Добавлено:

Помнить о нашей великой ответственности перед Богом

ИЗ доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы

23 декабря 2009 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства Московской епархии. С основным докладом на собрании выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Глобальный экономический кризис в конце прошлого года пришел и в Россию. Многие предприятия закрылись или свели к минимуму свою деятельность. Другие были вынуждены пойти на снижение или задержку зарплат, а многие, стремясь оптимизировать затраты, произвели увольнение сотрудников.

Современная российская действительность такова, что не на всех кризис отразился одинаково. Если для одних он стал просто поводом для беспокойства и незначительной экономии средств, то для многих других - настоящим испытанием, заставившим думать о выживании. В этих условиях роль Церкви и в духовной поддержке людей становится чрезвычайно важной.


Последние годы государственная власть прилагает немалые усилия для повышения уровня жизни в нашей стране. При этом очень важно, чтобы экономическая политика органично принималась народом, ибо без этого она не будет по-настоящему эффективна. В этой связи весьма положительно были восприняты людьми, особенно малоимущими, изменения в пенсионном обеспечении. Действительно, несмотря на объективные экономические трудности улучшение уровня жизни нельзя откладывать дальше. Примерно у 20% нашего общества нет возможности достойно питаться, одеваться, растить детей, нет доступа к хорошему образованию и культурному досугу.

Сохраняется большой разрыв в уровне жизни между сельскими и городскими жителями. Между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных разница в 20-25 раз. Люди работают, но за свою работу получают недостаточно. А когда человек остается даже без такой работы, соблазн поддаться унынию и ропоту на судьбу очень велик. И это путь в никуда. Задача Церкви - словом и молитвой поддержать людей, дать им духовные силы для преодоления жизненных трудностей, а в тех ситуациях, когда нам удается сотрудничать с властью и предпринимателями, - помочь сохранить занятость полезным трудом.

Все чаще в нашем обществе происходят порожденные «человеческим фактором» катастрофы и бедствия, в которых гибнут люди. Участились случаи нападений на храмы и священников. Все это признаки неспокойствия, которые свидетельствуют о кризисе человеческой личности и о многих нерешенных проблемах в сфере человеческих взаимоотношений. И Церковь старается эти проблемы распознавать, предупреждая общество о грозящих ему опасностях.

Однако наша работа не должна сводиться только к устранению последствий кризиса. Нужно сделать всё от нас зависящее, чтобы подобные ситуации не повторялись. Экспертный совет «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси сделал заявление в связи с мировым финансово-экономическим кризисом, сказав как о мерах, необходимых для выхода из него, так и о его причинах. Кризис экономический прямо связан с кризисом ценностей и мировоззрения. И первопричина нестабильности в экономике - это деградация ее нравственных основ, когда утрачивается высшая цель хозяйствования, заключающаяся во благе человека, в построении гармоничного и справедливого общества. <...>

Еще в 2007 году на XI Всемирном Русском Народном Соборе мне довелось говорить о том, что именно модернизация страны может решить скопившиеся социальные и экономические проблемы общества. Одновременно было сказано, что реформы будут иметь успех только тогда, когда они будут учитывать ценности национальной культуры и духовного наследия. <...>
+ + +

Предстоящий год объявлен Президентом Российской Федерации Годом учителя. Этим подчеркивается важность задач образования и труда педагогов для будущего страны. Через образование и воспитание закладывается основа национальной общности, формируется духовная и культурная идентичность, сохраняются традиции и преемственность исторического бытия. Образовательная система, неразрывно соединенная с системой воспитания, должна не только передавать новым поколениям наших соотечественников полезные знания и интеллектуальные навыки, но и формировать их убеждения, закладывать в их души и разум традиционные духовно-нравственные ценности. А хранительницей и проповедницей этих ценностей является Церковь.

В труде учителя есть два важнейших элемента. Во-первых, это пример, неотделимый от нравственного авторитета. Во всем без исключения педагог должен стараться быть образцом для своих учеников. Во-вторых, учитель призван относиться к воспитанникам с любовью. Только при этом условии в юных сердцах зародится тяга к знаниям и к тому, чтобы следовать примеру учителя.

Исключительно велика роль учителя в формировании духовного облика нации. Гении русской литературы, музыкального и изобразительного искусства, ученые, обеспечившие научно-технический прогресс нашей страны, нобелевские лауреаты и олимпийские чемпионы - никто из них не смог бы достичь своих выдающихся результатов без хорошей школы, без настоящих учителей.

Быть учителем - это не просто профессия, это призвание. Причем, сегодня такое призвание подчас сопряжено с материальными трудностями, с нелегким трудом. Однако за верность своему педагогическому долгу учителю воздается сторицей - ответной верностью и любовью учеников.

