Имеют, не догадываясь об этом, свою Небесную покровительницу в образе Фёдоровской иконы Божьей Матери и воюющие внутренние войска МВД России. Празднование этого образа в Русской Православной Церкви приходится на 27 марта.
По преданию Фёдоровская икона написана евангелистом Лукой. Как она попала в Россию, неизвестно, но в начале XII века она находилась на нижегородской земле, в часовне близ легендарного города Китеж. Позже на этом месте был построен монастырь. После нашествия Батыя икона бесследно исчезла и была найдена на дереве охотившимся в лесу младшим братом Александра Невского – Костромским князем Василием в 1239 году. Жители Костромы в это же самое время увидели идущего по городу воина, похожего на святого Фёдора Стратилата, которому был посвящён городской собор. Обретённая икона, получив название Фёдоровской, с тех пор хранилась в Костроме. Какова незримая, мистическая связь этого образа с войсками правопорядка?
Начало XVII века в русской истории называют «смутным временем». Очень точное название. Смута тогда охватила не только русскую землю, создав угрозу государственному суверенитету России, но, что гораздо страшнее, проникла в души русского народа, посеяв там семена измены, раздоров, недоверия, уныния и страха. В Смоленске и Москве – поляки, на севере, в Новгороде и Тихвине – шведы, на Дону и в Заволжье – шайки изменивших присяге казаков и лихих людей. Всё предано грабежу, огню, насилию, разбою, разорению. Тьма покрыла русскую землю, и со всех сторон слетелось на пир вороньё. Где искать правды? У кого просить защиты? Нет закона, правительства, войска, казны. Нет царя. Сил к одолению смуты, как казалось, тоже нет. Такого не было на Руси со времён татаро-монгольского нашествия. Но и тогда хоть под присмотром ханских мурз, но сохранялась княжеская власть.
В «смутное время» единственным законным органом на Руси оставалась Православная Церковь, власть которой была «не от мира сего», поэтому отнять её было невозможно. Именно Церковь и удержала народ на краю гибели. Благодаря ей, русские люди, оскудев материально, всё же сохранили своё главное богатство – веру, спасая этим бессмертную душу и сохраняя национальное самосознание. Именно вера давала русским людям понимание причин, свалившихся на их головы несчастий. Она же подсказывала и единственно правильный выход…
После трагических событий конца XVI века, связанных с гибелью наследника престола царевича Дмитрия и смертью его брата – бездетного царя Фёдора Ивановича, править страной стал его шурин Борис Годунов. Вопреки сложившемуся мнению, на царство он был венчан вполне законно, до того не единожды отказываясь от столь тяжкого бремени. Недолгий период его вполне благополучного правления был омрачён появлением в Польше беглого монаха Гришки Отрепьева, выдававшего себя за чудом избежавшего смерти царевича Дмитрия.
Летом 1604 года самозванец во главе наёмного войска, состоявшего наполовину из казаков, двинулся на Москву, но был наголову разбит правительственными войсками в битве под Добрыничами. Казалось, его судьба решена, но последовавшая вслед за этим внезапная смерть царя Бориса резко изменила ситуацию. Практически тут же открылась зреющая в рядах его сторонников измена, и всего через несколько недель московское войско почти в полном составе перешло на сторону Лжедмитрия. А ещё через месяц в Москве были зверски убиты царица и малолетний сын Бориса Фёдор – законный престолонаследник. Вскоре в белокаменную торжественно въехал и сам Лжедмитрий.
