Обобщим наши публикации о пожаре и подведем итоги. Пожар начался днем во время праздничного бдения в честь вмч. Пантелеимона, покровителя русских монахов на Афоне. Ночью произошло первое большое чудо. Это чудесное спасение русских скитов Новая Фиваида и Крумница, оказавшихся почти в эпицентре страшного пожара.
На следующий день огонь уничтожил почти всю площадь от Уранополиса до Иванницы. Главный удар пришелся на монастырь Хиландар.
Удар огня решили принять вдоль старой хиландарской дороги. Прибыли пожарные из Сербии. Была создана разделительная полоса шириной 15 метров. Но огонь перекинулся через нее без особого труда...
После этого хиландарские монахи поняли, что ждать спасения им больше неоткуда. Была вынесена чтимая копия иконы Троеручницы, покровительницы обители. Отцы стали служить молебен, игумен окроплял святой водой лес. И пожар неожиданно остановился перед самим монастырем! Как будто невидимя сила задержала стихию.
Пламя двинулось на север, к морю, и на юг, к Иваннице. Ватопедские монахи молились особенно усердно, понимая, что они – следующие на очереди. В Ватопеде изменился порядок богослужения. В конце вечерни прибавлялся молебен с коленопреклоненными молитвами, молебны служились и утром, и днем.
Когда на горизонте над Хиландарским хребтом появилось облако угарного газа, ватопедские старцы догадались, что нужно прибегнуть к крайним мерам. Иначе, будет поздно. На южную стену монастыря, над портой, был вынесен Святой Пояс Пресвятой Богородицы, служился молебен, и старцы осеняли Поясом горную гряду.
К концу молебна небо затянулось облаками, а ночью хлынул не просто дождь, а настоящий тропический ливень. Он шел с перерывами 2 дня. (Этого хватило, чтобы угасить даже самые толстые стволы деревьев, которые в пожар работали, как печи: в центре ствола угли, разгорающиеся от ветра, а сверху – обычная кора, как будто это обгорелое и потухшее упавшее дерево.)
Богородица, Защитница и Покровительница, и на этот раз не оставила монахов. Пламя не перешло через хребет. Монастырь Ватопед был спасен, и вся Святая Гора избавлена от опасности...
Общей молитвой всей Святой Горы огонь удалось отсечь по новой хиландарской дороге. Надо ли говорить, что многие старцы и келиоты, взяв свои чтимые иконы, совершали крестный ход по этому рубежу?! Все монастыри молились, служили молебны, прибавляли к последованиям покаянные молитвы.
Подведем итоги, каков ущерб. Сгорело все пространство – от крайних домов на восточной окраине Уранополиса до Мегалы Виглы. Скит Крумница и большинство виноградников остались целыми.
Полностью выгорело гигантское ущелье Камена, со всеми его отрогами и хребтами. От Фиваиды до старой хиландарской дороги выгорело почти все, кроме виноградников Моноксилита. Остались небольшие участки соснового леса, потому что пламя бросало ветром в разные стороны.
По северной части Афона вдоль всего побережья и до хиландарского скита свт. Василия Великого осталась нетронутой полоска леса шириной примерно в 2 км. На Севере гигантский палец, полуостров отходящий от Мегалы Виглы и называемый Петровуни, со всеми его уникальными сосновыми рощами и полянами остался полностью цел и невредим огнем.
На Юге вдоль берега не тронута полоса местами шириной до 50 метров вплоть до Иванницы. Новую хиландарскую дорогу огонь не перешел.
И вот еще раз Господь явил всему миру чудо, через Святую Гору Афон, укрепив нас в вере и утвердив в уповании на заступничество Божией Матери и святых. Как тут не вспомнить ирмос: «Даниил, распростерший во рву руки, затворил (букв.: заткнул) зияющие пасти львов; огненную же силу (пещи) угасили, препоясавшись добродетелию, ревнители благочестия отроки, взывая: «Все творения Господни, благословите Господа!».
Нетронутая огнем часовенка. Лопнули и оплавились от температуры стекла, но бумажная иконка Воскресения не сгорела. (Кто знает это место, тот поймет, где, а кто не знает, тому и не надо знать).
www.isihazm.ru