Добавлено:

Потревожим нашу совесть

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…»

(Еванагелие от Матфея)


Есть вещи, которые мы привычно оттесняем на задворки сознания. Это понятно и естественно — невозможно обычному человеку вместить всю боль и неприглядность окружающего мира, довольно, кажется, тех тягот и забот, которые повседневно встают перед нами.

И тем не менее в этой статье мы хотим ещё раз потревожить свою собственную и вашу совесть. Мы ещё раз хотим привлечь общественное внимание к людям, живущим в нашей стране, рядом с нами, в той же реальности — но для которых эта реальность не просто неуютна, а по-настоящему жестока.

Эти люди — инвалиды, страдающие интеллектульной недостаточностью. Судьба с рождения приговорила их к роли отверженных, поставив приговор: «умственная отсталость». Их родители и родственники поставлены перед необходимостью сделать страшный выбор — поместить своего ребёнка в специальное заведение, что очень часто равносильно смертному приговору, или всю жизнь влачить существование социального аутсайдера, не имеющего надежды на поддержку общества.

Немного статистики. Лица с умственной отсталостью составляют довольно большую группу. Во всем мире умственной отсталостью страдают более 300 миллионов человек, в России — более 1 миллиона. При этом, по данным Госкомстата, с начала 90-ых годов число умственно отсталых детей в нашей стране выросло в 20 раз (!). Можно утешать себя, что эта шокирующая цифра завышена, что исходная база расчётов содержит методологические погрешности — но суть в конечном счёте не в цифрах.

В докладе «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации» Уполномоченного по правам человека в РФ, подготовленном в 2005 году, констатируется нарушение права детей-инвалидов жить и воспитываться в семье. «Государственная политика в отношении детей с выраженными аномалиями развития до сих пор была построена на приоритете «изъятия» их из общества, содержания в закрытых стационарных учреждениях. Государство упорно продолжает выделять гораздо больше средств на интернаты, чем на поддержку семьи или на альтернативное семейное устройство детей. На поддержание интернатной системы расходуются значительные государственные средства: средняя стоимость содержания ребенка в интернате составляет 14 тыс. рублей в месяц, тогда как пособие на ребенка, живущего в семье, в 5-7 раз меньше».

Также констатируется нарушение прав детей-инвалидов на образование и реабилитацию. «В письме Минобразования России от 22 января 2004 года сообщалось, что дети-инвалиды, страдающие умственной отсталостью, получают образование лишь в редких случаях, а законодательство в этой сфере исполняется неудовлетворительно». В первую очередь это дети с серьезной патологией, с расстройствами психики и нервной системы и дети с множественными нарушениями, которых крайне редко принимают в школы на домашнее обучение, во вспомогательные школы или в коррекционные классы; отказывают в праве на образование даже тем детям, которым по состоянию здоровья такие формы обучения вполне доступны.

Надо отдать должное: в стране есть интернаты, работающие на высоком уровне и действительно опекающие брошенных ребят. Но их чрезвычайно мало. Зачастую умственно отсталые дети, живущие в домах ребенка, не получают необходимую медицинскую помощь. По данным специального обследования, 63% «особых» детей не обследовались психиатром по году и более.

Повседневная практика состоит в том, что детей-инвалидов с расстройствами психики и нервной системы, а также с множественными врожденными нарушениями (а таких детей около 95 тысяч) не принимают в детские сады, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, отказывают в предоставлении услуг в центрах и отделениях социального обслуживания, предпочитающих оказывать помощь детям с минимальными нарушениями. Как следствие, родителям чаще всего совершенно невозможно получить для своих детей, имеющих серьезные психоневрологические нарушения, коррекционно-педагогические услуги.

Словом, общество не готово принять в свою среду умственно отсталых детей, профессиональные училища не готовы к их обучению. Не говоря уже о том, что работодатели никак не заинтересованы принимать умственно отсталых молодых людей на работу. На государственном уровне даже отсутствует статистическая информация о количестве «особых» детей.

Таково положение дел с детьми-инвалидами. Но рано или поздно дети вырастают, и вот тогда для них настают самые тяжкие времена. Потому что если для детей до 16 лет еще существуют какие-то программы, реабилитационные центры и пр., то для взрослых (после 16) инвалидов уже вовсе нет ничего! Инвалид с детства, страдающий умственной отсталостью, зачастую так и остается большим ребенком, который никогда не сможет самостоятельно жить и работать, и поэтому нуждается в реабилитации и после достижения 16 лет. В мире давно развивается направление лечебной педагогики, основанное на трудотерапии. Именно посильный труд признан самым эффективным средством реабилитации инвалидов с умственной отсталостью. Ведь инвалид — такая же живая душа, как и все мы, и так же, как и все мы, хочет жить настоящей жизнью. Да, у этих людей тоже есть потребность в самореализации, а это возможно только через труд.

В последние годы в нашей стране наконец начала появляться альтернатива неизбежному помещению инвалидов в интернат. Эта альтернатива — создание необходимого количества небольших реабилитационных центров, школ, мастерских, обслуживающих свой район, город, поселок. В Европе и в мире такое направление развивается уже с середины прошлого века. Финансируются такие учреждения государством, Церковью и частично корпоративными структурами. У нас такие центры создаются силами родителей детей-инвалидов и существуют на средства благотворителей, а также на зарубежные гранты. Судьба таких организаций всегда терниста. Ведь для того, чтобы существовать, им надо постоянно преодолевать косность чиновничества, сопротивление государственных структур, не желающих иметь перед глазами пример неформального, неравнодушного отношения к их «целевому контингенту», и, не в последнюю очередь, безволие и неверие в возможность изменения участи, постигшей молодых инвалидов и их родителей.