Как это могло произойти, что случилось с русскими людьми? Клятвопреступления и цареубийство стало фактом. Народ, ещё недавно столь настойчиво звавший Бориса на царство, присягавший ему как богоданному государю, забыл свои клятвы, отверг законного престолонаследника и попустил его убийство, воцарив над собой самозванца и вероотступника-католика. В этом и таится истинная причина Смуты и последовавших за ней бед. Совершилось преступление против закона Божьего, которое повлекло за собой ещё более тяжкие последствия. Не принеся покаяния, не осознав своей вины перед Богом, народ не мог надеяться на прощение, на лучшую долю. Единственный, кто возвысил свой голос против творящихся беззаконий, был Патриарх Иов, призывавший русских людей к покаянию. Однако обольщённый обещаниями лучшей жизни народ его не услышал, и новые власти сослали Иова в монастырь. Следом последовала целая цепь роковых событий
Не продержавшийся у власти и года, Лжедмитрий был убит. Новым царём был избран Василий Шуйский, но его власть была зыбкой и неустойчивой. Священный ореол помазанника Божьего – православного монарха был омрачён клятвопреступлениями народа и постоянными изменами окружения. Последовал ряд восстаний и антиправительственных выступлений. Царь, не найдя опоры в народе, был вынужден искать её у сомнительных союзников: интригующих бояр, разгульных казачьих атаманов, шведов. Началась открытая интервенция и гражданская война.
30 июля 1610 года в ходе очередного бунта царь Василий был свергнут с престола и выдан полякам, которые заточили его в темницу, где он вскоре скончался. Соглашательство с врагами Отечества и веры, трусость и предательство привели к тому, что на Московский престол был приглашён польский королевич Владислав. Напрасно новый патриарх Гермоген с жаром и твердостью защищал законного царя, объясняя народу, что нет Божьего благословения там, где совершается измена, что это новое клятвопреступление. Народ не внял его голосу. Патриарх был брошен поляками в тюрьму, где мученически скончался от голода. До конца своих дней он тайно рассылал грамоты к народу, призывая его не признавать оккупационную власть, каяться в грехах, твёрдо стоять за православную веру. Именно его пламенные обращения и сыграли решающую роль в формировании народного ополчения под предводительством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского купца Кузьмы Минина.
В этот раз слово Божьего пастыря было услышано в народе. В людях стало просыпаться чувство покаяния, окреп дух национального самосознания. Результатом стало изгнание поляков из Москвы. В конце февраля 1613 года здесь состоялся всенародный земский Собор, который должен был решать дальнейшую судьбу России. На этот раз духовный разум и здравый смысл взяли верх, и люди всех сословий, собранные со всех краёв земли русской, порешили: «… Быти …Государем всея Руси самодержцем Михаилу Федоровичу Романову-Юрьеву… служить и прямить ему во всём, против его всяких недругов и изменников стоять крепко и неподвижно биться до смерти…».
Сам же новоизбранный царь ничего об этом не знал, находясь вместе с матерью, инокиней Марфой, в Ипатьевском монастыре под Костромой. Для испрошения согласия государя туда было отряжено посольство с иконами и грамотами. Послы долго, около 6 часов, уговаривали юношу принять царский венец, но он в страхе отказывался. Не давала своего благословения и Марфа: «Вы – люди ненадёжные. Не раз прежде предавали своего Государя. А Миша мой ещё юн, не дам вам сына», – отвечала она. И только когда послы, став на колени и воздвигнув перед собой икону Божьей матери, именуемую Фёдоровской, с плачем и молитвами стали обращаться к Ней за помощью, увещевание достигло цели, и согласие на царство наконец-то было получено. С этих пор Фёдоровская икона Божьей Матери стала считаться главной фамильной иконой царственного дома Романовых.
Произошло это событие 27 марта 1613 года. До октября 1917-го оно отмечалось в России как государственный праздник, поскольку в этот день было фактически восстановлено Русское государство, функцию охраны правопорядка в котором по сей день выполняют внутренние войска, история которых начала писаться в этот же день в 1811 году с указа императора Александра Первого.
Кстати, фамильный герб Романовых – крылатый лев с мечом – удивительно напоминает нарукавный знак принадлежности к Главному Командованию Внутренних войск. Случайности это или нет, судить тебе, читатель, но недаром говорят, что кто верит в случайности, тот не верит в Бога, в его промысел. Кто знает, может быть, именно военнослужащим внутренних войск, в столь сложный период, который переживает сейчас Россия, предстоит сыграть роль спасителей Отечества?
Подполковник Роман ИЛЮЩЕНКО,
бакалавр религиоведения