Добавлено:

Поклонный Крест — знак примирения

Из беседы с епископом Женевским и Западно-Европейским Михаилом

Прошло уже несколько месяцев после подписания в Храме Христа Спасителя Акта о каноническом общении, восстановившем единство Русской Православной Церкви, что открывает возможность служить вместе и причащаться из единой Чаши.

Большинством православных эта весть воспринята как Божие нам благословение и великая к многострадальному русскому народу милость. Наш собеседник — епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил входил в делегацию РПЦЗ, которая посетила в те исторические дни Москву. Владыка, в течение двенадцати лет представлявший в России Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей, участвовал в организации первых совместных с Русской Православной Церковью акций — в частности, по принесению из Иерусалима в страны СНГ святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. На Женевскую и Западно-Европейскую кафедру Владыка Михаил был назначен решением Архиерейского Синода РПЦЗ в мае 2006 года.

— Владыко, 17 мая 2007 года, в праздник Вознесения Господня, произошло историческое событие, которое в СМИ нередко именуют «объединением» Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Как же правильно оценивать то, к чему мы так долго и мучительно шли?

— Это — особое чудо, которое всем нам даровал Господь! Оно еще непостижимо до конца нашим умом. Господь все устраивает по мере нашего стремления. Мы долго жаждали разрешения вопроса церковного. И, как часто бывает, когда к чему-то горячо стремишься, не знаешь, как этот вопрос разрешить.

Еще десять лет назад воссоединение все еще казалось нам несбыточной мечтой. И одним из главных препятствий было неверие зарубежных архипастырей и пастырей в действительное возрождение России.

В самом ли деле очистилась она покаянием? И свершилось ли оно по всей огромной стране и даже там, где при Советах был только ГУЛАГ? Надо было развеять сомнения и, скажу прямо, рассеять пугающую тень ГУЛАГа.


Участники крестного пути Соловки–Бутово отвечают на вопросы журналистов.
В центре — Владыка Михаил

Молились. Но и в молитве понимали, что это только надежда. Никто из нас не может никогда заранее быть уверен в том, что Господь тебе даст то, о чем ты молишься. Было такое внутреннее чувство.

В 2004 году я отправился со святыми мощами преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары по всей России.

Мы пребывали в пути больше года. Мне было интересно и было отрадно видеть Россию…

Тогда понял главное: Россия очень изменилась, можно сказать, духовно прозрела. Именно после поездки укрепилась мысль о возможности воссоединения Православной Церкви Заграницей и Церкви в России.

Поэтому теперь, когда появилась возможность приступить к примирению церковному, испытываю, как и многие, кто живет вдали от России, невероятную радость. Мы снова обретаем нашу Россию. Ту, что жива в сердце каждого русского человека.

Акт о каноническом общении — акт, врачующий глубокую рану, которая после вынужденного разделения кровоточила почти 90 лет. Теперь она будет заживать. И с Божией помощью постепенно наступит полное выздоровление. Я желаю, чтобы и шрам исчез.

— Владыко, как же было возможно сохраниться русским и православным в чужеродной среде?

— Русская миссия состояла в том, чтобы сохраниться русскими и православными. Это уже величайшая задача. Сохраниться в этом мире, чтобы свет Православия мог таким образом там привиться.

Это было не очень легко: ведь русскими мы были только в своей семье.

Отец, который преодолел многие скорби в жизни, но не отрекся от Родины и веры, всегда говорил нам, что только с Богом можно жить. Он помог нам сохранять образ Христа. Наставлял молиться о России, которая для нас всегда была Христоносицей.

Даже за ее оградой мы постоянно ощущали тесную связь с ней. Страдали оттого, что лишены России, как могли в рассеянии, пытались воссоздать ее образ, сохранить память о ней.

— Были ли в Вашей семье, Владыко, те, кто принял мученическую кончину или подвергся репрессиям?

— Да, мой дед Семен Платонович Донсков. Он скончался в 1918 году, когда в станицу вошли красные. Также существуют данные, что он был расстрелян в одном из хуторов Зотовской станицы, Хоперского округа.

— Поэтому, Владыко, участие во встрече в Москве Крестного хода Соловки-Бутово, в службах в Новоспасском монастыре и в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово имело для Вас особый смысл?!