Опять-таки, центров для взрослых инвалидов у нас на порядок меньше, чем для детей. Поэтому расскажем о двух из них. Один находится в Севастополе, другой — в Москве. Связывают их давняя дружба и сотрудничество, ведь делают они одно общее благое дело.

Вот уже три года, как в «городе русских моряков» Севастополе работает реабилитационный Центр «Школа жизни». Создали его родители на средства благотворителей и собственные. (Положение инвалидов с детства на Украине, как и везде в СНГ, не отличается кардинально от описанного выше: те же проблемы, та же оторванность от общества.) Ныне численность учащихся, ежедневно посещающих Центр, порядка 15 человек, это инвалиды I и II групп с диагнозом олигофрения. Режим работы — с 9 до 17. Молодые инвалиды, принимаемые в Центр, могут посещать его постоянно, ограничений по длительности пребывания нет. Цель работы — научить инвалида жить самостоятельно, подготовить его ко времени, когда родители уйдут из жизни и он останется один. Одновременно целью и средством является трудовая подготовка, обучение простейшим видам деятельности, коммуникативным навыкам. Инвалид приучается жить и работать в коллективе. Внедряемые в Центре методы реабилитации основаны на любви, взаимном уважении, совместном труде и лечебной педагогике.

Других средств реабилитации лиц с умственной отсталостью, по-видимому, просто не существует.

В Центре создана полиграфическая учебно-производственная мастерская, где учащиеся под руководством педагогов выполняют различные печатные работы на заказ: бланки, расчетные книжки для ЖЭК, визитки, рекламные листовки, небольшие брошюры. Результаты достаточно красноречивы. За время работы Центра, помимо различных развивающих игр и упражнений, в т.ч. компьютерных, учащиеся освоили (в разном объеме):

• различные виды домашних работ: уборка помещения, приготовление пищи, мытье посуды, сервировка стола;

• различные виды рукоделия: работа с гипсом, тканью, картоном, ракушкой;

• стирку вручную и на автоматической стиральной машине, глажение;

• работу на ксероксе и ризографе;

• различные послепечатные работы (подборка, фальцовка, скрепление, обрезка, упаковка);

• уход за растениями на садовом участке.

Эти виды работ выполняются под руководством либо просто под наблюдением педагогов. За время пребывания в Центре учащиеся очень изменились в психологическом плане — стали более выдержанными, коммуникабельными, ответственными, более адекватными социальной среде. Все родители без исключения отмечают положительные изменения в поведении своих детей. В этом одна из причин того, что они продолжают приводить их в Центр. Вторая причина — в том, что сами учащиеся, молодые инвалиды, не представляют уже себе жизни без Центра, без коллектива, где они чувствуют любовь и внимание, а главное — ощущают себя ВОСТРЕБОВАННЫМИ. Другой возможности ощутить себя нужными в этой жизни, кроме нужности родителям, у них попросту нет.

Теперь вернемся в Москву. На весь многомиллионный мегаполис здесь существует только один (!) Центр трудовой реабилитации для молодых инвалидов с умственной отсталостью. Это «Турмалин», созданный также силами родителей больных детей.

Для того чтобы человек мог самореализоваться, ему необходимо трудиться. Люди с нарушением развития не исключение — они тоже хотят работать, находить применение своим силам и способностям, быть полезными членами общества. В «Турмалине» учащиеся трудятся в художественно-ремесленных мастерских: керамической, ткацкой, валяльной, столярной, свечной. Работа в этих мастерских приносит им также и эстетическое удовлетворение. Выпускаемая продукция — высокого качества, обладает, помимо всего прочего, и художественной ценностью. В «Турмалине» организованы группы социальной реабилитации, где ребята учатся общаться друг с другом, вырабатывают навыки, необходимые для жизни в обществе. Осуществляются программы индивидуальной реабилитации. Это занятия с логопедом-дефектологом, психологом, занятия музыкой, живописью, развитием движения.

Каждый вечер педагоги и учащиеся вместе играют, танцуют, поют песни или просто сидят за столом, беседуют, пьют чай. И все это обязательно вместе. «Особых» детей приучают быть внимательными друг к другу, заботиться друг о друге, приучают собственным примером, терпением и любовью. А выраженная к другому любовь всегда приносит плоды, она не бывает безрезультатной. Думается, что люди, работающие с «особыми» детьми, кроме очевидной трудности работы, со временем начинают ощущать «отдачу» даже не в смысле появления положительных изменений в своих подопечных, но и сдвигов в собственном мироощущении, системе ценностей. В процессе работы появляются новые, собственным опытом рожденные, педагогические подходы, понимание того, что может оказать влияние на ученика, дать эффект подчас неожиданный, но обнадеживающий. Дай Бог им терпения и любви в их нелегком труде.

Для тех же, кого не оставила равнодушным наша статья, даем телефоны в Москве, по которым вы всегда сможете получить дополнительную информацию.


Елена Васечкина

Севастопольский Центр «Школа жизни»:
(495) 395-59-51
Московский Центр «Турмалин»:
(495) 683-86-54
http://www.turmaline.ru/
от 24.04.2024 Раздел: Май 2007 Просмотров: 699
Всего комментариев: 0
avatar