Из выступления Предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия на XI Всемирном Русском Народном Соборе
От времен принятия Русью христианства — несколько веков идеалом земной жизни русского человека было достижение святости через молитвенное подвижничество, аскетизм, личное нестяжание, доброделание, борьбу с низменными страстями и грехами. Удостоится святости было заветной целью многих русских христиан.
Уже к XVI веку десятки и сотни таких подвижников были канонизированы Русской Церковью и получили всенародное признание и почитание. Русь благодаря их духовным подвигам справедливо стала называться Святой.
Сегодня России брошен вызов, вызов ее традиционным духовным ценностям. Прежние идеалы потеснены с пьедесталов и туда возведен новый идол, кумир — богатство.
Людьми овладело стремление к богатству как сильнейшему средству расширения возможности обладания нынешними приоритетами: властью, силой, возможностью другим диктовать свою волю, свободой действий, понимаемой как вседозволенность, неограниченность доступа к наслаждениям и удовольствиям, к осознанию своего «превосходства» над прочими. И как автоматическое приложение высокое благосостояние и комфортность жизни…
Начало знаменитой великопостной молитвы св. Ефрема Сирина, которую как раз в эти дни многократно все мы должны повторять, в старопечатных книгах читается так: «Господи и Владыко животу моему! Дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене». Надо сказать, что в сирийской иноческой традиции грех сребролюбия считался изобретателем всех грехов, корнем страстей, ибо рассматривался как самое сильное человеческое искушение — искушение присвоением и обладанием.
Чтобы избежать этой опасной болезни — греха сребролюбия, чтобы богатство не стало ядом, отравляющим душу и разум, Христос предостерегает нас: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человеческая не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12. 15).
Нам надлежит «богатеть в Бога», собирая сокровища на небе и там же пребывая сердцем своим! Эта великая христианская премудрость вполне была усвоена нашими благочестивыми предками. Щедрая благотворительность и социальная активность старообрядческого купечества и промышленников широко известны и могут служить хорошим примером для нынешних богачей. «Аще богатство течет, не прилагайте сердца», — говорит пророк Давыд.
В последние годы, когда Россия стала вновь приходить в себя, обнаружился странный парадокс. Сегодня оправдывать надо не богатство, оно, по мнению большинства, в оправдании не нуждается. Сегодня надо оправдывать бедность. Бедность однозначно считается бедой, позором, признаком несостоятельности, жизненной неудачи…
Мы слышим Господнее изречение: «Блаженны нищие духом».
Как это понимать? Одно из церковных толкований таково, что здесь имеется в виду не всякий нищий, но свободно, осознанно избравший такой путь. Господь говорит о блаженстве бедняка, ставшего таковым не из?за собственных грехов: пьянства, лени, нерадивости и даже не в результате, например, стихийных бедствий.
Господь здесь имеет в виду тех нищих, которые добровольно выбрали свой путь в результате отказа от греха, от участия в преступлении заповедей Христовых. Кто же они?
Это не только подвижники иноки, отрекшиеся от мирских благ, но и зачастую самые обычные люди, живущие рядом с нами. Это и научный работник, бескорыстно преданный своему делу, сидящий на мизерной зарплате, которому предлагали трудиться за рубежом на более выгодных условиях, но он остался на Родине. Это и сельский врач, в тяжелейших условиях в любое время суток готовый исполнить свой долг. Это и молодая пара, имевшая мужество отказаться от так называемого «планирования семьи» и возлюбившая многодетность, хотя и постоянно слышащая от близких и дальних: «Зачем плодить нищету?».
В России и во все времена простой народ жил материально небогато, но семьи, особенно в крестьянстве, были, как правило, многодетными. Нынешние однодетные семьи таковыми становятся не только от нищеты, а в основном по причинам эгоистического характера. Дети «мешают» родителям то в учебе, то в работе, то в продвижении по службе, то в общественной деятельности, то мешают «пожить для себя». И в материально благополучной Европе рождаемость уменьшается, значит, дело не столько в отсутствии достатка, сколько в психологии изнеженного потребительства и эгоизма, помрачившего умы наших современников. А исконно русские традиции самоограничения и самоотречения позабыты. Это результат отступления от истинной веры в Бога. И только возврат к святым истокам православия может помочь нашему народу физически выжить.
Сегодня можно с благодарностью приветствовать первые шаги государства в поощрении рождаемости и поддержке многодетных семей.
Например, недавно в Саратовской области губернатор подарил семьям, имеющим более 6 детей, по микроавтобусу «Газель». К сожалению, таких семей обнаружилось в области всего 28, причем подавляющее большинство из них нерусской национальности. Вот о чем свидетельствует отец старообрядческой семьи — священник, у которого 10 детей и который присутствует в зале. В школе русского города Саратова в классах из 25 человек русских учеников всего от двух до пяти.
Тает на глазах государствообразующая нация.
Нужны более решительные и разнохарактерные меры государства, способные вдохновить наш русский народ к восполнению и приумножению главного богатства страны — людей, тружеников и патриотов своей Родины.
Мы, церковные люди, не имеем рычагов светской власти. Ей решать свои задачи свойственными ей методами. Церковь же может способствовать возникновению положительного и привлекательного образа праведной бедности, блаженной бедности во Христе Исусе.
Но и те, кто имеет ныне богатства, да не обольщаются и не надеются на них. Пусть стремятся умножить богатства, но не тратя его на развлечения и удовольствия, а «богатея в Бога», вкладывая средства в приюты для бездомных, больницы, дома престарелых, детские дома и храмы Божии.