— Много радости я испытал при этом великом событии. Долгие годы мы не переставали верить, что когда-нибудь в честь невинно убиенных на Бутовском полигоне и в иных местах будет поднят и поставлен Поклонный Крест — знак того примирения, в котором должен пребывать человек. Примирение — это не только прощение, это не только соединение с Богом, но и милосердие, молитва, покаяние. Примирение — это самое высокое чувство, к которому человек призван в своем спасении.

По попущению Господню в годы гонений одни русские люди проливали свою кровь за Христа в России, другие оказались вытолкнуты и жили на чужбине.

По берегам водных путей, по которым шел Крест, осталась живая память о тех, которые рыли эти каналы. Среди них было очень много донских казаков, и, наверное, среди них мои родственники. Их мученический подвиг не только остался угодным Богу, но освящает теперь всю Россию.

Сейчас уже ни для кого не секрет, что в 1920-1930-е годы в России были страшные гонения на Православную Церковь и священство…

Именно в те годы по благословению Святейшего Патриарха Тихона уехавшие из России епископы и священники смогли за границей сохранить (а не расколоть!) прежнюю Святую Русскую Церковь. И, по мнению теперешнего российского духовенства, это удалось: уехавшее священство сохранило прежние церковные устои и традиции.

Российские Новомученики и Исповедники посредством речного крестного хода Соловки-Бутово объединили русских людей, которые сейчас разбросаны по всему земному шару. И он стал крестным ходом всего русского народа.

Молитвенно-покаянные шествия такого масштаба, как крестные ходы «Под звездой Богородицы» — явление нашего времени. Эти духовные хождения по России трогают русскую душу. И молится, пробуждаясь, Россия! Люди и свой подвиг совершают, и за других молятся. Они вымаливают у Господа прощение наших грехов.

Промыслительно, что 18 мая, на следующий день после торжественного подписания Акта о каноническом общении перед величайшей святыней Православия — Владимирской иконой Божией Матери в храме святителя Николая в Толмачах, мне довелось возглавить молебен о благополучном начале программы «Под звездой Богородицы» и ее первого Крестного хода Владивосток-Москва.

— По приглашению одного из правящих архиереев и Фонда «Андреевский флаг» вы также приняли участие в торжественной встрече Крестного хода Владивосток-Москва на его долгом пути в Москву.

— Да, 20 июля 2007 года в Благовещенск прибыла наша паломническая группа из Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви Зарубежом, чтобы принять участие в торжествах, связанных со встречей Крестного хода Владивосток-Москва. Вместе со мной приехали две прихожанки нашей епархии: Елисавета Остелецкая и Жоэль Мнишек — потомки русских эмигрантов. Елисавета Николаевна — родственница графини Анастасии Гендриковой, фрейлины Императрицы Александры Феодоровны, которая вместе с царской свитой приняла мученическую кончину в Екатеринбурге.

Очень торжественно прошло 22 июля воскресное богослужение в кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в центре Приамурья. С архиепископом Благовещенским и Тындинским Гавриилом мы возглавили Божественную литургию. В храме было многолюдно. Вместе с постоянными прихожанами молились о благополучии России, укреплении православной веры в Отечестве и за рубежом участники Крестного хода Владивосток-Москва и мои спутницы. Очень многие причастились Святых Христовых Таин.

За рубежом мы всегда молились о России. И где бы ни находились русские люди, во Франции, Америке, Австралии или других странах, они всегда жили духом в России, пока были в общении с Русской Православной Церковью.

Я передал Владыке Гавриилу низкий поклон от Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра, а от себя на память о совместном богослужении — икону святителя Иоанна (Шанхайского) и елей, освященный у раки с его мощами. При этом я сказал, что святитель Иоанн сохранял в нас дух и веру. Благодаря его молитвам и чудесам мы получаем духовное укрепление.

Очень важно, чтобы русские люди из-за рубежа чаще и с меньшими трудностями, чем теперь, могли прикасаться к святыням России — к мощам святых, в земле Российской просиявших, святым чудотворным иконам, молиться о предках и благополучии Отечества в ее древних храмах и монастырях.

Беседу вел Николай ГОЛОВКИН,
член Союза писателей России
от 19.11.2017 Раздел: Октябрь 2007 Просмотров: 51
Всего комментариев: 0
avatar