Рутина образовательного процесса способна дать усидчивому человеку хорошие знания. Но если воспитательный элемент в жизни школы уйдет на второй план, если исчезнет тайна встречи личности с личностью, мы не сможем по-настоящему образовать человека. Когда каждый миг общения учителя и ученика будет взаимно обогащать внутренний мир обоих, когда возникнет живая связь между сердцами, тогда и будет действенным процесс воспитания.

Мне доводилось говорить с людьми, уже немолодыми, состоявшимися в жизни, которые с огромным уважением и благодарностью вспоминали своих школьных учителей. Личность настоящего учителя накладывает на ученика добрый отпечаток, который остается навсегда. Поэтому так важно, чтобы учитель не останавливался на достигнутом, пребывал в непрестанном процессе духовного, профессионального и интеллектуального роста.

Как сказал замечательный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, «дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело, такое решительное и непоправимое, что рука всякого истинно русского человека, прикасаясь к нему, невольно задрожит. Здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины» (из «Писем о воспитании наследника престола»).

Убежден, что роль светской педагогики в воспитании человека должна рассматриваться совместно с вкладом в образовательный процесс двух других институтов: религиозной общины и семьи. Система ценностей, на которой строится воспитание, первоначально создается в семье, впитывается с молоком матери. А религиозная община становится хранительницей этих норм, бережно передавая их из поколения в поколение.

Школа, семья, Православная Церковь, другие религиозные общины, будучи традиционными общественными институциями, опираются на общие или близкие базовые нравственные нормы, издавна бытующие в народном сознании. Нужно только остановить их размывание и девальвацию, решительно утвердить их в образовательной и воспитательной системе. Без последовательной и структурированной передачи нравственных ценностей невозможно и полноценное образование. Отрадно, что этот факт признается сегодня и государством, и большей частью нашего общества.

В российской образовательной системе вскоре начинается эксперимент по преподаванию основ религиозных культур и светской этики. Значение этого процесса трудно переоценить. Ведь знание основополагающих духовно-нравственных ценностей своей религиозно-культурной традиции станет надежным компасом для молодежи в современном мире, в мире, где все труднее различать добро и зло, где часто под видом борьбы за права человека совершается фактическая пропаганда греха и вседозволенности, где черное часто называется белым, а порок подается как правильный образ жизни.

В ходе эксперимента очень важно честно выявить выбор родителей школьников. И тем, кто в своем выборе колеблется, пастыри должны ясно сказать: вы выбираете будущее вашего ребенка, вы выбираете направление его жизненного пути. Будет ли он жить только по законам сиюминутной житейской выгоды и по диктуемому им минимальному набору правил, обеспечивающих комфортное существование в социуме? Будет ли он всю жизнь блуждать в огромном мире взаимоисключающих духовных практик или твердо станет на почве собственной традиции, которая укрепит, наполнит жизнь смыслом, позволит удержаться на ногах в минуты житейских бурь и невзгод? Вот на какие вопросы отвечают отец и мать, когда либо избирают для своего ребенка ту или иную духовно-нравственную дисциплину в рамках нового школьного курса, либо возражают против предлагаемого им.

Конечно, нам, православным христианам, вовсе не безразлично, какие тенденции возобладают в современной педагогике. Голос Церкви в обществе можно сравнить с голосом совести в душе человека. Не случайно Священное Писание ставит духовную составляющую педагогики в один ряд с харизматическими дарами и исключительными видами служения: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1 Кор. 12:28).

В этом смысле особая ответственность ложится на воскресные школы, православные гимназии и другие церковно-образовательные учреждения. Учебный процесс в них должен быть образцом для светской школы, они призваны не только давать питомцам лучшие знания, но и воспитывать достойных граждан страны.

На тех, кто так или иначе причастен к церковной педагогике, лежит большая нравственная ответственность. Здесь недопустимы ни духовная расслабленность, ни любительский подход. Ответственность, мудрость, любовь к людям, - вот что должно характеризовать тех, кто трудятся на ниве православного образования, независимо от их социального положения и степени занятости.

Мы живем в условиях жесткой конкуренции идей и стремительного распространения системы взглядов, противопоставляющих себя христианству. Наша обязанность - выдержать этот натиск и отстоять право нашего народа на истину. В такой ситуации будет недостаточно энтузиазма отдельных священников и мирян, увлеченных вопросом религиозного просвещения. Все вместе мы должны понять, что нравственное воспитание молодежи, обучение жизни по совести - это приоритетное направление современной церковной жизни и нашего взаимодействия с обществом.
от 27.04.2018 Раздел: Январь 2010 Просмотров: 255
Всего комментариев: 0
avatar