась и до сих пор пытается сделать Украина. И все мы вынуждены платить очень высокую цену за эти ошибки. Россия, ослепленная блеском витрин, стремилась стать Европой, не понимая, почему у неё не получается?
Пресловутые «европейские ценности» известны: это уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. ... Проблема в том, что наши ценности гораздо больше этих. И в прокрустово ложе европейских ценностей мы просто не вмещаемся. Ведь Россия — это и суворовское «сам погибай, а товарища выручай», и народное «не рой другому яму», и христианское «не желай ближнему того, чего не желал бы себе», и кавказское «уважай старших». Где в европейских ценностях «милосердие выше справедливости»?
А ведь всё это как раз то, что делает русского человека русским.
Верность долгу, любовь к Родине, память о своих героях, стремление к справедливости и «милость к падшим»...
Мы стремились в Европу, но мы больше, чем Европа. Нельзя поместить большее в меньшее. Оказалось невозможным сузить наши ценности до рыночной экономики и верховенства права. И конкурентоспособность, какой бы хорошей сама по себе ни была, не может быть национальной идей. А в чем наша национальная идея, спросите вы. И я вам отвечу вопросом на вопрос — а в чем совесть? Разве её нужно как-то дополнительно формулировать? Быть русским — вот наша национальная идея. Русский — это больше, чем нация. Это больше, чем генетика. Это те самые ценности, которые наш народ хранил на протяжении веков и которые проверены веками.
Русский — это дагестанец Магомед Нурбагандов и поляк Константин Рокоссовский, украинец Иван Кожедуб и татарин Фатых Шарипов. Для того чтобы быть русским не нужно отрекаться от своей национальности или религии. Нужно лишь быть носителем идей справедливости, милосердия, взаимовыручки, любви к Родине и русской культуре.
Демократия и верховенство права — это, в принципе, и не ценности для русского человека. Это лишь формы существования социума. Я не готов отдать жизнь ни за то, ни за другое.
Но я готов к этой жертве, если речь идет о моей стране и о моем народе. Потому что быть русским — это больше, чем жизнь.
Россия не должна быть частью птичьего двора и бороться там за место у кормушки. Просто потому что она — лебедь.
Уникальный и неповторимый. И, который, надеюсь, больше не отречется от своего предназначения — летать.
Протоиерей Александр Авдюгин